1. Иконы Древней Руси.
Крещение Руси святым равноапостольным князем Владимиром привело не только к установлению православной веры, но к проникновению и восприятию духовной византийской культуры. Летописец в «Повести временных лет» объясняет выбор новой веры по византийскому образцу красотой византийского богослужения.
Великий князь Владимир (ум 1015 г.) до своего крещения был ярым язычником, имел много детей от разных жен и вел беспутную жизнь. Великая княгиня Ольга (его бабушка) была просвящена светом Христовой веры в 964 году в Константинополе, столице великой по истине переживавшей свой расцвет в этом время Византийской Империи. С Константинополем и в целом с Византией у славян были тесные торговые отношения. Торговые договоры с Византией были заключены еще при князьях Игоре, Олеге,- объединителе Руси. Но вглядываясь в даль этих торговых отношений, посылая дружинников в разные страны князь Владимир постепенно приходил к необходимости принятия веры, потому, что именно вера в этих странах была основой консолидации- единства социального, политического и культурного. Он послал своих дружинников и дал им строгий наказ: чтобы они разузнали о разных «верах», обычаях и традициях и рассказали ему. До этого события к князю Владимиру в Киев-град пришли с посольством представители различных религий: западного христианства, ислама, который исповедовался народами Волжской Булгарии и среди них был византийский миссионер. Никто не произвел такого впечатления на князя Владимира как византийский миссионер. Именно в это самое время летописцы (Повесть Временных лет (1112) — монаха Нестора Киево-Печерского) связывает у нас первое упоминание иконы, написанной византийскими иконописцами. По преданию, византийский миссионер показал князю Владимиру икону Страшного Суда и рассказал, как нужно себя вести в жизни земной, чтобы удостоится жизни вечной, и что будет с грешниками на Страшном Суде. Иконография Страшного Суда впервые упоминается в собраниях Синайского монастыря (что находится на горе Синай, где по преданию пророк Моисей получил от Бога скрижали Завета) и восходит к 12 веку к эпохе правившей тогда в Византии императорской династии- Комнинов. Здесь изображались и мучения грешников в огненной реке и торжество праведников- «сонм праведников» , окружавших Господа Иисуса Христа, и таинственным образом изображались души праведников, которым Бог уготовал вечное блаженство. Вот эту икону Страшного Суда и показал византийский миссионер князю Владимиру. Может быть его поразило это изображение Страшного Суда, он вдруг вспомнил о своих грехах, распутной и праздной жизни и твердо решив удостовериться в том, что рассказал ему византийский миссионер, отправил в Константинополь- главный город Византии своих дружинников и они , прежде объездив страны другие, побывали на богослужении в главном храме Византии- Софии Константинопольской. Приехав назад, они поведали князю Владимиру свои впечатления: «Не знаем где мы были, то ли на земле, то ли на небе» — сказали дружинники и тогда князь Владимир решил принять православную веру. Но политические события омрачили его, незадолго до крещения Руси, торговые отношения Руси и Византии прервались, князь решил снарядить свое войско и пойти осаждать Константинополь. Подойдя к Корсуни (ныне Херсонес) со своим войском он начал осаждать этот город, но неожиданно как говорится в наших древних летописях разболелся глазами, сама сестра великого Византийского Императора Анна Комнина вышла к нему и сказала, что это наказание Божие, болезнь глаз, которая постигла его и поведала ему Волю Божию, он должен принять крещение, чтобы болезнь отступила от него. По преданию наших летописей князь Владимир принял в Корсуни крещение и с ним крестились в православную веру 10 000 его дружинников.
Возвращаясь назад Константинопольский патриарх, видя , что семя веры упало на благодатную русскую почву даровал с собою князь Владимиру первые наши реликвии- частичку мощей святителя Климента Римского, церковную утварь и послал вместе с князем Владимиром первого нашего епископа Михаила (ум. в 991 году). По
Поначалу святыни храмов, утварь и иконы после крещения Руси привозились из Греции. Среди византийских святых на Руси в те далекие времена особенно почитались мученик преп. Феодор Стратилат (воин), потерпевший жестокие мучения при императоре римском Диоклитиане, Георгий Победоносец.
1. Древнерусские иконы Георгия Победоносца.
Святого Георгия чтут во всем христианском мире. Это почитание началось в V веке в Каппадокии (Греция), Никомедии. Чуть позднее появились и первые его изображения. Древнейший из сохранившихся образ этого святого- икона «Богородица со святыми Феодором Стратилатом и Георгием» из монастыря Святой Екатерины на Синае6 относится к VI веку.
На Руси самые ранние иконы Георгия датируются XII в. Особой популярностью пользовался образ «Чудо святого Георгия о змие» (знаменитое изображение Георгия на коне, поражающего копьем змея). Изображения на этот сюжет составляют основной и наиболее массовый раздел иконографии святого. Фронтальные изображения Георгия (в переводе на греч. георгос — победитель) также имеются в русской иконописи, но в основном домонгольского периода. Это ростовая икона (то есть изображение Георгия Победоносца в рост) из новгородского Георгиевского собора и поясной «Святой Георгий» из Успенского собора Московского Кремля, происходящий предположительно из того же монастыря. (Святой Георгий был покровителем одного из сыновей князя Владимира — Ярослава Мудрого, при котором в Новгороде был построен Георгиевский монастырь). Исследователи утверждают, что икона «Святой Георгий» из Успенского собора Московского Кремля была написана по заказу русских князей, носивших во святом крещении имя Георгий, это и Ярослав Мудрый (поставленный на княжение и избраный в 1035 году) и Юрий Долгорукий (основатель Москвы по преданию, но сейчас это предание оспаривается рядом свидетельств, какие имеют под собой источниковедческие и исторические основания), и Ярослав Всеволодович, сын Всеволода Большое Гнездо (ум. 1122 году предположительно).
Святой Георгий был покровителем домашнего скота, конюхов и лошадей. В Древней Руси в период «двоеверия» (см. первую часть книги прот. Георгия Флоровского. Пути русского богословия) образ святого Георгия почитался в один церковный праздник, который праздновался 23 апреля (6 мая) и назывался «Егорий, или Юрий внешний»- в этот праздник традиционно выгоняли домашний скот в первый раз на пастбища. По традиции вокруг стада пастух обносил икону святого Георгия, чтобы уберечь скотину от хищных зверей. Следующими иконами, о которых речь пойдет в другой статье следует назвать: икону и связанную с ней иконографию первых мучеников Древней Руси братьев Бориса и Глеба . Первым же нашим русским иконописцем был монах Киево-Печерской обители Алипий.
Оставить комментарий