Апологетика и историческое развитие «защитительных» речей в связи со становлением богословия в первохристианскую эпоху.
Терминологически, слово апологетика происходит от греческого «апологетос» , что означало «защитник» в ходе судебного процесса, и первоначально так именовалась своего рода должность защитbтеля соименной и в некотором роде тождественной? латинизированному слову адвокат (advocatus) в римском праве. Можно также сказать, что адвокатус , как и апологетос защищали права греждан Рима в ходе той или иной судебной тяжбы, самого хода судебного процесса. Позднее, перейдя из собственно из правовых наук и знаний в область религиозную, и даже богословскую в раннем христианстве, этот термин означал (apologetos) — «защитник христианского учения», не только и не столько от ересей и сект, явившихся в истории раннехристианской или древней Церкви во II и даже ранее в конце I уже века, сколько от самих языческих нападок на христиан и ложных их обвинений будь-то в канибализме, поклонении «голове осла или ослиной голове» (скажем обнаруженные на греческом надписи на стенах руин «христианского дома» в Дура-Европос ) и в прочих явных предумышленных обвинениях.
Апологеты не были, как правило, людьми обучеными или учеными христианами, но они ими становились через и посредством изучения языческих философив, будь-то стоической философии, иудейской философии, которая здесь стоит особником , -таким ранним «апологетом» может быть назван Татиан, апологет II века, изучивший языческую философию стоиков, платоников, а также иудейские писания и написавшим трактат «Речь против эллинов» , адресованый языческому обществу, где он высмеивает их пороки, называя богов языческих — идолами, которым те поклоняются, считая, что мудрость веры в Бога перешла и органически была принята от ветхозаветных пророков и праотцов — истине христианской. Татиан, был учеником знаменитого Иустина Философа, написавшего не мене известный в те времена произведения «, из них до нас дошли его 2 Апологии, где он развивает учение о Логосе как Предвечном Сыне Бога Отца, раскрывает смысл наших первых таинств: крещения, а также , развившихся позже, в связи со складыванием литургического канона- агап, — вечерей любви, опровергая по сути ни на чем не основанные, и не обоснованные обвинения язычников в «каннибализме», «Мы преломляем хлеб, благодарим Христа и поем хвалебную песнь Ему» — эта хвалебная песнь Христу по словам Плиния Младшего пелось каждое воскресенье, когда язычники и языческий понтифик (от латинского pontificus — так во всяком случае называли главу служителей языческого культа, перешедшего потом в качестве христианизированного термина, обозначающего главу Латинской Церкви на Западе) отмечали день нового индикта, а первохристиане вспоминали Вознесение Господа Иисуса Христа) и лишь сравнительно в конце III- начале IV века мы видим празднование Воскресению Христову, которое также было связано еще почему-то с устоявшимися воззрениями на начало новой эпохи, свидетельствовавшей о дне непобедимого Солнца (solis invicti)
Учитель и проповедник, первохристианский богослов, вошедший в сонм наших общих с Римо-Католической Церковью святых отцов (до 1054 года все святые были признаны как Церковью Восточной , так и Церковью Запада), первый серьезный апологет в своем роде Иустин Философ претерпел мученическую смерть не позднее 114 года после Р.Х. во время очередных гонений римского правительства . Татиан не долгое время проповедовал христианское учение и еще писал «защитительные речи» против язычников, как в скором времени отпал после смерти своего учителя от древней Церкви и увлекся учением ереси энкратитов. Если Иустин Мученик был известен тем, что по преданию древнего историка прочел свою Первую Апологию самому римскому императору Антонину Благочестивому, то другой апологет Кодрат или Кондрат был апостолом из семидесяти, до него дошло только первое и древнейшее у нас свидетельство об двенадцати апостолах — учениках Господа Иисеса Христа, и Его Светлом Воскресении и Вознесении «Одесную Отца» . Этот Кодрат тоже пострадал при очередном гонений около 130 года после Р.Х.
