1. Этимология понятия обновленчество , исторический, религиозный и философский смыслы содержания этого понятия. Предистория.

Главная/Статьи/1. Этимология понятия обновленчество , исторический, религиозный и философский смыслы содержания этого понятия. Предистория.

1. Этимология понятия «обновленчество» , исторический, религиозный и философский смыслы содержания этого понятия. Предистория.
» Братья и сестры о Господе, наши духовные чада: Храните единство Святой веры в союзе братского мира. Не поддавайтесь смущению, которое новые люди стремятся внести в ваши сердца по поводу учения нашей Православной веры; не склоняйтесь к соблазнам, которыми они хотят обольстит вас, произведя изменения в Православном богослужении, действуя незаконными путями соборного установления, но по своему почину и разумению, не повинуясь голосу древних Вселенских отцов и великих подвижников, создавших наши церковные уставы»
Святитель ТИХОН Московский
…В истории Русской Православной Церкви было множество расколов, ересей , которые так или иначе повлияли на складывание взимоотношений между раскольниками и светским обществом, между государством и Церковью. С точки зрения последнего факта, примечательно, что раскол 1666 года усложнил и без того, напряженные отношения между Церковью и государством. Раскол повлиял не на саму суть тогдашнего обряда, а на суть того, что в обряд стали свято верить, как нечто непреложное и только правильное совершение которого необходимо для спасения человека. Сравнивая эти величайшие расколы в истории Русской Православной Церкви мы сталкиваемся с одной и тою же проблематикой, с проблемой обновления церковного обряда, причем таким образом, связанной с этим обновлением реформы церковной, которая бы во многом закрепила как отношения между париверженцами старого обряда и нового обряда. Но и казалось бы минуло с тех пор- с расколом старообрядческим 1666 года двести с лишним лет, а суть обновления не поменялась за многие века, не случайно в эпиграфе к введению в цикл статей, посвященных истории обновленческого раскола помещены слова из проповеди святителя Тихона (Белавина), патриарха Московского (1918- 1924 годы). И теперь вглядываясь в историю сквозь призму казалось бы несоотносимых вещей и событий ясно видна их органическая связь, связь, которая проложена через всю последующую историю от расколов, ерейсей, бывших гораздно раньше и проходя красной нитью через события 1666 года. Но каковы же причины, истоки, фундаментальные основы или тоже самое каковый основания вообще понимания «обновления» в истории Церкви, и применимо ли это обновление к тому, что так пытались изменить в начале 20-го века- обновления церковного ДУХА. И мы сразу ответим на этот вопрос: неприемлемо. и неприменимо.
Обращаясь к понятию «обновления» нужно, прежде всего, выяснить смысл этого слова, его глубокое историческое, философское и религиозное обоснование. В основе всякого обновления лежит изменения- в лучшую ли , в худшую ли сторону- но это всегда надежда на обновление, как преображение и именно в этом своем значении понятие «обновление» связывается с богословским термином «преображение», нельзя говорить об обновлении только внешнем, если каким-то образом не затрагивается внутренняя сторона жизни, внутренняя сторона человека, если говорить о религиозном обновлении и конечно его мировоззрение. Итак с исторической точки зрения, «обновление» есть понятие, которое содержит в себе НАДЕЖДУ человеческого общества на новое устройство, новый отношения и новую жизнь, — это всегда стремление к будущему светлому и прекрасному. Отсюда это и развитие, поскольку понятие развития и вообще понятие прогресса тесно связано с обновлением всех строн человеческой жизни, ее быта и прочее. Рассматривая социальную сторону данного вопроса, необходимо заметить, что в этом смысле термин «Обновление» выступает как постпупательное движение общества к своему совершенствованию. Совершенствование и преображение также взаимосвязанные понятия, без одного невозможно второе, так и без второго невозможно первое.
Отсюда обновление понимается и как непрерывное развитие общества, фактически это поступательное движение вперед, при этом движение вперед всегда связано с тем, что старый быт, старые какие-то принципы, устаревают в новом, это всегда крушение или скажем прерывание как правило незначительное по внутренней стороне преображенной жизни, старого, отказ от старых стереотипов и жажда нового, доброго и светлого.
