3. Исторические и духовные предпосылки обновленческого раскола.

Главная/Статьи/3. Исторические и духовные предпосылки обновленческого раскола.

3. Исторические и духовные предпосылки обновленческого раскола.
В 1912 году во время второго Предсоборного присутствия голос тридцати двух петербургских священников уже не был слышен. За это время единство и соборный дух Церкви еще больше укрепились перед теми испытаниями, которые суждено было пройти Русской Церкви. Но, тогда никто об этом не думал. Хотя в сознании религиозно-верующих людей все еще оставались грозные предзнаменования «прихода Антихриста», и пророчества нового светоча русской земли, посланного Богом в ознаменование и подготовление к тому, что поистине много мучеников явится в Церкви, но что век профетизма, русской подлинной святости должен был смениться веком атеизма и потому богоборчества. Естественно, что «светочем» этим был святой праведный Иоанн Кронштадтский, и многие другие подвижники Церкви, лишь после падения богоборчества и большевизма, прославленные в лики святых (кстати Русская Православная Церковь Зарубежом, под главенством митрополита Антония (Храповицкого), хотела канонизировать его еще ранее).
Дух святости и подвижничества в годы богоборчества сменится духом мученичества и исповедничества, но пройдет сквозь исторический путь Русской Православной Церкви красной нитью, цветом крови пострадавших за Христа.
Тогда же, уже незадолго до первой русской революции 1906 года, о чем сейчас будет рассказано, появилась и проявилась тенденция к обновленчеству. Очень важно, вернуться к историческим, и прежде всего духовным и религиозным истокам обновленчества как феномена искажения самого церковного и христианского духа, как феномена учиненного раскола и неповиновения канонической древнехристианской практике Церкви. Этот дух всего больше проявлялся в новом веянии, почти слепой, но утвержденной в необходимости обновления вере. Что это была за вера и какова ее тенденция, прослеживающаяся затем через всю истории обновленческого раскола? Здесь необходимо обратиться к духовной и богословской стороне данного вопроса.
1. Духовная потребность религиозного обновления ДУШИ человека и антидуховное «желание» обновления Церкви вопреки ее ДУХУ,
Каждый человек нуждается в обновлении души своей, всегда нужно начинать с себя- этот духовный завет стал основополагающим принципом и в некотором роде был со времен святых отцов Церкви, и с большею силою и воззванием к своему собственному радению о душе человека его повторил святой Серафим Саровский. Действительно, вдумываясь в слова святого Серафима, о том, что человек сначала сам должен спастись, и вокруг него спасутся тысячи, рождается и проходит мысль в сознании, связанная с необходимостью совершенствования не только тела, но души- моральному и нравственному совершенствованию, к которому человека каждого призвал Бог. В этом совершенствовании заключается радость души, и бдение духа о котором знают истинно верующие люди. И вот противополагая какую-то почти несвойственную личности как образу Божию, человека точку зрения, заключающуюся в том, что человек сам вправе указать пути спасения Церкви и ее духу, то есть ДУХУ БОЖЬЕМУ в Церкви это в свою очередь сознание приходит к мысли и идеи, совершенно иной направленности- направленности не лучшего стремления и не лучшего преобразования, как преображения- а антидуховной вражде. Любое обновленчество, каким бы оно не было, посягающее на жизнь ДУХА в Церкви, на ДУХ БОЖИЙ и стало быть на Самого Бога- является внешним богоборческим стремлением. Оно всякий раз выражается в ниспровержении соборного ДУХА в Церкви, в том, что наше «я» говорит не от своей внутренней потребности души, а от внешнего хотения и совершенно несвободного проявления акта закрепить и модернизировать, обновить таким образом дух Церкви, чтобы духовное заменить «прогрессивным», Именно движение «церковных прогрессистов» — обновленцев после революции 1917 года привело к тому, что оно БЫЛО и стало исключительно революционным движением, движением революции в самой внутренней жизни Церкви, то есть фактически сподвигло многих русских религиозных, нерелигиозных мыслителей, либералов, кадетов и даже в некотором смысле консерваторов к тому, чтобы не спастись самим в Церкви, которая вечна и есть от Бога, а вечное ее бытие нарушить и стало быть разрушить. Благовидными намерениями выложена дорога в ад. Обновленчество и шло таким путем, и прежде всего истоки его стоит искать не только в церковных и государственных отношениях, когда под намерением освободить Церковь от тисков Синодальной системы, выдвигались совершенно непонятные и неканонические предложения об упразднении некоторых церковных институтов, о выборах архиереев и прочее. Но том, что Церковь должна «идти в ногу со временем». Но под этими «предлогами» в дейтсвительности велась настоящая война против Духа Божия в Церкви, и когда в 1917 году произошел революционный переворот, тогда стало понятно, что ниспровержение старого режима, будет действенным, если удар будет нанесен по святости и подвижничеству, по монашеству и аскетам, по духовенству и священнослужителям в целом, по иерархии и значит по Церкви.
