Несмирение, гордыня, как путы человеческой души…

Главная/Статьи/Несмирение, гордыня, как путы человеческой души…

«Несмирение», гордыня, как «путы» человеческой души…
Если говорить о смирении и несмирении, гордыни и тщеславии с позиции духовного видения, то нужно признать, что никто еще так четко и понятно, глубоко и мудро не поднимал данную проблематику в контексте духовного опыта, как святые отцы Церкви. преп. Антония Великого, Макария Египетского, Евагрия Понтийского, особенно к его творению «О семи грехах» , Марка Подвижника и других древнехристианских писателей, трактаты и труды которых вошли в Т 1 Добротолюбия. Среди русских подвижников благочестия, чей духовный опыт и стяжание даров Святого Духа были признаны всей полнотой Церкви стоит особенно отнести преподобного Нила (Сорского), его «Устав об иноческой жизни», писателя, богослова и философа, жившего в XV столетии, одного из подвижников «дела нестяжательства» на Руси, святителя Тихона (Задонского) и его учение о православном воспитании, конечно же таких «столпов» Русской Церкви как святого Серафима Саровского, святителя Игнатия Брянчанинова , архиепископа Кавказского и Черноморского и конечно же святителя Феофана Затворника (Вышенского), святого Иоанна Кронштадтского и особенно для тех, кто хочет стать «тайновидцем своего сердца» , обрести смирение и мудрость, достичь серьезных результатов в духовном воспитании и возрастании- извлечения из его дневника: «Моя жизнь во Христе»….
Когда человек говорит, что он гордый, то пприходят на ум слова из Священного Писания: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Однако при ближайшем рассмотрении эти слова адресованы всем тем, кто свою гордость поставил на первое место, пренебрегая заботой о духе и душе. Гордость ведь она может проявляться по разному. Бог говорит Иову многострадальному, что он то в сущности «червь», который не может и не должен просить Бога о с нисхождении, ибо праведность Иова в сущности превышала его любовь к Богу. Поскольку он был лишен всего, поняв, что Бог ему послал величайшее испытание он полностью его пережил и пронес через себя. Ранее на свой робкий вопрос, за что Бог послал ему это испытания Бог-Саваоф ответил «Не ты ли разделил воды и берега, не ты ли сделал так, что горный козел питается травою» Это был одновременно вопрос для человеческого понимания и утверждение Божие, что Он Творец всему и людям, волос у которых посчитан у каждого на голове … Но есть и другое проявление гордости: гордость телесная, переходящая в гордыню. Когда Бог сделал так, что человек родился красивым бывает, что он все отдает на алтарь своей человеческой и земной красоты, не думая о том, что это тлен и прах, в который превратится его красота со временем и он кичится общением с другими людьми, он выбирает себе только «красивых» людей… Его красота вторит его Я, которое впрочем настолько же поднимает свой голос, насколько дух человека томится под этой тяжестью красоты… Он ищет и видит телесно, в нем нет «сокровенного души человека» , потому, что именно такая гордыня перерастает в то, что лишает человеку целокупности и цельности его личности, разъединяя ее и превращая его жизнь в подлинную земную телесно-душевную трагедию… Поэтому, гордость может произрастить из себя гордыню, но это не значит, что святые отцы Церкви и подвижники благочестия считали буд-то бы гордость есть грех. Ведь есть и смирение как грех, когда смиряются во имя своей личной самосути, своего Я и своей тщедушной жизни. Таким грехом страдал Диоген Синопский , заточивший себя в бочку, однако же проявив «смирение» он не обрел истинной любви к людям. «Ибо потому узнают вас, что вы Мои ученики- если будете иметь любовь между вами». Любовь порождает смирение, не любящий Бога не может быть смирен, но Бог ведет его тайными, известными только Ему путями ко смирению от несмирения, лучше бы человек и не знал этих путей, ибо они всегда связаны со страданием с принижением и с кенозисом — нисхождении Бога и уничижении Его до Сына Человеческого … Тогда и человек этот страдает подлинно, если в жизни его страдает он сам и все вокруг страдает и сострадает ему, если только он полностью ПЕРЕЖИВАЕТ страдание как бытие свое … Поскольку все с чем человек имеет связь и то к чему он стремится и правда, и истина и любовь и жизнь и смерть как переход к вечной жизни несет в себе печать страдания и переживания страдания как лучшего исхода из его греховной жизни и как не странно покажется лучшего способа обретения СМИРЕНИЯ … Смирить себя значит сойти от раба человеческого, до раба Божия — именно в этом смысле понимали значение смирение многие мученики, принявшие СТРАДАНИЯ физические, а ведь есть и духовные, страдание приводящие к духовному СМИРЕНИЮ, ибо и дух может противостоять Богу, если он не смирен, если не смиренно сердце «Сердце смиренно, Бог не уничижит» … Значит всякий раз, когда страдает человек, Бог принимает его страдание и как бы сострадает ему, всякая тварь и все творение Божие тогда сострадает ему в последние его дни и последние его надежды, принимая их как дань и как жертву себя самого… В сущности верующий принимающий и приносящий жертву — Евхаристию , причащается таинству обновления его духа и сопричастию с Богочеловеком, Он всецело ощущает себя во Страдании Богочеловека как часть неразъединенная этого Богочеловеческого организма, в этом величайшая радость литургического деяния- «общего дела» причастия Божиему страданию… «Ибо не здоровые нуждаются во враче, но больные» ..Парадокс несмирения в церковном измерении и заключается в том, что обуянный гордыней, тщеславием не может подняться духовно до страданий Богочеловека , но всякий раз воспоминая в таинстве Евхаристии и словах священника о Богочеловеке страдающем на Кресте он смиряет себя, ибо в этом и есть второй величайший способ обретения смирения в антиномии страдания и нестрадания: как решения в пользу нисхождения и уничижения свой греховной стороны личности и осознания своего страдания во смирении и смирения во страдании …. Потому, многие монахи и даже подвижники удостаивались венца смирения и мудрости Божией после полного прохождения ими духовного пути… Поскольку и святые отцы Церкви считали, что человек должен полностью смирять себя, если он встал на путь постижения совершенства Божия…. Когда послушник сказал одному авве, «отче я обрел знание, разум мой воспарился к Богу » он ответил ему «Спустись же скорее с небес, ибо смирение возлюбил Бог нежели гордость» … Показывая тем самым, что никто не может возноситься без Бога и быть возносимым без Бога… И вот один монах , пребывал ежедневно в своей килии в чтении молитвы и разумении книг Священного Писания, вошел же в его ум диавол, ибо монах тот не уделял должного времени отдыху минутному дабы разуметь истину и здраво подходит к познанию ее и начитавшись Священного Писания, которое в сущности он стал толковать так, что потом объявил игумену, что он настолько овладел толкованием Священного Писания, что может раскрыть сей смысл полностью, на что монахи и подвижники видя, что диавол прельстил его ум, и что монах тот впал в прелесть стали усмирять его, молились о нем, но от прельщенный ГОРДЫНЕЙ как повествуют святые отцы впал в умолишение и сошел с ума… Что же говорить о людях, когда даже монахов «похищают» враги-демоны и уводят их от истинного служения Богу… Евагрий Понтийский, писатель IV века различал и «дневного демона», которой около полудни в самую жару уводит мыслью монаха к своей прошлой жизни, заставляя его то смотреть на часы, то в окошко, то впадает он в уныние и тут действует другой демон- демон уныния, так, что не сидится ему в келье и он ждет, когда же будут «часы» … И уныние, и тщеславие и обольщение и блуд и чревоугодие и гнев все это порождения гордыни и не смирения…
Поэтому святые отцы Церкви говорили, что смирение обретает в премногих трудах духовных…Несмирение крах человеческой личности, ее раздвоенность и разъединенность, «ржа и моль сердца» применительно к несмирению в семье ребенка по слову святого Иоанна Кронштадтского, влекут все последующие грехи, крушение в мире ради мира.а не ради духа и Бога, даровавшего его.

