Концепция Н.Ф.Федорова в связи с механистическим и технологическим прогрессом и его влияние на ментальность личности

Главная/Статьи/Концепция Н.Ф.Федорова в связи с механистическим и технологическим прогрессом и его влияние на ментальность личности

Во второй половине XIX столетия, известный русский мыслитель Николай Федорович Федоров предложил «план по спасению» человечества от зла… как бы не странно это выглядело. Он считал, что к 2020-году люди дойдут до такой высочайшей степени знаний о мироздании, что сооружат «чудо-машину», которая явится одним из столь же знаменитых изобретений человека. Но в деле строительства этой «чудо-машины» нужны усилия всех предыдущих поколений, которые должны будут хранить все величайшие заслуги «своих героев»  и «отцов», дабы через их память восстановить связь времен… Казалось бы, что есть общего между Н.Ф. Федоровым и мыслителем, мудрецом который жил более чем за 1000 лет до него в Древнем Китае. Мы говорим здесь о всеми известном Конфуции,  который в диалог учителя со своим учеником вложил следующую мысль: «Что нужно учитель,- спросил ученик,- чтобы быть успешным в жизни и достичь многого? «Необходимо исполнять сыновнюю почтительность (сяо)» — ответил учитель. Теперь на этом конкретном примере, мы понимаем, что связывало Н.Ф. Федорова и Конфуция, — это единая мысль о возрождении трудов «отцов» у Федорова, и возрождения имен у Конфуция. … При этом теперь перед нами открывается другой вопрос: имеется ли здесь, под этим пониманием двумя мыслителями, разных совершенной эпох, да и цивилизаций, традиционная, культурная составляющая или есть еще какой-то иной вместе с этими составляющими смысл…. ???

Н.Ф. Федоров, (хотя многие из серьезных исследователей увы не считаю его за серьезного философа),  не был так сказать человеком не от мира сего, хотя всем своим жизненным укладом и бытом старался показать свою «неотмирность», но в духовном плане. Жил он довольно скромно, иногда не было даже необходимого в доме, несмотря на скудость употребляемой им пищи, Федоров умудрился прослыть еще и вегетарианцем … наверное  это было связано  с его довольно гуманистическими взглядами на окружающую среду и экологию в целом. Вот,  в результате долгих размышлений (вечерами, сидя фактически в полутьме), Федоров (в современной истории русской философии он объявляется последователем космизма) пришел к гениальной (по своему) идее — что если взять и возродить «ныне умерших отцов», чтобы они помогли человечеству построить общество всеобщего благоденствия? Философы частично относятся с иронией или даже скептически  к его концепции, однако стоит отметить тот факт, что такой всеми известный мыслитель Н.А. Бердяев  в одном из номеров издаваемого им в эмиграции литературно-философского журнала «Путь» в Париже, опубликовал статью о Федорове, считая, что эта идея могла бы стать основою построения концепта связи поколений с ушедшими поколениями. Действительно, как бы «реакционно», если так можно выразиться не относились к русской философской мысли в частности после революции в 1917 году в России, советская печать удостоила внимания Федорова не многочисленными, но тем не менее философскими публикациями, да и сборник его сочинений также появился в Советском Союзе….