2. Проявление интереса к обновленцем со стороны Временного правительства и большевиков впоследствии. Начало «усиления» обновленчества после революции.
Воздействие революционной эпохи сказалось не только на взаимоотношенихя Церкви и государства. Внутри самой Церкви, среди духовенства и верующих, произошло своеобразное расслоение, обозначились так называемые «прогрессивные» тенденции, возникли группы и течения, призывающие к «революции в Церкви»- радикальному и всестороннему «обновлению» церковной жизни.
Так уже 7 марта 1917 года в Петрограде возникла группа под названием «Всероссийский союз демократического православного духовенства и мирян». Группа пользовалась поддержкой Временного правительства, а также помощью обер-прокурора Святейшего Синода В.Н. Львова, издавала журнал «Голос Христа» и организовала издательство «Соборный разум». Лидерами в этой группе считался и был, уже упомянутый нами протоиерей А.И. Введенский, и священник А.И. Боярский. В Петрограде главным центром этой первой обновленческой группы была Церковь во имя святых Захарии и Елисаветы, где настоятелем был Александр Введенский.
Названный союз открыл скоро свои центры в Москве, Киеве, Харькове, Одессе, Новогороде и других городах. Как отмечает протоиерей Георгий (Митрофанов) данный союз пытается создать и Христианско-Социалистическую партию , но «Что такое социализм в это время в сознании «передовых» священников? Это самая научно обоснованная, самая справедливая теория, которая позволяет решать веками не решавшиеся вопросы социальной несправедливости, и создать совершенные, идеальные условия для человеческой жизни». Но в этом высказывании заложен некий сарказм, поскольку уже позже после революционных потрясений один из идеологов большевизма Бонч-Бруевич говорил, что в сущности в первые века христианства и был христианский коммунизм, понимая это под «общением имуществ» или общим имуществом у членов первохристианских общин. Действительно, исторически для обновленцев была привлекательна мысль христианского социализма и даже коммунизма, лишь бы внести новую струю в церковно-государственные отношения, струю понимания новой властью- большевиками надежд и чаяний мирян и разагитированных народных масс. Начало активной деятельности обновленческих группы как отмечают историки и богословы падает на лето 1917 года, когда во время Предсоборного Совета все чаще среди его членов слышится голос о реформаторстве в Церкви, ее внутреннем преобразовании и обновлении в целом. Однако на Поместном Соборе 1917-1918 годов эти обновленцы терпят поражение. Их голоса против восстановления патриаршества в России не были услышаны, и соборный дух, который почивал на досточтимом собрании архиереев, священослужителей и мирян возобладал над попыткой учинить раскол, которая им подвернулась уже после прихода к власти большевиков в 1918 году.
В январе 1918 года группа протоиерея Александра Введенского готовила заговор против избранного патриарха Тихона (Белавина), но этот заговор не был осуществлен, поскольку Введенский по просту не смог заручиться поддежкой враждебных Церкви сил, хотя и Временное правительство и А.Ф. Керенский впоследствии поддерживали обновленцев.
Александр Введенский вспоминал после в своих мемарах о том, что такое желание было еще в 1918 году, но затем он писал в них: «Мы решили остаться в Церкви, чтобы «взорвать» патриаршество изнутри» .