2013-10-10T06:42:33+00:00 Октябрь 9th, 2013|Categories: Статьи|Tags: , , |3 комментария

3 комментария

  1. Jurij 12.08.2015 в 18:57- Ответить

    Все так! Чем больше стремлюсь к духовному развитию,тем все в жизни сложнее и сложнее.Получила ответы на вопрос ну почему и что я делаю не так?

    • Daemoon 12.08.2015 в 20:15- Ответить

      Здравствуйте! Спасибо за Ваш комментарий. Вы действительно верно ставите вопрос, который по Вашему мнению заключается в том, что причина вашего разногласия самой с собой кроется внутри Вас. Стремление к духовному развитию важно, но не нужно забывать Вам о том, с каким сердцем Вы к нему стремитесь. Да и позвольте, духовное развитие — всеобъемлющее понятие. Если Вам кажется, что все сложнее и сложнее в жизни, то это зависит от того, как Вы воспринимаете свою жизнь, то есть внутри, опять же, себя… Статья, на которую Вы написали свой комментарий изначально задумывалась под впечатлением от знакомства с изречениями святых отцов Церкви, в которой автор старался изложить их взгляд, а также библейский взгляд, именно на притчу об Иове Многострадальном.

  2. Hosting 20.12.2016 в 02:53- Ответить

    Наконец, высшая стеень овладения нас помыслами именуется с т р а с т ь ю. Это происходит тогда, когда долгим временем угнездившийся в душе нашей злой помысел становится как бы ее нравом и постоянной привычкой. В такое состояние человек приходит по собственной воле, и в нем он постоянно обогревается страстными помыслами, влагаемыми врагом и укореняющимися от постоянного упражнения и от мечтательности. Избавиться от этого состояния можно только путем покаяния, в противном случае человек подлежит вечной муке.

Оставить комментарий