Библейская археология в свете источников и истории древневосточных цивилизаций.

Главная/Статьи/Библейская археология в свете источников и истории древневосточных цивилизаций.

Библейская археология в свете источников и истории древневосточных цивилизаций.
…Родиной всего человечества , и первых цивилизаций считается, если не Сиро-Палестинский регион, то во всяком случае ушедшая и мало сохранившая свою информацию о себе Сеннаарская культура. Вообще изучение и исследование древнейших культур и цивилизаций, как и любой науке исторической, принято начинать с источников. А источники эти дошли до нас в крайне скудном состоянии, но, тем не менее, проливают свет только на исторические периоды существования тех или иных древневосточных цивилизаций. Причиною, такого недоразумения с одной стороны стали, осевшие во многих западных и европейских музеях крайне интересные и важные артефакты и письменные, вещественные свидетельства начиная от ворот богини Иштар, — «вавилонской блудницы», как она названа в Библии, в Ветхом Завете, одним из пророков, кончая папирусами библейских сказаний, начальных глав книги Второзаконие и единственно древним папирусом, с текстом некоторых глав из книги пророка Исайи. Конечно, важно осознать всю глубину только этих источников, но сколько много еще сокрыто от нас древнейшими цивилизациями, а сколько не найдено? Все эти вопросы непосредственно связываются с археологическими раскопками, того или иного региона, как то в них в основном участвовали англичане, начиная с сэра Генри Роулисона, Франсуа Шампалиона, — неутомимого французского ученого открывшего уже как много лет, известную всем ученым-востоковедам, — клинопись шумеров. Профессор Гротефенд (Берлинская Академия Наук), как известно преуспел в исследовании древнеегипетского письма, древнеегипетского иероглифического письма, — так правильнее будет назвать его. Но востоковедение, ждали поистине грандиозные открытия в 20 веке, когда вслед за американской, английской экспедицией перед археологами открылись из глубины веков замечательные свидетельства быта, жизни и религии древневосточных цивилизаций. Это изучение и интерес Роулинсона к ассирийской державе, в том числе проявилось в 20-30 -х годах XX столетия в открытии Вавилона Робертом Кольдевеем, вернее раскопках Вавилона…
Теоретический и во многом практический вклад в исследования и изучения Сиро-Палестинского региона, а также исследования памятников по времени тождественными с новозаветными событиями принадлежит естественно русским ученым, археологам и востоковедам, это и профессор Троицкий, написавший краткий курс истории Древнего Востока, применительно к библейским событиями, описанием находок и артефактов занималась начиная с 1892 -1893 года Русская археологическая комиссия, причем, понятно, что сперва кафедры библейской археологии, возникли там, куда впоследствии и ушли многие артефакты и источники даже некоторые свидетельства, добытые все-таки неутомимыми русскими археологами и исследователями- это Британская археологическая комиссия, созданная еще в 70 -х годах XIX века, и Берлинская при академии наук, — 1891 -1892 годы. Но самих кафедр в России не было еще до их открытия — в послевоенные годы, библейская археология не была столь распространена, ее еще не существовало как и особой дисциплины, к которой интерес проявляется сейчас вот только фактически последние может лет 5 не больше.
Все это оставило некоторый отпечаток на истории и возникновении библейско-археологической науки. Как историческая сфера знаний она полностью примыкала к историческим же наукам, прежде всего археологии, церковной археологии, известной у нас вплоть до 1916 года, когда приблизительно в это время вышел всеобъемлющий, но устаревший труд профессора Голубцова, при этом посмертный, посвященный церковной археологии в курсе литургического богословия.
В отличии от церковной археологии, которая, лишь слегка касалась предмета археологии библейской — в происхождении древнехристианских символов, — креста, хоругвей и так далее, последняя изучала библейскую историю и хронологию по текстам Библии, ориентир был Библия. — Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Но, как мы увидим в дальнейшем, значительно отошедшая наука востоковедения от изучения и исследования всецело библейских свидетельств, опиралась и опирается на свидетельства именно тех источников, авторы которых во многом сопоставляли библейские события с событиями жизни древневосточных обществ. Что же это за источники?
Мы их можем подразделить на источники богословские с одной стороны, вещественные с другой — надписи на храмах, стелах, барельефы, цилиндры, печати и так далее, мифические — мифы разных народов древневосточных, миф сотворения мира Enuma-elish мифологическая, а некоторые исследователи очень именитые в этой науке дореволюционные правда, — говорят и о первой теологической системе, созданной при патесси Лагаша — Лугальзагиси, 3245 г. до Р.Х. примерно; исторические- хроники ведения войн, ведения списка царей , — самый древнейший датируется 3500 г до Р.Х. создан в Вавилонской державе, с тем, чтобы выявить преемство от мифических «царей», названных по созвездиям , посвященным им (* такой порядок был свойственен, самым древним народам Востока, в эпоху господства как сабеизма так и поклонения тварной природе.- читаем в книге Бытия: » И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время, и раскаялся Господь, что создал человека на земле и восскорбел в сердце Своем». Здесь в этих словах не сказано, что люди поклонялись звездам, тварной природе. Эти слова послужили Богу поводом для наведения потопа на Землю, так, что первое переселение было еще до потопа «и разбрелись люди по лице Земли».