С 1919 года в Москве существовал «Объединенный совет религиозных общин и групп», как свидетельствует один из историков(***** Русская Православная Церковь, Очерки истории 1917-1988 гг.-Выпуск №2, Издание Московской Патриархии, 1988.- С. 24)- обновленцы ввели туда своих представителей и пытались превратить его в церковно-политический орган всех независимо от исповедания религиозных общин РСФСР- так называемый «Испокомдух» (т.е. «Исполнительный комитет духовенства»). Но и из этой попытки ничего не вышло. К 1920 году Союз демократического духовенства прекратил свое существование как организация. Обновленчество искало новые формы проявления деятельности своей.И в скором времени такая ситуация им предоставилась.
После интронизации святейший Патриах Тихон(Белавин) осудил обстрел Кремля в 1918 году во время заседаний Поместного Собора, он резко выступал и защищал античеловеческую пропоганду насилия, убийства священнослужителей, монахов и мирян, А после выхода в свет одобренного СНК (Советом Народных Комиссаров) декрета о вскрытии мощей святых осудил и это свтотатство. Долгое время патриарх уговаривали, товарищ Тучков часто наведовался к патриарху, он (Тучков) тогда возглавлял 6-ой отдел при ГПУ, в котором созревал план по обновленческому расколу в Церкви. Но, «выступления» патриарха, его недовольство терпели недолго, так уже 6 мая 1922 года патриарха впервые арестовывают, обвинив в том, что он своими распоряжениями развязал сопротивление верующих против изъятия церковных ценностей, И в скором времени 12 мая заключенного патриарха Тихона посетила делегация «прогрессивного» духовенства, в этом смысле примечательно, что ряд историков полагал и полагает на основе архивных данных, что делегация обновленцев пришла к патриарху не просто так, но навестить его очевидно посоветовал мягко говоря товарищ Тучков, в нее входили уже тогда приобретший славу Александр Введенский, священники Александр Боярский и Евгений Белков, псаломщик С.Стадник. Вот, что пишет об этом историк Церкви, Дмитрий Поспеловский: «… священники Введенский, Красницкий (фигура одиозная, и кстати в истории тульской епархии сыграющая свою роль в санкционировании передачи обновленцем многих тульских храмов , будущий секретарь ВЦУ- Высшего Церковного Управления- главного исполнительного органа «Живой» Церкви- Обновленческой Церкви), и Белков, прихватившие с собой одного законного московского архиерея — епископа Антонина(Грановского), Они убеждали патриарха передать им временно канцелярию, так как шансов на его освобождение нет, а лишать Церковь управления нельзя. Введенный в заблуждение, не подозревавший злого умысла, патриарх согласился, одновременно вызвав в Москву для назначения своим местоблюстителем митрополита Ярославского Агафангела». (Поспеловский Дмитрий. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР// Церковь, государство и расколы 1920-1925 гг.- С. 244).
Но Агафангел был арестован и отправлен в ссылку, после того как тайно разослал по епархиям воззвания к тамошнему духовенству с призывом узурпации Обновленческой Церкви, и обявления епархий автокефальными на время, пока глава Церкви не может ей управлять. Обновленцы намекали патриарху и на то, чтобы он отказался от церковной власти в их пользу, но это пока только намеки, впоследствии под физическим насилием над патриархом его будут заставлять уже силою физической расправы отказаться от управления Церковью и признать законность — каноничность на территории РСФСР Обновленческой Церкви, последнее он не выдержит…. издевательств…. Однако здесь мы приведем слова патриарха Тихона (Белавина) который в официальном послании председателю ВЦИК М.И. Калинину сообщил следующее:
«Ввиду крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить временно, до созыва Собора, во главе церковного управления или Ярославского митрополита Агафангела (Преображенского) (*******старейшего по хиротонии) или Петроградского-Вениамина (Казанского).» Последний будет расстрелян в 1937 году на Соловках. Продолжение цикла статей по обновленческому расколу в истории Русской Православной Церкви следует….

2013-10-09T20:55:28+00:00 Октябрь 9th, 2013|Categories: Статьи|Tags: , , , |Нет комментариев

Оставить комментарий