Агиографический подвиг и духовный путь святителя Иоанна (Максимовича), чудотворца Шанхайского и Сан-Франциского (19 июля(2 июня)).

Главная/Статьи/Агиографический подвиг и духовный путь святителя Иоанна (Максимовича), чудотворца Шанхайского и Сан-Франциского (19 июля(2 июня)).
Отец Иоанн (Максимович)- один из иерархов РПЦЗ, чающий возрождение канонического воссоединения двух Церквей. Несмотря на  раскол после 1927 года он один из немногих иерархов ощущал  необходимость этого воссоединения.

Отец Иоанн (Максимович)- один из иерархов РПЦЗ, чающий возрождение канонического воссоединения двух Церквей. Несмотря на раскол после 1927 года он один из немногих иерархов ощущал необходимость этого воссоединения.

Агиографический подвиг и духовный путь святителя Иоанна (Максимовича), чудотворца Шанхайского и Сан-Франциского (19 июля(2 июня)).
…ХIХ столетие дало России и христианскому миру множество святых, угодников Божьих, известных как у нас, так далеко в Зарубежье и по сей день. Среди них было много будущих мучеников и исповедников за веру, миссионеров и просветителей (достаточно вспомнить просветительскую деятельность святителя Германа Аляскинского, святителя Николая (просветителя Японии христовой верой), Макария(Глухарева) — миссионера Алтайских земель, и многих других чьи имена хранятся бережно историей русской святости и историей Русской Православной Церкви. Однако Богу было угодно явить свой славу не только среди, удостоенных святости, через терпение мук и истязаний новомучеников, святителей, монашествующих, иноков многих и игуменов, но и среди тех многочисленных людей, которые были вынуждены покинуть Россию после 1917 года, после большевистского переворота.
Писатели, богословы, философы, религиозные деятели, священнослужители, профессора Духовный Академий, -кто-то из них раньше, кто-то позже уехали из страны, притесняемые за христианскую веру и неугодное новой власти религиозное, прежде всего, православное мировоззрение. Но там в Европе, Японии. Северной Америке, Китае, Аргентине, Франции, Германии, Чехии, Румынии, Сербии они особенно нуждались в духовной пище, — в искании смысла жизни, поддержании тех основ самобытной национальной традиции, которые неразрывно были связаны с Православием, с подвигами святых Русской Церкви, их служение Богу через помощь обездоленным, малоимущим, нуждающимся и больным… В этой среде еще в юном возрасте, после 1917 года пришлось бежать из страны и Михаилу, сначала вместе с семьей он переехал в Белград (Сербия), в возрасте 21 года поступил в университет на богословский факультет. А до этого вынужденного отъезда, до 1917 года у Михаила было светлое детство, хотя и необычное…
В 1896 году 4 (17 июня) на юге России в селе Адамовка, Харьковской губернии родился мальчик. Семья его была дворянской и богатой, при крещении был наречен он Михаилом. Необычное детство— в отличии от мальчишек, которые с утра до вечера пропадали на улице, юный Михаил с самого раннего возраста отличался серьезностью, любил молитвы, зачитывался житиями святых. Как у отца Иоанна (Кронштадтского) , у него был благовидный, всегда добрый взгляд. С детства он отличался религиозностью. Но тогда для него это было неудивительно, поскольку его старинный дворянский род имел предком епископа Тобольского Иоанна(Максимовича)(1651-1715 гг.). Из воспоминаний о юности Миши, известно стало, что он отличался благовидным видом, кротостью и смирением, — удивительно было уже с самого раннего возраста влияние на людей, рассказывали, что обучавшая его француженка-гувернантка под впечатлением от его глубокой религиозности перешла из