Еще одни малоизвестные у нас апологеты , это конечно же Аристид Мученик, или как его еще называли Аристид Философ, происходивший и изучавший эллинские науки и мудрость эллинскую в одной из стоических философских школа. Аристид нам гораздо более известен, чем Кодрат, поскольку ему принадлежит апология или «защитительная речь» «О почитании Всемогущего Бога», адресованная во время жесточайших гонений на первохристианскую Церковь Публия Элия Адриана ,Русский патролог, профессор Сагарда полагал, что Аристиду принадлежала еще одна апология, которая практически не была идентифицирована с его именем, поскольку мало известно дошла она до нас или нет, во всяком случае в одном из древнейших кодексов , вошедших впоследствие в Апофегмата Патрум (Собрания святых отцов, датируемое ранним средневековьем, кажется сирийского происхождения), нашел там древнейший трактат… яко бы по слогу и по речи, изложенной в нем косвенно, который мог принадлежать Аристиду Философу. Но это была только гипотеза…
Важнее в апологетическом слове Аристида то, что он смог выразить на язычке платоническом (школы платоников) христианскую идею Единого Всемогущего, Вездеприсутствующего, Вечного, трансцендентного и имманентного в своем единстве Бога.
Аристид мог бы конечно полагаться на то, что Адриан внемлет его слову, но к сожалению его постигла (Аристида) такая же учесть, как многих мучеников за веру. И лишь Афинагор Афинянин не стал мучеником, будучи превосходным автором, богословом и защитником христианского учения, чьи апологии вошли в собрание библиотеки Константинопольского патриарха Фотия в IX веке, среди множества других древнейших трудов и трактатов отцов Церкви, а также церковных писателей.
Слог Афинагора Афиняне отличался от других слогов апологий тем, что он достаточно объемистей других, достаточно проникновенней и к тому же принадлежал ко времени относительного затишья в гонениях на Церковь римской власти. Познавательна и по-своему интересна его апология, посвященная объяснению язычникам бессмертия , где он также использует, как и Аристид платоновские категории в интрепретации бессмертия души и смертности тела, объясняя, что по образу Божию — Господа Иисуса Христа «и мы верим в Воскресение наше по смерти» , но, что тело не превращается в другие атомы и не проникает в другие вещества, в другие тела , и не уничтожается как думали языческие философы, а постепенно истлевает, становящь прахом, когда душа вечна и остается тою же по смерти телесной. Афинагор Афинян заложил основу понимания загробного существования души по смерти, синтезировав платоническую мысль и мысль христианскую он тем не менее, пытался объяснить на языке эллинской философии значение бессмертия для человека,- верующего христианина, как восставление тела и души после временной жизни в жизнь вечную, он говорит, вслед за историческим свидетельством Кодрата (смотрите у Евсевия Памфила в «Церковной истории» ) , что в этом и есть проообразовательный смысл Воскресения Христова для нас всех., что надежда и вера наша противопоставляя «верования» язычников, не тщетна, как у них , но телеологична — идет к намечнной свыше цели и заканчивается в конце самой истории , как выхода за ее границы — в вечность.
Эти апологетические речи принесли огромную пользу формированию христианского учения и раскрытию догматов веры, в борьбе против язычества развивалось не только само слово, бывших эллинов и мудрецов философских языческих школ, но и адекватное противопоставление истины хрситианской — новой, благодатной и исцеляющей человеческую душу, обновляющей дух- не истине и самообману языческому в его поклонении идолам, разврате, оргиях.К тому же высвечивало самые пороки языческие , в которые язычники не редко обвиняли христиан. Именно нравственное осознание и моральное осознание пороков, связанных с языческим культом среди эллинского мира , к чему привело слово апологетов, стало верной, но не единственною основою для христианизации этого некогда ойкуменического мира (за пределами Римской Империи — полулюди-полу животные, варвары как их называли сами римляне), А антитеза грубому язычеству, идолослужению, низменным похотям и страстям, погибавшего под светом, нарождавшегося христианства мира , состояла в том, что, этот мир ,в конце концов, смог тадекватно со временем понять свою не правость, свои заблуждения и осознать свою грешность, которая и была умело и очень метко порою высвечена изнутри каждой такой души — первохристианскими апологетами. Свет истины — свет Христов просветил эллинскую цивилизацию, рожденную новою и окрепшею, именно Византия станет на долгие века приемницей этого мира, бывшего » в преддверии Истины» ….
Оставить комментарий