Киприан, епископ Карфагенский и его богословское учение.

Главная/Статьи/Киприан, епископ Карфагенский и его богословское учение.

Киприан, епископ Карфагенский и его богословское учение.
Киприан, был родом из Северо-Африканского города Карфагена, знаменитого Карфагена, который еще в 252 году до Р.Х. осаждали римляне, тогда войско возглавлял один из не менее знаменитых в истории полководцев — Ганибал. Киприан получил юридическое, по тем временам, достойное образование и мог вполне заняться этой деятельностью, успехи в которой прочили ему родители, естественно воспитывавшие сына как и они сами в языческой вере. III век и особенно вторая его половина, впоследствии стали для Киприана переломными временами всей его жизни, однако принятие христианства, было связано с его распространением в Карфагене, Карфагенской христианской общиной, которую посещал только начиная со зрелого возраста Киприан. Он пришел поздно к вере, и ко святому крещению, ему было 42 года, когда его крестили. Оставив юридическую деятельность, и связанное с нею безбедное существование, он всецело это время посвящает вопросам веры, изучению религии и проповеди. В 47 лет становится епископом, выступавшим против не только Доната и его ереси, но и против многих расколов, очевидным была его полемика с папою Стефаном, который была настолько надменным и остаивал свое еретическое учение о священстве и особенно его догматической яко бы взаимосвязи с таинством Евхаристии, что не ожидал оппонентом такого начитанного, достаточно знающего во вопросах веры, епископа, под окармлением которого стала одна из церквей первохристианских — Карфагенская Церковь, каким был Киприан, — личность замечательная во всех смыслах, и главное обладающая превосходным полемическим и проповедническим даром от Бога.
Киприану, поначалу пришлось полемизировать, с римским пресвитером Новатом, от которого, получила название ересь «новацианства». И связана была она с теми гонениями на Церковь, которые были в это время, когда в первохристианской Церкви встал вопрос о том, как же принимать «отпавших» от Церкви в результате гонений, если они пытались возвратиться назад…? Новацианство выдвинуло идею, заключающуюся в том, что «отпавших» необходимо принимать через таинство крещения, крестить их снова, тогда как, Киприан выступил с тем, чтобы принимать отпавших через таинство покаяния. Впервые в церковной истории, аргументация Киприана, епископа Карфагенского фактически касается двух сторон, искажения христианской веры — со стороны раскола, со стороны искажения как ереси. Он проводил четкую границу между раскольниками и еретиками, Донат в частности, не был раскольником в прямом смысле этого слова, он был еретиком, поскольку отвергал и благодатность таинств в Церкви, и догматику Церкви и много другое. Киприану было трудно, полемизировать скорее не с Новатом, а с папою Стефаном, который затем вступил в спор с Киприаном исходя из догматического богословия, …
Новат во многом (и это кстати еще один повод говорить о явном перегибе в католическом богословии уже в ту эпоху, эпоху единства Вселенской Церкви в сторону провозглашения единоличной власти епископа) утверждал, что священнический сан связан иерархически в церковном единстве, как священников, так и епископата, что древнейшее правило Апостольких Постановлений не верно толкуется, о епископе «как равным среди равных» (впоследствии под руководством Киприана, это было подтверждено на одном из соборов поместной Карфагенской Церкви), так как Христос есть глава всех христиан, и Господь Иисус Христос прообразует собою Тело Церкви, то и иерархическое единство, должно восходить к главе видимой Церкви. — епископу, в те времена. Епископ, в представлении Новата, должен быть наделен единоличной властью, властью как ГЛАВЫ ЦЕРКВИ обращенной к подчиненным- то есть священническому сану, мирянам и так далее. Киприан, показывает очень важный момент, в котором верно интерпретирует позицию Новата, как позицию разделени между главою Церкви и между священническим саном, мирянами и прочее… Он говорит, что Церковь не потому едина, что в ней есть принцип соподчинения частей Телу Христову