4. Ознаменование начала Обновленческого раскола. Собор 1923 года.

Главная/Статьи/4. Ознаменование начала Обновленческого раскола. Собор 1923 года.

4. Ознаменование начала Обновленческого раскола. Собор 1923 года.
После 1917 года и как провозгласили историки, философы марксисткой направленности «великой октябрьской социалистической революции» новые органы Советской власти, обратили пристальное внимание на внутрицерковную политику, в отношении скорейшего подрыва основ православия, ипокон веку сохранявшихся и сохраняющихся поныне в РПЦ. Если признание Обновленческой Церкви, еще в 1920 году было невозможно по причине, отказа патриарха Тихона (Белавина), то впоследствии после окончательной «победы» большевиков в революционное время борьба с «имперализмом» как тоже выражались марксисткие идеологи, продолжилась напрямую. Дело в том, что большевики боялись всяческого «реванша» и в том числе контрреволюционной деятельности бывших монархических организаций, все это, как показывают исторические архивы, было не лишено актуальности по тем временам. Действительно, теперь после окончательного свержения монархии и разрушения Российской Империи новая власть вплотную занялась поиском контрреволюционных настроений, сосредоточием которых были не только бывшие помещики, бывшие военные царской армии, наконец позже казачество, но и околоцерковные круги, особенно священнослужители, призывавшие к сплочению народа и его единству, стойкости и вере, где вера ошибочно усваивая и переделывая высказывания Карла Маркса, объявлялась «опиумом для народа»= религия».
В 1920- е годы в самый разгар Гражданской войны, устанавливается политика военного коммунизма, причем с последующим переходом к НЭПУ. Все это обусловило поворот от борьбы с контрреволюционерами к необходимости выстраивания качественно новых , соответствующих будущим социалистическим реалиям, экономических отношений. Но дело в том, что экономика становилась во главу угла и материальные ценности объявлялись господствующими. В рамкамх классовой борьбы становится очевидном, что «реакционерство» должно сгинуть с карты выстраивания нового будущего социалистического общества и большевики первую свою «проверку» на прочность и стабильность «материального базиса» провели именно в отношении Церкви. Полагая, что, лишив Церковь материального базиса, то есть фактически перекрыв все средства ее финансирования Церковь сама собой уйдет с исторической сцены, а атеистическая действительность, станет новой «духовной» реальностью и заодно действительностью на многие века. В этом смысле примечательно, что первый удар, нанесенный по Церкви со стороны большевиков, не был столь ощутимым для нее, как упоминаемые нами предприятия, санкционируемые Советом Народных Комиссаров по изъятию церковных ценностей и в особенности проведения вскрытия мощей святых. Но, нисмотря на это, после того, когда становится очевидным для большевиков то, что свержения «имперализма» яко бы должно было быть осуществлено полностью созревает план в недрах отделов ГПУ о том, что подорвать устои Церкви изнутри. И заметив роль и усиление обновленцев большевики стараются поддержать раскольников, чтобы нанести не сокрушительный удар, о котором писла товарищ Ленин в секретной депеше, а чтобы подорвать ее ДУХОВНУЮ жизнь изнутри, «причем чем стремительнее будет проведена(в том числе) ревизия церковных ценностей, чем безжалостней будет борьба с черносотенным элементом, тем ВЫШЕ (!!!) наши шансы на победу» — писал также товарищ Ленин, но уже в первой половине 20-х годов на авансцену вышла фигура крайне «незначительная», но во всяком случае, крайне опасная для будущих идеологов Советов и их вождей. Естественно первой такой значительной фигурой был товарищ Бронштейн , после смерти Ленина, Бронштейн становится у идеологического руля, играя как показывает история тех событий на две стороны- в годы Гражданской войны, и несомненная поддержка войск Антанты или белогвардейцев, несомненная поставка вооружений и прочее было плодом «фантастических грез» Бронштейна, фантастических потому, что реализуя это он сильно мог пострадать, что в конечном счете и вышло. Теперь же, когда борьба с контрреволюцией, продолжающаяся после смерти Ленина перешла в иную фазу действительности и фактически стала целью для того, чтобы вычистить бывших «белых генералов», и » черносотенство» как призрительно называли служителей Церкви, теперь когда стало ясно, что руками Троцкого и других были достигнуты значительные «шансы» на сохранения действительности в Советской России на долгие годы, действительности классовой борьбы и нетерпимости (но признаться только ПОНАЧАЛУ), становится очевидным и распространение идей революционизма и революционности с целью утверждения в других странах, «социалистической действительности». Все это обусловило явное недовольство Троцким, идеей которого и была в том числе идея Интернационалов, потому, ему ничего не оставлось как бежать заграницу. К тому же велика была вероятность, что он не русский…