католичества в православие. Юный Михаил пошел по стопам своих родителей, желавших видеть своего сына на военном поприще. Потому в 1907 году, в возрасте 11 лет поступил в Петровский Полтавский кадетский корпус, который закончил в 1914 году. Михаил хотел продолжить обучение в Киевской Духовной Академии, но снова по настоянию родителей поступил на юридический факультет Харьковского Университета. Михаил изучал богословие под руководством будущего митрополита, а до революции архиепископа Харьковского- Антония (Храповицкого)* (* Волею судьбы в связи с разделением на две ветви Русской Церкви, владыка Иоанна, окажется по ту сторону «лагеря» про монархических кругов, во главе с владыкой Антонием и трагедией Карловацкого Синода (**Еще и поныне встречаются светила русской богословской науки, истории, специалисты в области церковной истории пореволюционного периода Русской Церкви навешивающие ярлыки на РПЦЗ, недавно прочитал у именитого богослова СПбДА , что яко бы и там и там было много отступлений от православной веры, и «даже там(РПЦЗ) то есть в Русской Православной Церкви Зарубежья- «больше, чем у нас» (???), Когда мы говорим » больше «или «меньше», мы не понимаем трагедии вынужденного раскола Церкви после событий 1917 года, и вместо того, чтобы постараться взглянуть не с предвзятой стороны, а со стороны объективного хода истории, как с той и другой сторон вынужденного раскола, называем, что де те больше отступили чем мы, духовное фарисейство слава Богу закончилось во всяком случае когда в 2005 году почивший владыка Лавр подписал акт канонического воссоединения РПЦЗ с Русской Православной Церковью, то было угодно Богу, чтобы историки и церковные и миряне в том числе, не мерились силою, кто больше, а кто меньше пострадал, в результате крушения Российской Империи, и «гонений» на христиан в Большевистской России, тогдашней.)
Дни окончания университета Михаилом, совпали с революционными событиями, когда на Украине во всю шла Гражданская война, он служил в губернском суде, во время правления гетмана Скоропадского. Город переходил из рук в рук, наконец Харьков был занят войсками Добровольческой армии, главнокомандующим Юга России — Антоном Ивановичем Деникиным, в это самое время Михаил вновь служил в суде и стал членом приходского совета. События развивались стремительно, июль 1919 года — стал поворотным месяцем для Украины, не только Харьков, это переломная ситуация в пользу Красной Армии, и отступлении белых войск. Затем эвакуация из Крыма, куда ненадолго переехала его семья. Здесь, он вместе со своей семьей жил не долго, в ноябре 1920 года, эвакуировался в Константинополь, откуда в 1921 году и прибыл в Сербию. Духовный отец Михаила — митрополит Антоний (Храповицкий) ставший к тому времени главой Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Зарубежья, постриг Михаила в монахи. Знаменательный для юноши день состоялся в 1926 году. До этого- почти полуголодное существование, но зарабатывал как мог- продажей газет, вошел и стал членом впоследствии студенческого кружка, переименованного в братство прп. Серафима.
1925 год- год окончания Михаилом богословского факультета Белградского университета. После он устроился в сербскую государственную гимназию в городе Велика-Кикинда. И был там законоучителем до своего пострига. С постригом Михаил принял имя Иоанна, в честь своего предка и небесного покровителя, святителя Иоанна Тобольского. В Сербии был тогда один человек, который прозван «сербским Златоустом» — епископ Николай Велимирович- он говорил о молодом монахе: «Если хотите видеть живого святого, идите к отцу Иоанну».