Говоря об этой проблематике соотношения обновления, развития, прогресса и совершенствования, как нравственной, моральной и в целом этической стороны всякого обновления, нужно акцентирвать свое внимание и на религиозной и философской составляющих обновления. В чем же может состоять религиозное содержание обновления? И здесь мы прежде всего увидим, именно в этом важном вопросе само понимание обновления с позиции христианского , церковного учения. Религиозное содержание обновления состоит в том, что под этим термином понимается непрерывное развитие внутрицерковного организма, непрерывное совершенствование внутренней жизни Церкви, ее обрядов и таинств, а также внешней Церковной жизни. Но согласно протоиерею Киприану (Керну) ДУХ в Церкви остается всегда тот же, это Дух Божий, который всегда пребывает в Церкви и среди всех верующих, Его нельзя никак изменить и обновить, ибо это обновление граничит и чревато БОГОБОРЧЕСТВОМ, Вот, почему вначале цикла статей об обновленческом расколе нужно твердо уяснить , что обновленчество пыталость изменить отнюдь не формальную жизнь Церкви, ни ее внешнее благоустройство, ее таинства и обряда- их внешнее исполнение, но прежде всего ДУХ самой Церкви. Итак, обновление связано с развитием- как движением вперед, во-первых. Во-вторых, с совершенствованием внутренней сферы человека, жизни общества. В-третьих, с внешним развитием и прогрессом, как составляющей всякого развития. И в четвертых, с религиозной жаждой НОВОГО , которая как мы увидим в дальнейшем не всегда в истории государства и Церкви была ознаменована положительными моментами самого исторического процесса, преображением и прочее. Теперь, каснемся философской стороны понятия «обновления». С философской точки зрения, обновление также как и в религиозном мировоззрении не может быть только внешнем, обновление есть всегда «новое в Старом организме», его исправление, изменение с целью дальнейшего совершенствования его функций, задач, принципов «работы» в данном случае Церковного организма, без- и это главное, без изменения ДУХА , Который всегда остается тем же.
Выяснив исторический, религиозный, философский смыслы понятия «обновления» перейдем к краткому анализу содержания понятия «обновленчество».
«Обновленчество» — уже в самом этом слове закладывается та идея, которая является основой всяких нестроений и расколов в Церкви- идея насильственного в чем-то совершенно противоправного * то есть не канонического, обновления всей Церковной жизни. «Обновленчество» в богословском и религиозном смыслах есть восстание на дух Церкви, не его жизненно-важную функцию — функцию сохранения «живого предания», в противовес которому Обновленцы объявили себя «Живой » Церковью, то есть развивающейся как и любой светский организм, но именно тенденция сближения Церкви с государством стала основою тогда , в те времена того, что сообразно государственным институтам, обновленчество восприняло идею развития церковных институтов, развития и обновления всей веками складывавшейся монашеской и аскетической жизни, обновления иерархии (вместо монашествующих архиереев, обновленцы выдвигали в кандидаты в епископы «женатых» иерархов, что уже было восстанием против канонического права Церкви, согласно которому, епископы не должны быть женаты, но иметь монашеский чин; выдвижение партийного принципа, расколовшего Церковь. Все это стало причиной зарождавшегося раскола. «Обновленчество» в философском смысле этого слова, означает прерывание философской традиции, традиции поступательного движения вперед любого цивилизованного общества. Рассматривая обновленчество как феномен социального порядка, нужно сказать, что он имеет под собой стойкую форму разрыва отделившегося «общества» от полноты всего общества, прежде от Церкви, но и от общества самого. Это привело «обновленцев» к оппозиции против не только Церковного, но и общественного организма, который под воздействием революционных потрясений стал деградировать в массы. Как и всякий раскол «обновленчество» характеризивалось тем, что это движение выступало за децентрализацию, за свое собственное, отдельное от Церкви, развитие. И фактически разрушало основу любого организма- его внутреннее, прежде всего и внешнее единство. Это единство впервые и явно было нарушено еще в 1906 году, на первом Предсоборном совещании, когда 32 петербургских архиеерев вышли из подчинения митрополиту Петербургскому. Перейдем к предистории обновленчества.

2013-10-09T20:55:29+00:00 Октябрь 9th, 2013|Categories: Статьи|Tags: , , |Нет комментариев

Оставить комментарий