» Человека тянет к неизведанным просторам разума,сознательная жизнь которого заключается в достижении апогея эволюции»
Эпиграф.
В прошлом очерке, посвященном постинформационному обществу в свете будущих времен, были рассмотрены основные проблемы и вопросы, с которыми человек может столкнуться в ближайшем будущем. Среди них (как это было уже исследовано учеными) особенное значение приобретет экологический, духовно-нравственный и в частности кризис потребления. всевозможных благ. Наряду с этим, стоит отметить возрастание и углубление психологических функций, которые отвечают за восприятия действительности и реальности как таковой в свете той сконструированной «постинформационным обществом» парадигмы наложения двух миров — интерактивного ( с психической точки зрения более чем иллюзорного) и реального (действительного, жизненного мира). Параллелизм этих двух миров заключается, на наш взгляд, в постепенном преобладании первого над вторым, уже в области досуга и всевозможных развлечений, интересов различных сторон, в котором бы реальное положение личности в обществе отвечало этапам сконструированного интернет-пространства, постепенно становящегося все более заманчивым и все более втягивающего человеческое сознание в его всевозможные конъюнктурные проекты. Однако, стоит ли говорить о том, что заявленная нами в начале Очерка №2 тема «Миф о вечном возвращении» каким-то образом может быть связана с вызовами, проблемами и вопросами, активно разрабатывающимися и решаемыми в современности экспертами и кажется всем сообществом в целом??? Думаем, что… нет. Действительно, сформулированная идея востребованности «мифа» по отношению к «реальности» вообщем-то и целом не может быть полностью взаимосвязана с задачами разработки интерактивного пространства, новых технологий и базисных принципов не вмешательства в подсознание и самосознание человеческой личности. Но что, до последнего, то сколько угодно можно говорить об этом «не вмешательстве» только на уровне тривиальном, и довольно условном, уровне чувственного и эмоционального восприятия. При этом и данные границы самосознания современными технологическими системами, компьютеризированными с учетом всевозможных пожеланий и всевозможных принципов действия, во многом становятся преодоленными в рамках все того же некогда сформированного концепта INTERACTIV WORLD.
Проекции этого «интерактивного мира» представляют собой все более очерченную, в области воспроизведения чувственных, эмоциональных, перцептивных, мысленных функций человеческой личности схему в которой был операциональность указанных функций и действия была бы предугадана и с точностью до определенного пикселя скопирована, переведена в ранг действительной интеллектуальной единицы, но с одним наиважнейшим условием — интеллекта полностью искусственного, который бы фактически запрограммирован был таким образом, чтобы без малейшего труда в будущем мог репродуцировать существенные принципы сознания человека, его мыслеформы, идеи, переживания, чувства, эмоции, то есть на определенном этапе прогресса заменил бы собой человека. Естественно, что недавно, да и давно уже, звучали скептические оценки ученых, исследователей различных направлений, нейрофизиологов, биологов, психологов, о том, что «машина, какая бы она не была» не сможет полностью скопировать на себя образ человека и подчинить его себе. Конечно теперь, по истечении более чем 20-30 лет это уже кажется не так фантастично, как казалось тогда… В глубокой связи с этой попыткой репродуцирования принципов сознания стоит подсознательная установка почти каждого человека на земле, способствующая все большему осознанию роли человека как не просто личности, в будущем запрограммированной на совершении тех или иных действий согласно interactiv and communicativ code, но человека как естества, то есть все больше и больше приближающегося к своей природе.
Об этом явлении религиозной и нравственной жизни человека, как подсознательно свойственном ему прототипическом мышлении писал румынский религиовед Мирча Элиаде в работе об «Андрогине или мифе о вечном возвращении». «Возвращение» есть символико — аллегорическое сакральное действие, в котором человек вспоминает о подсознательном единстве его с природой и со «смысловым носителем информации» — универсумом, бытием целого. Этот миф был распространен у множества древних народов, в частности у ацтеков и индейцев Перу, в Мексике он сохранился в народной религиозной, по своему происхождению (как и в других частях света) культуре, в которой существенным символом выступало «Мировое древо». Сюрреалистическое понимание этого древнейшего прототипа, впервые описанного в Книге Книг- Библии, было продемонстрировано в трудно поддающемся интерпретации мексиканском кинофильме, фактически воспроизводящем древний миф. В нем прослеживалась главная сюжетная линия, о «Мировом древе», находящемся в центре мироздания, путь к которому есть не столько мир фантазии и иллюзорного восприятия реальности, но совершенно реальное постижение «утраченного кода», утраченных смыслов, через стимулирование собственного сознания (самосознания человека).
Оставить комментарий