Внешний вид отца Иоанна был невзрачный. Маленького роста, тщедушного телосложения, он к тому же не имел ясного выговора. Но владыка Антоний очень четко и хорошо охарактеризовал своего духовного сына, сказав, что он выглядит как ребенок, но представляет внутренне собой «зеркало аскетической твердости». И действительно, отец Иоанна соблюдал строгий монашеский обет: » С момента принятия монашества и на протяжении всей жизни придерживался аскетических правил: ел раз в день, поздно вечером, ночами молился, отдыхал лишь 1-2 ч., никогда не спал лежа». Иногда его находили на полу, спавшим перед иконами. Он постоянно соблюдал строгий пост, каждый день служил литургию и причащался. Своим смирением он напоминал древних подвижников. Епископ Николай Велимирович, заметил монаха Иоанна, и всячески помогал ему, видя в нем недюжинное трудничество и духовное дарование от Бога. Как окажется слова епископа стали пророческими. С 1927 года о. Иоанн преподавал пастырское богословие и церковную историю в Битольской Духовной Семинарии, одновременно окормлял окрестные больницы и приюты. Коллеги и ученики уважали отца Иоанна, отмечали его высокие человеческие качества, педагогический талант. Годом раньше был рукоположен отец Иоанн митрополитом Антонием во диакона, а 4 декабря того же года епископом Гавриилом (Чепуром)- во иерея.
В отличии от Русской Православной Церкви, находившейся под гнетом богоборческой власти, Русская Православная Церковь Зарубежья организовывала миссионерскую деятельность в пределах и подчас даже за пределами вверенной канонические ей территорией. Понадобилось почти 10 лет отцу Иоанну, для укрепления своих сил на богословском и педагогическом поприще, окормлении нуждающихся и обремененных, сирот, чтобы в 1934 году будучи иеромонахом он был определен и потому командирован Архиерейским Синодом РПЦЗ в Шанхай, где и был поставлен этим определением Синода епископом Шанхайским , викарием Китайской и Пекинской епархии. Хиротонию во епископа, которая состоялась в Белграде, в русском Троицком храме, возглавил митрополит Антоний. Отец Иоанн прибыл в Шанхай 4 декабря 1934 года и сумел быстро наладить разногласия между православными приходами.
Русские колонии здесь появились еще в царское время. При владыке Иоанне, какой занимал кафедру в Шанхае и возглавлял Шанхайскую епархию с 1938 года по 1949 год, был выстроен собор в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных». Это был удивительный епископ. Вот как в своей книге «Русские святые XX столетия» описывает его пастырскую деятельность православный писатель Дмитрий Орехов: «…Свое положение правящего архиерея он воспринимал как обязанность служить всем. Подобно простому приходскому священнику, он исповедовал и причащал, в любой час дня и ночи был готов откликнуться на просьбу посетить больного или умирающего. Шанхайский епископ не мог утаить от людей свой дар прозорливости и чудотворений, и известность его росла» (Указанная книга. С. 201). А известный канонист, историк Церкви- доктор Церковной истории протоиерей Владислав Цыпин в своем исследовании «История Русской Церкви 1917-1997 гг.» так отзывался о владыке Иоанне: «Он был аскетом и молитвенником, благотворителем, и, по вере своих почитателей прозорливцем и чудотворцем. Отец Иоанн старался держаться подальше от политических дрязг, любил Россию и родной ему русский народ». (Цыпин Владислав, протоиерей. «История Русской Церкви».- Изд-во: «Преображенского Валаамского монастыря».- 1997.- 831 с.С.595)
…Отец Иоанн ежедневно бывал на богослужениях, окармлял вверенную ему паству, — православных разных национальностей. Проповедовал и служил в дни великих праздников на трех языках: греческом, сербском и китайском. Ночи проводил в молитве, и , когда, наконец, силы его истощались, клал голову на пол, забываясь на несколько часов перед рассветом. Носил одежду из самой дешевой ткани, простую легкую обувь без носков в любую погоду, часто ходил босой. (**Агиографический подвиг отца Иоанна состоял в том еще, что он был юродствующим епископом, что было редчайшим явлением среди иерархии, а подвиг юродства как пред избранности Богом подвижника, отвергшего ум свой ради служения Богу и людям, являлся важным фактором для канонизации этого подвижника).