Н.Ф. Федоров не принадлежал ни какому направлению мысли, был ли он родоначальником так называемого космизма,  к плеяде выдающихся мыслителей и изобретателей, которого вместе с ним причисляют и автора учения о ноосфере Н.И. Вернадского, сейчас уже трудно сказать…. Одно несомненно, что его мысль опередила, (а может быть влекла) писателей-фантастов (именно фантастов и попробуем объяснить почему) уже намного после его кончины. Помните книгу, относящуюся примерно к самому концу 80-х годов изданную в Советском Союзе в маленьком количестве экземпляров? Когда уже искушенный читатель всякого рода урбанистическими картинами, фантастическими жанрами, европеец, вдруг ощутил что-то новое. Это не Г. Уэльс не его «Война миров», как известно, это недавно ушедший в бессмертие Рэй Брэдбери…. Так вот, в одной их своих книг, автор пишет не просто о войне миров, а о восстании «машин», ну приблизительно том, которое было использовано в голливудских фильмах, только с одним важным отличием, фантаст описал технологический прогресс до той высшей степени своей «точки экстремума»в которой «машины вдруг выдут из под подчинения людей». А теперь снова обратимся к Н.Ф. Федорову, и посмотрим, на совсем другое, но, как мы постараемся показать в этой статье, очень близкое, описание его «чудо-машины». Это своего рода «чудо-машина будущего», с помощью нее можно будет не только возродить «отцов», но и проникать пространство и время, возвращаться в прошлое и уходить в будущее, каждый винтик и каждый механизм ее должен будет быть сооружен каждым человеком на Земле,  вместе с тем (что очень важно!) это машина гениальная будет тем, что в нее каждый вложит  собственный талант, собственную цель и собственную идею, «носимую»  смысловым выражением… Казалось бы вот она связь времен и связь с ушедшими «отцами» (отцы это не только в понимании Н.Ф. Федорова ушедшие поколения людей, но более всего это «возрождение»  лучших мудрецов и учителей человечества, что также немаловажно),    когда каждый работает на общее благо, на общее благоденствие и наконец спасения СИЛАМИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА  его самого…. …….. Вот же она «христианская идея» спасения…. человечества через устремления каждого в своем деле… Но вот незадача, как бы мы не относились к писателям-фантастам, многое, что они предрекали сбывалось,  … почему же в частности в одном из классических сюжетов произошло» восстание машин»???

Вот именно в этом теперь нам открывается какой-то некий иной потаенный смысл этих слов. «Чудо-машина» Федорова  это не просто силы, страдания, желания положенные человечеством на ее создание, по мысли философа, но это прежде всего вложение живой и жизненной идеи в саму форму «создания этой машины» «изобретения»,  это попытка вложить частичку души в казалось бы мертвый механизм, который оживает у нас на глазах,  который также возрастает, который также изнашивается, который также служит, который также бывает обновленным,как и мы частично сами… Та идея, положенная в основании этой «чудо-машины», да и любого изобретения человека становится живой идеей, согласованной с нашим разумом и еще больше умом…. Невозможно, в связи с этим подумать, что Н.Ф. Федоров мыслил «фантастично», нет именно в этом глубочайшем осознании им, изобретения как становящегося жизнеутверждающим пусть и так, потому, что на него он возлагал надежды «спасения людей», мы видим метафизический смысл, оживления форм, оживления механизмов…………………….

А что же тогда считается писателем-фантастом в классическом сюжете «восстания машин»?

 

…..  1000-летия ( да даже и миллионы лет)  человек возрастал, эволюционировал и развивался, — развивались всего его способности и сознательное отношение к жизни, и наиболее сложные психические процессы, проходящие в нем, становились наиболее важными для лучшего приспособления к жизни,  сменялись эпохи, сменялись поколения, незыблемым оставался ОБРАЗ человека,  заложенный когда его далекому предку Адаму Богом в его сознание.  Менялись «манеры», наступали разные века, противоборства цивилизаций,  их временного мирного сосуществования,  крепла культура, формировалась традиция различных народов и наций, неизменным оставалось одно ОБРАЗ человека… порой кровожадного, как в темные века средневековья, порой милосердного и доброго, сострадательного и светлого, смиренного и гордого,   начался цивилизационный надлом, старые манеры в 18 веке сменились новыми, сменилось и САМОСОЗНАНИЕ человечества,  возрождались «из пепла» могущественные цивилизации, разрушались завоевателями, было множество войн, бесчисленное количество в общей истории человечества,  но при этом каждый катаклизм, как то было в разрушении могущественных империй приводил к смене ментального кода,  наконец, чтобы человечество было под надзором себя самих оно придумало величайшее изобретение, но глубочайшие ментальное порабощение, — это новые и новые технологический революции,  машины уступали место сознательному человеческому труду, сначала человек приручил машину,  а после машина порабощает человека. Мы уже не мыслим себя без новомодных «гаджетов»(если перенестись  в наш век, стремительного информационного «освоения») , не мыслим без сотовых телефонов, а чем больше придумывают  всяких модных аксессуаров тем больше наш мозг на маленькую йоту с каждым днем перестает реально воспринимать информацию в этих гаджетах. …………………

2015-12-23T20:47:09+00:00 Май 10th, 2015|Categories: Статьи|Нет комментариев

Оставить комментарий