БРЕСТСКАЯ УНИЯ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ УНИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА ОКРАИННЫХ ЗЕМЛЯХ РОССИИ, ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ БОРЬБЫ С УНИЕЙ.

Главная/Статьи/БРЕСТСКАЯ УНИЯ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ УНИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА ОКРАИННЫХ ЗЕМЛЯХ РОССИИ, ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ БОРЬБЫ С УНИЕЙ.

БРЕСТСКАЯ УНИЯ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ УНИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА ОКРАИННЫХ ЗЕМЛЯХ РОССИИ, ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ БОРЬБЫ С УНИЕЙ.
…..В 1589 году при царствовании в России самодержца Феодора, произошло знаковое событие для России, так и для всего православно-восточного мира. Константинопольский (Царьградский) патриарх Иеремия рукоположил в патриархи митрополита Московского Иова. Первого из патриархов Смутного времени впоследствии. Патриарх Иеремия один из последних иерархов Константинопольской Церкви в те годы, знал, что важным станет оплот Православия именно на Востоке, и на севере могучих земель, со своим подчас суровым климатом…. Избрание патриарха и установление патриаршества в России явилось не просто знаковым событием, но оно во многом консолидировало православный народ, проведя его через ужасы опричнины и Смуты к РОСТУ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ, такого, которое было во времена Куликовской битвы. «Второй Рим пал, третий Рим- Московия, а четвертому- не быти». — слова старца Спас-Елеозаровского монастыря, на век предопределили роль Московии, не как столицы, а как олицетворения гаранта стабильности во всей России. Потому, малейшие территориальные и канонические претензии наносили непоправимый вред, и как мы увидим Брестская уния и ее принятие, на многие века в истории отразились в этих отношениях, борьба русского народа против навязывания чуждой веры , чуждой православному человеку, трагизм который «умело» был направлен против России, Украины, в сепаратистских чаяниях и попытках децентрализации территориальной целостности этих стран в 90-е уже годы XX века. Вот почему исторические события Брестской унии играют не только роль большую в церковной истории, но и в светской истории, истории государства. Положение это вытекало из того мессианского предназначение, какое указано было в учении о Москве как Третьем Риме, и вот почему. Успехи католической миссии на юго-западных землях означали прецедент на то, что когда-то эти земли могут подпасть под католическую «веру», и следовательно принести урон территориальной целостности, потому, что если рассматривать события Брестской унии и Смуты на Руси в одном ключе, в единой взаимосвязи, то получается, что знание, изучение, причины, и всевозможное более детальное исследование этого вопроса (о чем надеюсь еще более будет написано исследований) все-таки послужит новою «вехою», в том, чтобы не видеть только за иноверческой миссией попытку навязывание веры, а вследствие этого и ее устоев, ее юрисдикции, приложимых к этой вере, а стало быть менталитета, и таким образом создание вот этого «очага» или отдельного «центра», пусть и вялого, но опасного не только для веры большинства людей тогдашних лет, но и в рамках многовекового его «тления»….
……………………………………………………………………………………………………………..
События Брестской унии, положение земель Западно Русской Церкви сильно отличалось от других земель. В Восточной Руси в лице Московского государства православная вера была господствующей и православию приходилось бороться с внутренними ересями, сектами, расколами, направляя свою деятельность на эту внутреннюю борьбу. Западная православная Церковь, находясь в Литовском государстве имела с своем лице давнего непримиримого врага- латинство. Государи Литвы исповедали римскую веру. Литовское же княжество состояло из одной Литвы, занимавшей не более двух губерний Виленской  (*Вильно станет одним из оплотов освободительной борьбы против униатов, что уже тогда ознаменует собой начало отделения Литовского княжества ) и Ковенской, а преимущественно из русских областей, обнимавших пространство девяти других, западных и южных губерний: Смоленской, Витебской, Минской, Гродненской, Могилевской, Черниговской, Киевской, Волынской и Подольской, часть Галиции, которая находилась в гражданском смысле под Польшей, в религиозном принадлежала Литовской митрополии.
Во всех этих областях православие было сильно распространено среди князей их и народа. В коренной Литве потомки великих князей литовских Гедемина и Ольгерда были православными.
Церковь Латинская не была многолюдной. Утвердилась к концу XIV началу XV столетия, при Ягейло и Витовте, которые насильно пытались крестить в латинскую веру народ. Первым считался, впрочем, князь Миндовг, какой принял латинскую веру в 1251 году.
Во главе Православной Церкви в Литве всегда стоял константинопольский патриарх, поставлявший литовско-русского митрополита. Уже с началом притеснений, османов, позиции константинопольского патриарха как ВСЕЛЕНСКОГО стали значительно снижаться в православно-восточном мире, тем не менее константинопольский патриарх не чурался притеснять ставленников на Литовскую митрополию из русских, подчас ограничивая их во служении. Глава латинской Церкви папа — имел большое влияние на народ, проживавший в Литве и на литовское правительство.