Отец Иоанн не оставил своей деятельности — помощи сиротам и обездоленным, когда был рукоположен во епископа. Наоборот он организовал для сирот и детей бедных родителей приют во имя святителя Тихона Задонского (воспитанниками приюта были около 15 000 русских и китайских детей). , а также дом милосердия во имя святителя Филарета Московского и общежития для бездомных во имя святого Сампсона Странноприимца. Посещал тюрьмы и лечебницы, психиатрические больница, оказывал помощь нуждающимся. Большое значение придавал развитию богословского образования, владыку Иоанна считали одним из авторитетных богословов того времени в Русской Православной Церкви Зарубежья. Он принимал экзамены по Закону Божию, во всех русских школах и приютах епархии. В Шанхае организовал богословские курсы во имя святителя Димитрия Ростовского, а также вел духовные беседы с детьми и подростками — чем занималось также основанное им братство святого Иоасафа Белгородского.
Во время оккупации японскими войсками Шанхая (1937), когда погибли 2 руководителя русского эмигрантского комитета, он в значительной мере способствовал, недопущению разъединения епархии и наоборот все сделал для дальнейшей консолидации русских и китайцев, исповедовавших православную веру. Это было тяжело и физически и морально, но только такая внутренне сильная личность как владыка Иоанн, смогла бы преодолеть эти препятствия. Он организовал сбор пожертвований для пострадавших от боевых действий, не оставлял нуждающихся и помогал им. В 1938 году участвовал во втором Архиерейском Соборе в г. Сремски-Карловци (Югославия бывшая), где был поднял вопрос о наделении Шанхайской епархии самостоятельной юрисдикцией , против чего и выступил. Те не менее, русские архиереи не теряли надежды, на то, чтобы Дальневосточные земли перешли в ведение Русской Православной Церкви, хотя канонически, это конечно было бы недоразумение, но не в тех условиях, когда наступили следующие события в Китае. Вскоре связь с Европой прервалась, пережив страшные годы оккупации японской, пережив ужасы подходившей к концу Второй Мировой Войны, владыка Иоанну снова пришлось покинуть Шанхай, на этот раз с пришествием к власти в Китае коммунистов. Оставляя последнюю надежду, оставаясь в ведении Карловацкого Синода владыка Иоанн (Максимович) в течении года колебался, склоняясь одновременно к тому, чтобы последовать примеру своих собратьев (****26 июня 1945 года пребывавшие в Северо-Западном Китае Харбинский и Маньчжурский митрополит Мелетий (Заборовский), архиепископы Камчатский Нестор (Анисимов), и Хайларский Димитрий (Вознесенский) и Цицикарский епископ Ювеналий (Килин) обратились с посланием к новоизбранному Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I (Симанскому) с просьбой принять их под свое окормление. Этому же хотел последовать и владыка Иоанн, в приходах своих постановивший читать «многая лета» Московскому Патриарху, но… опять историки как всегда и Цыпин в том числе, тенденциозно относятся, когда владыка Иоанн положил много лет на развитие Шанхайское епархии, когда РПЦЗ ему дало естественно исторически больше, чем Русская Церковь, волею судьбы, оказавшаяся гонимой конечно встал вопрос, колебаний, это было опять же естественно). Коммунистическая власть — установленная в Китае вынудила бежать многих православных русских, и владыка через Филиппины уехал в Европу, проведя два года на острове Тубабао.
Здесь , когда лагерь для беженцев был заполнен русскими переселенцами, владыка Иоанна, оказывал помощь духовную всем людям. Рассказывают также, что проведя два года на острове Тубабао, владыка Иоанн переселился на Филиппинские острова, где были часты ураганы, и особенно сильные тайфуны, но пока владыка была на островах не случилось ни одного урагана и лишь однажды один приблизился к Филиппинам, но обошел затем его стороной, так была сильна молитва отца Иоанна.
… Филиппины………………………………………………………………………………………………..