только, но потому, что это единство обнаруживается в догматической ее стороне, догматической жизни Церкви как членов единого Тела Христова, составляющих это Тело и к нему же относится, по мнению Киприана, епископ. «Епископ в Церкви и Церковь в епископе», — первый главный принцип и вошедший в наши канонические сборники впоследствии, на основе которого утверждается не единоличная власть одного епископа (как мы это видим в католическом богословии) над Церковью, а ЕДИНСТВО И СОБОРНОСТЬ епископата «собеседования отцов» с Церковью, как единым созидающимся и развивающимся Телом Христовым, в которое входят члены- другие поместные Церкви, тем не менее соборно составляющие ЭТО ТЕЛО.
Папа Стефан, вмешавшийся в спор, применил довольно весомый по тем временам аргумент, связанный не только с догматической, но и таинственной- сакральной стороной учения о Церкви. Он полагал, что в частности говоря, о епископате и священническом сане епископ Киприан прав, но что же делать с мирянами, добровольно или в результате гонений отторгнутых от Церкви и здесь он утверждал, что такие лишены не только благодати Святого Духа, который пребывает в Церкви, но их необходимо принимать в Церковь, только через покаяние, — исповедь, а не крещение. Киприан, епископ Карфагенский соглашался с папой Стефаном в этом, но полагал, что еретики, отпавшие от Церкви САМИ , то есть свободно отпавшие от Церкви и исказившие учение ее, должны приниматься обратно через покаяние — исповедь, те же, кто никогда не верил и не входил в Церковь- то есть сектанты, должны приниматься в Церковь через крещение в первую очередь, раскольники отторгнуты от благодати Христовой от таинства Евхаристии. Их должно принимать, через таинства исповеди, покаяния и святого Причащения. Очень интересным является аллегорическое объяснение различных смыслов этих терминов: еретик и раскольник. «Церковь- пишет в одном из посланий епископ Киприан- подобна кораблю в море, плывущему по волнам, и есть те, кто оказываются за пределами этого корабля, одни- бедствуют недалеко от корабля, другие- чуть подальше, так, что и первым и вторым, почему нельзя подать спасательный плот?! а третьи настолько далеко, что кажется их и вовсе не видно с корабля». Первый, что «вблизи от корабля» — еретики, которые возможно только вышли из Церкви, исказив учение ее, или часть ее учения. Вторые- чуть подальше, раскольники, которые уже БЫЛИ В ЦЕРКВИ, как и еретики, но в отличии от первых, угрожали каноническому единству Церкви. Третьи- те, кто отпал добровольно от Церкви, или никогда не был ее членом. — сектанты.
….Это объяснение свидетельствовало о глубине веры, и религиозном опыте епископа Киприана, отстаивавшего равно фактически, православное учение о Церкви, экклесиологию, дальнейшее формирование которой принадлежит во многом и ему, как против еретиков, так и против раскольников и римских епископов… Ему (епископу Киприану) принадлежат более 68 посланий, несколько трактатов, «О единстве Церкви», в котором он продолжает мысль Тертуллиана о том, что кто не в Церкви «Тому Бог не Отец и тому Церковь не Мать», «О крещении» (De baptizo) , частные послания церковным лицам и епископам.
Епископ Киприан Карфагенский провел соборы в Карфагене, на которых были приняты определенные каноны, как регламентирующие церковную жизнь и внешнее устройство Церкви, так и направленные на СОХРАНЕНИЕ канонического единства с другими Церквями первохристианского мира, — всем смыслом его жизни с 42 лет стало отстаивание учения о Церкви, против расколов и ересей, отстаивание единства канонического, догматического, евхаристического ( в этом его особая заслуга) или таинственного Церкви как Богочеловеческого Тела и ее членов и тринитарного единства (он тоже развивал тринитарное учение о единства в Церкви как единстве лиц в Пресвятой Троице) человека и Бога.
Киприан, епископ Карфагенский потерпел мученическую смерть, будучи от рождения своего римским гражданином, он был обезглавлен в 258 году после Р.Х. при правлении римского императора Валериана.

2013-10-10T17:55:14+00:00 Сентябрь 14th, 2012|Categories: Статьи|Tags: , , |Нет комментариев

Оставить комментарий