В этой тяжелой ситуации исторических событий и перепетий Гражданской войны, борьбы с контрреволюцией, обозначилась и «борьба с Церковью». В 1923 году в Храме Христа Спасителя собрался первый и последний в истории Обновленчества Собор, поддержанный оорганами, СНК, И ГПУ собор в скором времени приобрел известность среди всех членов партии большевиков: еще бы??? Там ведь не только обсуждали «реформы» Церкви, но на Богослужении предшествующему начало деятельности Собора, возносились «молитвы» за Советскую власть, и этих людей. Но он не был многочисленным, хотя признаться Обновленчество, стало реальной и угрожающей силой каноничности и единству Церкви. На нем выступал и Александр Введенский, с речью о полной поддержке «Истинной» или как она тогда обозначилась в советской, вернее большевисткой печати «Живой» Церкви. На Соборе был учрежден исполнительный высший орган ВЦУ, Высшее Центральное Управление Обновленческой Церкви, это очень и крайне важно в пореволюционное и послереволюционное время с позиции истории уже потому, что в ВЦУ санкционировали множество декретов советской власти, касаемых во многом гонений на Церковь, так не последним, а главным в деятельности исполнительной ВЦУ было санкционирование ревизии церковных ценностей, где товарищ Красницкий скажем, участвовал в подписи многих этих документов, согласно которым православные храмы по многим территориям бывших губерний «переходили обновлецем», но исторически «переход храмов» означал волну погромов, изъятий церковных ценностей. грабительства и далеко не последнем смысле физического уничтожения священнослужителей обновленцами, с их подачи, так скажем. Грандиозные «предприятия» осуществились в широком масштабе по всей территории страны, но поддержка ГПУ, Советской власти и прочих, запугивание, революционный террор, далеко не обеспечивали «полную победу обновленцев» в этом предприятии, многие священнослужители предпочли мученичество и сопротивление обновленцем, так многие мученики явились на Украине в том числе, обновленцев поддерживали много, но не долго… Мерные иконы со Сталиным , Лениным и прочими предположительно это «остаток» именно обновленческого раскольничьего движения, уже к началу Великой Отечественной Войны к 1941 году обновленчество идет на спад, еще бы? ВЕДЬ ДВАДЦАТЬ ЛЕТ НАЗАД МОГЛО БЫ БЫТЬ ВСЕ ПОДРУГОМУ»вновь открытые»советские архивы, которые изучают историки и советологи, во многом проливают свет и на те события, которые могли бы стать,если не поворотным, то значительным моментом в деле контрреволюционности. Конечно, за неимением долженствующей информации, пишущий данную статью, и затем, что данная проблематика не входит в рассматриваемую и анализируемую тему статьи, не будет здесь писать об этом. Речь идет конечно о Кронштадтском восстании. …
…………………………………………………………………………………………………………………………….
Почему же Обновленчество потерпело поражение? Что ЯВИЛОСЬ ПРИЧИНОЙ вообще поддержки обновленчества большевиками? Казалось бы ответ на эти вопросы один: подрыв Церкви и ее деятельности, но в чем же заключалось все-таки историческая правда «раскола», или другими словами чему научил раскол. А научил Обновленческий раскол многому, и прежде всего как мы увидим далее, в России он спал и сам собой фактически разрешился , что одни уехали из Советов, другие как лидер первого движения обновленцев Александр Введенский принесли покаяние и вошли вновь в лоно Церкви, но больнее всего раскол отозвался на Украине и в годы ВОВ и в последующие годы, когда стремление церковного «господства» и «обновления Церкви», ее самостоятельности принесло трагедию сепаратистских настроений, ознаменовавшую на долгие годы, если не столетия больную тему в том числе современности,- националистических настроений, униаты как известно поддерживали фашистов в годы ВОВ, и наряду с римо-католическим» просвещением» подготавливались целые отряды противодействия советским войскам. Именно обновленчество, а затем и ее больная рана, кровоточащая на теле не только Церкви, но и общества- униатство принесло большие беды в 1990-х годах для Украинской Православной Церкви, как тяжко, что эти годы выпали на патриаршество Блаженнейшего митрополита Владимира (Сабодана)…. В чем конечно был и остается перст избранничества Божия.
Поэтому в конце статьи необходимо отметить, что обновленчество в конце концов не могло просто так иссякнуть, исчезнуть с исторической и религиозной «карты» двух стран, но перешло в сепаратисткие тенденции и настроения, явившиеся актуальными совсем недавно уже в новейшей истории канонических отношений двух великих Церквей-сестер, боль от раскола униатов, явившихся прямыми «потомками» обновленцев, единочувствовалось двумя православными народами России и Украины. Но именно почти трагическая тенденция , сохранявшиеся много веков, еще с раздела Речи Посполитой на Украине,тенденция опасного «отхода западных земель» каждый раз становится актуальной не только в исторической перспективе, социальной, но прежде всего целостной перспективе, единства и солидаризма. И дай Бог, чтобы обновленчество в лице «новых обновленцев» не заявило о себе. Спаси Господи!!!
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я- медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и все веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.
… А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше»
( 1 Кор, 13, 1,2, 13)
«Припадем же и мы с вами возлюбленные чадца Божии ко Господу, припадем с любовию и мольбою, с верой и надеждой. И не посрамит Господь любви нашей, веру укрепит, надежду оправдает. Не забывайте дорогие мои, что «теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше»
Архимандрит ИОАНН (Крестьянкин)
Псково-Печерский монастырь.
Слава Богу за все….Конец.

2013-10-09T20:54:40+00:00 Октябрь 9th, 2013|Categories: Статьи|Tags: , , |Нет комментариев

Оставить комментарий