Литовский государи действовали по отношению к православной Церкви двулично. Литовские короли присваивали себе право «патронатства» над Православной Церковью в Литве. Назначение епархиальных архиереев перешло во власть литовско-польских королей. Короли , что особенно важно, как правило были ставленниками папы, и через них тот влиял на успехи католической миссии, в которой одной из главных задач было подавление православных архиереев, епископов и их православной миссии в Литве.
В 1569 году, территории Польши и Литвы воссоединились, Литва присоединилась к Польше, и здесь мечтою литовских королей стало создание «по принципу ордена» великого и могущественного государства, но этой мечте мешали с их точки зрения разноверцы, поляки- были латинянами, русские (* мы указывали на исконно русское значение земель ливов ранее, исторически, конечно ничего под этим не подразумевая),- православными. Именно, чтобы в едином государстве достичь не просто консенсуса, а консолидации русских (православных) поляков (латинян) и (что немаловажно) литовцев (частью православных, частью латинян) короли преследовали цель церковной унии. *** Примечательно, что литовцев, кои пусть и незначительный процент, но были и оставались еще православными мнения не были учтены, ведь Литовская митрополия по созданию хотя и позже, проникновения сюда латинских миссий, тем не менее, принадлежала Руси, и часть ее населения во многом была крещеной в Православии (вспомним упоминаемое ранее Грюнвальдское сражение).
Успехи латинства привели к тому, что уния, которая бы означала все-таки КОНСЕНСУС, а не насильственное подчас присоединение по вероисповедному признаку православных, с тем, чтобы они поменяли свою веру и приняли латинство, сыграло определенную трагическую роль в усилении противоречий между русскими (православными) жителями литвы, литовцами (православными) и литовцами и поляками (латинянами). Православные кафедры раздавались не духовным, а светским чинам, как правило зажиточным лицам, в которых те назначались епископами. Естественно, что такая ситуация не устраивала православных. Шло открытое разграбление православных земель, — принадлежавших храмам, церквям, монастырям. Монастыри отдавали часто в пожизненную аренду, владение светским людям, какие могли быть и латинской веры. Последние кроме материальной выгоды никакой более не преследовали, разоряя монастырские владения, удаляли священников и монахов отстаивавших православную веру. Русский церковный историк митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) в своем объемном труде «История Русской Церкви» назвал сложившуюся ситуацию в Литве и Польше в тогдашнее время: «страшной внутренней язвой, которая незаметно подтачивала главыне силы Церкви, и неизбежно вела к расслаблению и изнеможению Церкви» (см. «История Русской Церкви, митрополита Макария (Булгакова), подробнее Т.8.).
В первой половине XVI столетия в Литву проникают протестантские влияния, что было связано с контр реформацией католической Церкви, борьбе против протестантизма, увидевшего в православных иерархах и Православии в Литве «помощника» в ответной борьбе против рим-католичества здесь. Поначалу так и было, протестанты поддерживали православных, однако вскоре необходимость распространения идей протестантизма на людей другой веры, что досталось протестантизму от католичества, из глубины которого он и выступил как известно, пересмотрев в значительной степени основные положения вероучения рим-католицизма (см. подробнее у Мартина Лютера. Виттенбергские тезисы) перешла в то, что значительное число православных перешли в протестантизм. Это наносило еще больший урон Православию на этих землях, и парадоксально было то, что протестанты УВЫ склонили в свою веру столько народа, сколько католической миссии не удавалось склонить на протяжении 100 лет.
Иезуитский Орден Игнатия Лойолы, как антитезис военной мощи католичества против протестантизма силою оружия и меча встал за рим-католическую веру. Иезуиты в Литве присекали жестко попытки протестантизм еще и еще утвердиться здесь, политика контр реформации таким образом затронула и Литву и к сожалению, сильно досталось православным. Иезуиты воздвигли и на тех и на других настоящие гонения, С 1458-1503 годы продолжалась борьба между иезуитами и протестантами, с переменных успехом, с периода 1503-1555 годы она становится почти незаметной, ослабевает и фактически казалось бы прекращается…. НО…недолгое положение Православия, которое почувствовало относительное спокойствие, сменяется новым витком дальнейших исторических событий. Очевидно, «затишье перед бурей» было связано с обращением именно взглядов в сторону Рима, где продолжались споры католиков и протестантов, но они были настолько догматическими, да пускай и язвительными друг ко другу, что ни та ни другая сторона при папе Льве (1530- г избрания на конклаве, в его вреемя выступил Мартин Лютер, но при нем, что поразительно (!!!) не было такого противостояния, все кончилось гораздо «мягче «анафематствованиями, а объявленная Контрреформация уже после смерти папы Льва достигла масштабов протестантских погромов и прочее, да, сложны судьбы Западной Церкви в истории ее и противоречивы (см. об этом протестантских историков и теологов и католических историков и теологов) не спешила применять «силу» . Однако со второй половины XVI столетия вновь борьба усилилась и достигла высшей точки напряженности (историко-церковная смена понтифика привела к тому что на Святом Престоле оказался человек достаточно принципиальный и жесткий в деле миссионерства католического), (1555-1589). Сначала на православных «нападали» протестанты, затем стали активно склонять к унии иезуиты. Под такими событиями нашлись и изменники Православия, действовавшие заодно с латинянами, несмотря на противодействие православных, они успели принять и водворить в Литве церковную унию. Таким образом, в истории Западнорусской, или Литовской митрополии в продолжении настоящего ее периода представляются один за другим возможности к принятию церковной унии полностью.