Во всяком случае, семиты не были коренным народом, а пришли кто откуда. Потоп Великий приходился по свидетельству «Списка царей» на 126 год правления царя Урука Гильгамеша, действительно думают, что это герой мифический или герой реальный, но после Гильгамеша списки царей были уничтожены, чем? Не водами ли потопа? (См мою статью и древнейшей библейской хронологии и частичном изучении «Списка царей»), Так известный нам хронист Берос, живший в эпоху между завоеваниями Александра Македонского и первыми Селевкидами, в своей «Vavilonika» пишет, что было 4 волны переселения прасемитских (???) или просто народа тогдашнего, 4 волны, на что он опирался? На многие не сохранившиеся источники до нашего времени, увы для науки они полностью исчезли а между тем вероятно именно они могли бы пролить свет на поиск працивилизации, указанной в Библии. Его свидетельство приводит, в своем фундаментальном и до сих пор самым полном исследовании академик Тураев Б. А.: » Берос посвятил Антиоху I Сотеру ( 281-262 гг до Р.Х.) свой труд «…» , состоящий из трех книг: в первой рассказывались мифы (?) до потопа, во- второй излагались мифы и история от потопа до Фула (Тиглатпаласара Нововавилонского — 7 века до Р.Х.), а в третьей — до смерти Александра Македонского. » Берос пользовался различными клинописными источниками, которые до нас не дошли, но о нем упоминали такие историки и хронисты как Аполлодор, Александр Полигостр, и Абиден, а уже от них о Беросе и его в частности цитировали Иосиф Флавий («Иудейские древности», «Иудейская война») Африкан (** это тот самый Африкан, который ввел свою собственную хронологию библейских событий, очень именитый историк, но к сожалению для нас мало изученный, для древних конечно, как христианин он был более ценным). Это письменные источники более поздние- эпохи начала скорее эллинизма, но были и ранние источники, в основном принадлежавшие грекам. Так, XIV век до Р.Х. описывает историк Ктесий, конечно его свидетельства мало информативны, кроме правивших тогда в Древнем Египте фараонов, он особенно ничего не сообщает. Vвек до Р.Х. — предстает полностью в «Истории» Геродота ( 490- 425 гг. до Р.Х.) , его фундаментальном труде, посвященным в том числе описанию быта, религии, жизни в целом древневосточных обществ. Не описал он только Двуречье, задумав другую книгу для этой цели «Слово об Ассирии» , так и не написанную правда. Во всяком случае, его исторические свидетельства ценны во многом, только приукрашены и у него встречается довольно обильного материала, посвященного мифам. Геродот, был искателем, любознательным греком, конечно же греки тогда мало что знали о древневосточных цивилизациях, если сравнить свидетельство того же Геродота о Гиперборее, то оно во многом будет более исторически выверенным и правдоподобным, чем свидетельства его о Древнем Египте.
Следующим источником следует назвать труд Диодора, географа и путешественника, посетившего Древний Египет в 60-58 гг до Р.Х. Этот труд во многом носил и носит компилятивных характер, и дело в том, что Диодор не стыдился пользоваться древними источниками, и трудами своих современников. Его свидетельства ценны лишь как непосредственного наблюдателя, путешественника, но не как ученого историка. Диодор широко использовал важный для нас, и для библейской хронологии трактат, вернее целый объемный труд Гекатея Абдерита. Важен для нас он прежде всего, что именно его вместе с Манефоном ( о котором будет рассказано) и Берос использовали иудейские переписчики при составлении Талмуда в том числе. К сожалению до нас он дошел лишь в маленьких отрывках, но и эти сведения особенно ценны для востоковеда. Гекатей жил в царствовании между Александром Македонским и первым Птолемеем. Если у Геродота значительны для нас сведения о Персидской державе, в царствовании Ахменидов, то у Диодора= Гекатея (так как хронология Диодора компиляция труда Гекатея), это, прежде всего представляет интерес история греко-персидских взаимоотношений, и договоров V- IV вв. до Р.Х.
Теперь перейдем к обзору труда не потерявшего свое значение и смысл, для как востоковедения, так и науки библейской археологии и особенно библейской хронологии, лишь косвенно, а не прямо упоминающего о допотопных временах. Этот труд получил название «Истории Египта» жреца Манефона (Мер- не- Тхути- «возлюбленный Тотом», сравните Мер-не- Птах (фараон правивший Египтом во время Исхода еврейского народа) -» возлюбленный Птахом «- божеством Пта*?* )
Манефон — современник Птолемея I, которому он поспособствовал в ведении своеобразного единства между египетской мифологией и греческой религией в культе Сераписа ( Апис- древнеегипетское божество). Манефон был очень образованным, культурным человеком по тем временам, его труд не дошел полностью, и понадобился как и трактат Гекатея иудейским и христианским хронографам. Языческий мир не дооценил его вклад в изучение и развитие древнеегипетской хронологии и в целом не пользовался им широко. Иудейские апологеты, опирались на Манефона в доказательстве древности еврейского народа, и естественно им пользовались как Филон Александрийский, так и Иосиф Флавий. Менафону принадлежит составление очень важной для нас и для науки изучающей древневосточные цивилизации, хронологической таблицы, которая включает в себя сведения доисторического содержания до вторичного покорения Египта персами. Династическое деление царей и фараонов, у Манефона обусловлено, естественно таким же делением династий фараонов, не по именам, а по летам правления каждого из них- сколько правил.