Для русских переселенцев, где был развернут лагерь , скрывавшихся от репрессий коммунистов, а также тех, кто после Второй Мировой Войны остался без крова и вообще без всего, было до прихода сюда владыки Иоанна тяжело жить. Здесь, Промыслом Божьим, жизнь потихоньку устраивалась, хотя было понятно, что другого выхода пока не видно… Как, уже, пишущий эту статью, ранее говорил: при владыке Иоанне не было ни одного тайфуна на островах Филиппинских, рассказывают, как однажды один из беженцев в разговоре с филиппинцами упомянул о страхе перед тайфунами, те сказали ему буквально следующее: «Стоит ли беспокоиться? Ваш святой человек, каждую ночь благословляет лагерь со всех четырех сторон». И действительно, Бог хранил владыку Иоанна и всех переселенцев на островах. Здесь было учреждено 3 временных храма, «собор» размещался в бывшем военном бараке, колокола были сделаны из металлических бочек. В лагере действовали детский приют, школа.
В июле 1949 года владыка Иоанн, отправился в поездку в США, чтобы ходатайствовать перед американскими властями о приеме русских эмигрантов из Китая. Благодаря усилиям Иоанна, эвакуированные на Филиппины из Китая русские получили разрешения выехать и устроиться на новых местах в США, Австралии и других странах. В тоже время Архиерейский Соборо РПЦЗ назначил владыку Иоанна управляющим Западноевропейской епархией, за ним было также сохранено управление, оставшимися епархиями в Шанхае, Гонконге, Сингапуре и других городах. В 1951 году после двухлетнего пребывания на острове Тубабао, затем иерархическом назначении главой Западноевропейской епархии, владыка Иоанн перебрался в Париж. Православный писатель Дмитрий Орехов, повествует о жизни и умножавшейся духовной славе отца Иоанна следующее:
«Слава отца Иоанна была огромной. Французские матери протягивали ему своих детей, прося благословлять их; протестанты и католики приглашали его в свои дома, прося помолиться о больных; парижский диспетчер задерживал отправление поезда до прибытия отца Иоанна» (См. Орехов Дмитрий. Русские святые XX столетия/ Святитель Иоанн, чудотворец Шанхайский и Сан-Франциский (ум 1966); 19 июля (2 июня)»//»Невский проспект».- СПб, 2000. -224 с.- С. 201).
Чудотворения отца Иоанна.
Отцу Иоанну был ниспослан дар от Бога исцеления больных и страждущих. К нему обращались многие простые люди, которые находили у него, то, что им было необходимо- духовную помощь, молитвенное заступничество, исцеления от душевных и телесных недугов. Так, известно, что отец Иоанна обладал и даром предвидения. Будучи в Шанхае его пригласили, однажды, в русскую больницу. Но, к всеобщему удивлению, отец Иоанна не поспешил к больному и по дороге в больницу остановился около молодого парня, который играл на гармони во дворе. Он подозвал его к себе, исповедал, причастил и только после этого пошел в палату. На все вопросы отец Иоанн ответил кратко: «Этот человек умрет сегодня ночью, а тяжелобольной будет жить еще много лет». В ту же ночь слова его сбылись: умирающий стал поправляться, а здоровый скоропостижно скончался…
В последний период жизни святитель жил в Сан-Франциско. Здесь о продолжал окормлять верующих Западноевропейской епархии и был вскоре назначен решением Архиерейского Синода РПЦЗ архиепископом Сан-Франциским. Владыки Иоанну довелось служить Божественную литургию на многих языках: не только на греческом и церковно-славянском, но и на китайском, французском, голландском* ( вверенные в Версале ему епархии, также было дано послушание от иерархии РПЦЗ создать православные общины не только во Франции, но и Нидерландах, владыка Иоанн, стоял у истоков создания Румынской Поместной Православной Церкви под омофором митрополита Виссариона (Пую)).