В ПРЕДДВЕРИИ УНИИ. Церковная или Брестская уния 1596 года.
Брестская уния- модернизированная Флорентийская уния для новых условий XVI столетия.
…………………………………………………………………………………………………………………….
…. Брестская уния была названа по имени города Бреста Литовского, где на соборе 1596 года была принята. Имела под собою консенсус соединения путем взаимных уступок православной и католической церквей. Так как попытка ввести ее была принята, обманом, то ее введение вызывало волну негодования у православных, и открытое сопротивления униатам. Большую роль в этом сопротивлении сыграли так называемые БРАТСТВА, или православные братства, ведшие активную политику, информирования об унии населения, агитационных действий, направленных против успехов рим-католицизма, и в недрах братств издавалась полемическая литература против униатской и католической, в которой рассказывалось об истиных причинах унии, ее целях и целях тех, кто принимал ее, и выдвигалась защита. «Obъrona» — так назывались полемические произведения как правило униатов, среди которых ученостью пользовался иезуит Скарга. Хотя принятие ее привело к противодействию православных и католиков, которое закончилось только после падения Речи Посполитой, и ее «разделов» при Екатерине Великой, «дело» ее относилось и к последующим векам.
Уния изначально встретила ожесточенную, полемическую борьбу. Последняя была обусловлена исторической жизнью и ее особенностями православной Церкви в Литве, и явилась ее прямым результатом. Мысль эту впервые обосновал О. Коялович, в своем труде «Литовская церковная уния», и еще в XIX столетии она считалась господствующей в исторической науке.
Обращение Литвы к католичеству началось с династического брака Ягейло на польской королеве Ядвиге, в результате чего Ягейло стал королем польским. Долгое время, поддерживая веротерпимость и толерантность в отношении католиков и православных, он тем не менее подпал под влияние первых. Ягейло всячески вынашивал планы унии католиков с православными, и еще до принятия ее во Флоренции, такие думы в Риме и в Литве во многом уже были. От православных требовали признать власть папы. Что естественно, что в разрез с верою православной, поскольку последняя имела здесь в Литве, ранее упомянутую Западнорусскую митрополию, подчинявшуюся , входившую в юрисдикцию каноническую Московского митрополита. Поэтому речи не могло быть не только о каком-то соединении с католичеством и папою, но и даже сближением с Римском Престолом. В Польше, тем временем, определили: отделить Западнорусскую митрополию от восточной Церкви о создать особую митрополию (католическую).
Но на защиту веры здесь в разное время становились: князь Константин Иванович Острожский, самый «тишайший европейский» король Сигизмунд II Август. Которые был настолько веротерпимым человеком, что одинаково относился и к католичеству и протестантизму, при нем начавшему проникать сюда, и православию, последнему даже помогал. Но постепенно, католическое влияние кардинала Коммердони, оказываемое на на Сигизмунда II Августа, все же склонило последнего к принятию католицизма. Епископ Польский Станислав Розий при короле и с его согласия непосредственного призвал в 1564 году иезуитов. Война Литвы и Польши и их противостояние закончилось подписанием и принятием унии в Люблине, получившей название Люблинской политической унии, согласно которой Польша окончательно присоединила Литву. Затем в 1569 году виленским бискупом Валерианом Протасевичем были в Вильну призваны иезуиты также. (***** Вильна один из главных впоследствии полемических центров униатов, Вильна вместе с тем город, в котором располагалась латинская академия, так называемая Виленская латинская академия, из числа слушателей в которой значительное число стали униатами, но значение опять же этого города двояко в истории Бресткой унии, уже потому, что Вильна переходила из рук в руки (от католиков к православным братствам и наоборот) и поэтому с определенной долей истины все-таки может расцениваться как в тоже время в определенный период борьбы этой центр против униональной политики). Продолжение следует………………………………………………………

2015-08-06T18:39:51+00:00 Март 26th, 2013|Categories: Статьи|Tags: , , |Нет комментариев

Оставить комментарий