Интересно, что благодаря Манефону, мы сохранили деление на три периода или лучше сказать эпохи существования Древнего Египта. Это Древнее царство «I- XI» династии, Среднее царство — » XII -XIX» династии и Новое царство «XX-XXX» династии.
Итак обратимся к тому, что говорит Манефон.
И у Иосифа Флавия, а от него через Манефона прежде всего, говорится, в первой книге, что первая цивилизация на Земле существовала из «полулюдей и полубогов». Библия,сообщает нам прежде всего,возможно дополнение его(Манефона) переписчиками более поздними как Африкана и Евсевия, «Кргда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сына Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. … В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» (Быт. 6, 1, 4). Здесь конечно и Манефон говорит об этом же, но к сожалению невозможно теперь определить являлись ли эти слова подлинно принадлежащими Манефону, или поздним его переписчикам о «полулюдях и полубогах». Древний Восток допотопный заселялся постепенно, самыми древнейшими сведениями доисторического характера конечно служат маленькие и скудные отрывки у Гекатея и Беросиуса (латинизированное), были конечно и другие историки и авторы, о которых мы не сказали это Страбон, греческий автор и географ, упоминавший в частности об атлантах, Ктесий, упоминаемый нами ранее, и написавший Историю Персии особенно, живший в IV в. до Р.Х. при персидском правителе Артаксерксе II. Очень ценными для нас стала бы библиотека нововавилонского царя Ашурбанипала, сохранившая когда-то для древних десятки тысяч клинописных табличек, но…………………………………..как и об Александрийской библиотеке нам мало что -либо известно, хотя древнейшие свидетельства ее не зря были посвящены истории древнейших цивилизаций, а отрывки мало изученных авторов или практически нам не известных, — встречающиейся за редким исключением, то ли мифически то и вправду приписывали этой библиотеке достаточно «большой фонд» в том числе и допотопных и доисторических свидетельств неизвестных науке.
Да, итак, Манефон был может сам компилятор, что навряд ли, в его распоряжении были не только Тексты пирамид, но многочисленные древнейшие источники, то ли от нас «ушедшие» в лету, то ли ПОКА не найденные. Что конечно исключать нельзя. Допотопное человечество каким оно было? Мы здесь целиком и полностью можем опираться только на Библию, с одной стороны и с другой географию допотопного расселения у Бероса, крайне скудную, но могущую пролить не мифический, а именно исторический свет на существование працивилизации.
Сеннаар стал заселяться после (!) потопа. Аравийская долина, славная своими плодородными землями, водами, климатом, который способствовал тем, чтобы стать прибежищем кочевых-племен, привлек народов с Востока (!!!!) (на Восток??? Да, именно с Востока) : » На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока,они (народы) нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там». … Это прасемиты, как известно завоевания коренных народов прасемитами было жестоким нашествием, наверное начиная с ассирийского Саргона I (2316-2261), но это завоевание касается 2000 до Р.Х. , а что было ранее? Ранее конечно существовали две цивилизации- Шумерская (около 4000 до Р.Х.) и цивилизация Аккада, объединившиеся против нового грозного врага, но не смогшие устоять против него и завоеванные прасемитами. Почему мы их называем прасемитами, а не семитами? Хотя исторически было бы верно называть эти народы именно семитскими, как потомков сына Ноя -Сима. Дело в том, что прасемиты- это некогда единый народ, основавший вовсе не в Аравии и не в долине Сеннаара правицилизацию, о которой прямо свидетельствуют библейские слова «о едином языке и едином наречии» у всех. Почему опять же прасемиты??? Семиты были кочевыми народами, волна их переселения совпала с» мифическим» правлением царя Нимрода, и с известным сказанием о Вавилонской башне, «Эн-темен-Ан-ки» то есть «Дома бога неба и земли Ану», именно смешение языков вызвала 4 по счету волну переселения, как полагает Берос, а значит косвенно способствовало, тому, что начали создаваться новые цивилизации. таким образом парадокс истории заключается в том, что мы не можем знать и не знаем, что семиты именно были самым древнейшим народом на земле. Они смешались с другими народами, «Вавилон»- смешение, также как и послепотопный Иерихон и государство Эбла древнейшие крепости и очаги остатков некогда единой працивилизации. ………………………………………………………….

2013-10-09T20:54:39+00:00 Октябрь 9th, 2013|Categories: Статьи|Tags: , , |Нет комментариев

Оставить комментарий