Однажды в Америке произошел такой случай при владыке Иоанне. Как известно во многих европейских странах справляется европейской молодежью праздник «Хэллоуин», этот обычай пошел из Америке. В этой стране его не без основания называют дьявольской насмешкой над христианством- так как «Хэллоуин» совпадает с католическим праздником Днем Всех Святых 19 октября (2 ноября). Но, пишущий эту статью, думают, что всем известен смысл и содержание этого праздника -» хэллоуина». В Америке этот обычай привел рядиться в костюмы всяко нечисты — ведьм, колдунов, темных духов и прочее. И вот в 1964 году, в разгар этого праздника, на хэлллоуинском балу, устроенном русскими эмигрантами, появился владыка Иоанн. Музыка тут же стихла. Архиепископ в совершенном молчании неспешно обходил зал с посохом в руке. Он не произнес не одного слова. В этом не было необходимости- один его взгляд заставлял людей прирастать к полу…
… До конца своей кончины он наставлял многих людей, утешал их, исцелял, творил дела милосердия, наставлял на путь христианской жизни. Предсказывал возрождение веры в России, «когда разгорится вера». Говорил, что тяжелые страдания есть следствия измены России самой себе, своему пути и призванию. Приведу одно из высказываний владыки Иоанна о разделении Церкви на РПЦ и РПЦЗ, и истинный духовный смысл, в противовес исторической ангажированности и борьбы за власть иерархии: » Русская Зарубежная Церковь духовно не отделяется от страждущей Матери. Она возносит за нее молитвы, хранит ее духовные богатства и в свое время соединится с Нею (!), когда исчезнут причины, разъединявшие их».
В конце статьи, посвященной агиографическому подвигу и его значению жития святителя Иоанна, чудотворца Шанхайского и Сан-Францисского нужно рассказать о знаменательном событии. Незадолго до своей кончины в Сиэтле владыка Иоанн посетил его с Курской-Коренной иконой Божией Матери. *** ( Многие не без основания православные иерархи, священнослужители, а также святители видели мистический смысл в том, что пока эта икона не возвращена Русской Православной Церкви, но и не без основания считают, что обретение вновь в России этой иконы из числа великих икон Божией Матери приведет к духовному заступничеству небесных сил, которое и так почивает над нашей страной, вывезенная в годы Гражданской войны белогвардейцами она считалась долгое время одной из величайших святынь Русской Православной Церкви Зарубежья,однако возможно величайшее событие соединения дух ветвей некогда единой Церкви в 2005 году, обретение канонического единства, принесет и принесло много радости духовной всем верующим, а только БОГ ЗНАЕТ ВОЗВРАТИТЬСЯ ЭТА ИКОНА ИЛИ НЕТ).
… Архиепископ Иоанн умер в Сиэтле в 1966 году. Бог даровал ему прожить полную лишений, невзгод жизнь, которая была вместе с тем направлена им на стяжание духовных добродетелей, духовных и душевных качеств. — помощи обездоленным, нищим, военнопленным, — все по заповеди христианской любви безответно, не требуя ничего взамен любил владыка Иоанн.С ним прощалась вся Зарубежная Церковь. Четыре дня проходили бдения над телом владыки. Удивительным событием стало то, что храм во время бдений наполняла тихая радость. Очевидцы говорили, что у них сложилось стойкое ощущение, — они присутствуют на открытии мощей новообретенного святого. Так и было! Бог прославил владыку Иоанну и вскоре от мощей стали происходить исцеления.
В июле 1994 года в Сан-Франциско состоялась канонизация святителя Иоанна в сонме святых. Таков был жизненный путь, еще одного святого XX столетия Земли Русской святителя Иоанна, чудотворца Шанхайского и Сан-Францисского.
Конец и Богу Слава!

2017-06-09T20:51:56+00:00 Июль 15th, 2012|Categories: Статьи|Tags: , , , |Нет комментариев

Оставить комментарий