Часть 1. О природе человека. Немессия Эмесского и разбор опровержения Немессием многочисленных философских взглядов о душе.

Главная/Статьи/Часть 1. О природе человека. Немессия Эмесского и разбор опровержения Немессием многочисленных философских взглядов о душе.

Часть 1. О природе человека. Немессия Эмесского и разбор опровержения Немессием многочисленных философских взглядов о душе.
В самом деле, что есть человек? Микрокосм и макрокосм одновременно, связующее звено сверхестественного, естественного миров или одно из творений Божиих, наделенное разумом и волей? Отвечая на эти вопросы древние античные философы старались выявить ту или иную сторону организации человека как личности, беря скажем душу как перипатетики в частности Аристотель из Стагиры и Аммоний Сакас намного намного позже, учитель известного писателя и богослова Оригена, лекции которого (Аммония) он слушал. Эпикур в своем «Саде» множественно и многообразно размышлял о природе души, метемпсихозе, теория которого заимствуется и развивается Платоном — светилом античной мысли. Однако все эти взгдяды были сторонние душа-это… . А что душа в человеке есть на самом деле и как она организуема в теле, как тело содержит полноту или плирому души, а также душа «разлита» по телу или скажем она находится в определенном месте в сердце в христианской мистике и нравственном богословии, в области лба в индуисткой мистике. К VII веку византийские богословы во многом интересовались плиромой, то есть полной организацией личности человечсекой во взаимосвязи и соотношении , даже взаимоотношения ее с Бого и сверхчувственным миром. Это вопросы «неподобного подобия» Псевдо-Дионисия Ареопагита в частности, вопрос Шестоднева блистательного учителя Блаженного Августина Амвросия Медиоланского (епископа Миланского), о творении мира и человека- вершины Божественного творения. Это и споры вокруг природы монофизитства и монофелитства, как ересей изначально порожденных христологией, но только по Первообразу можно было бы относить «победу» над этими ересями в VII веке Максиму Исповеднику, его «тайноводственным назиданиям» что суть не едино не двуличностно, а Богочеловечески воля и энергия неслиянны в Господе Иисусе Христе, это и вопрошания теопасхизма, позднего уже 8 века богослова и блистательного «ученого в области дальнейшего развития триниталогии» — Леонтия Византийского, и его тезоименитого ему Леонтия Иерусалимского. Здесь важность было в понимании Святой Троицы и воипостазирования Бога Сына.
Только так по спорам, продвижению к Истине можно было в те века далекие нам познать и осознать природу Христа во всей Его телесности, Божественности Волеизъявлении и Страдании, только исследуя Первообраз умствуя «неумственно» византийские богословы могли подойти к главной антропологической и вместе с тем религиозной проблеме, что или КТО есть человек и как его жизнь незримой нитью связана с миром сверхестественным, а связана она с никогда не бывшем, но вечным Богом. — с Пресвятой Троицей. Именно тройственность состава человека была тем «звеном», которое его связывало и зримо и незримо, и видимо и невидимо с Божественным Миром, с умопостигаемым миром и , что человек вписан в этот мир не как в саму только человеческую и природную реальность и вместе с тем непосредственную действительность , но как в единое бытие всего, именно эту важную для нас мысль высказывает на своих страницах и епископ Эмесский Немессий. Итак перейдем к некоторым выводам и проследим немного мысль если не самого епископа, то высказанного им в произведении и изложенного в доступной форме «рассказа»…
Аристотель- первой энтелехией в своей Метафизике называет душу, — естественного организменного тела, имеющего жизнь в возможности.
Опровержение Немессием многих философских взглядов о душе.
1. Душа- не есть тело (орицание этого показуется Аммонием Сакасом). Поскольку тело по своей природе изменчиво и смертно, и следовательно распадается, переменчиво и следовательно нуждается в скрепляющем единстве, которое и называется «душа». Тело делимо до (пока мы не остановились на некотором нетелесном или бестелесном невещественном).
2. Стоики — в самом теле происходит некоторое «тоническое движение», направляющее вместе вовнутрь и вовне, образующее в последнем случае величину и качества в первом- соединении и субстанцию(отрицание этоже: какова (сама) (эта) сила и в чем состоит ее сущность?. Стоики усматривают данной отрицание в следующем:
— в материи- которая есть сила
— не материи,- но нечто материальное
3. Душа хотя трояко измеряема в пространстве, тем не менее не может быть измерима человеком полностью или даже частично. Здесь говорится о трояком измерении души как первой энтелехии по Аристотелю, опять же, не случайно, впрочем она измеряется как пространством и временем, так и вечностью как абсолютным отстутствием всякого времени и последним «отрицанием «. Тогда как, всякое тело движется извне и изнутри, но если извне, то оно будет неодушевленным, а если изнутри- неодушевленным, если же душа приводится в движение то она будет неодушевленной, а если ознутри (важно понять у Немессия «приводится в движение»)- то одушевленной (т.е. самой от себя (сущей)- порождается движение и движется сама от себя.). Но одушевленное и неодушевленное- приложимы к телу, значит душа- не тело. Всякое тело питается, душа если питается — питается невещественным, ведь «пищей» для души служат знания науки, значит она- нетелесна. Сходство и несходство свойственны телу , но не душе (так говорили по Немессию «ранние стоики» Клеанф и Хрисипп , у Диогена Лаэртского Хрисипп говорил и о «мировом огне» который есть в космосе и о душе и еще о многом чем, что до Диогена уже не дошло, хотя и было известно в античности. Немессий приводит отрицание этому утверждению Клеанфа и Хрисиппа- сходство и несходства свойственны и бестелесному.
Изменение качества (приводящее к несходству и неподобию «подобному») есть сочувствие бестелесного телу *не в нашем понимании сочувствие, то есть со-чувствие бестелесного (душе) телу, изменчивость души означала бы в ее плироме и изменчивость качественной определенности, которая свойственна только телу)…. В тоже время душа не есть тело, но будучи бестелесной, отделима от тела.
2. утверждение Немессия- Душа- есть субстанция (знания ни что иное как воспоминания, когда наша душа существовала раньше, чем воплотилась, появилась в человеческом образе, если она- ГАРМОНИЯ, прежде не существовала, а произошла (!) впоследствии. ( здесь Немессий говорит о эстетическом понимании души как изначальной гармонии, заложенной в теле каждого человека, существование ее до ее не гармонии, означало гармоничное существование в бытии Божественном и душевном (смотрите Ориген и его книги О началах, где он развивает теорию о предсуществовании душ, перифраз Немессием «Темея» Платона). До вселения в тело (воплощения) душа существовала как чистая возможность в теле, которое также было чисто возможно, но не обязательно бы появилось как первотело, (персь земная), и в бытии Божественном… как сообщенная от Бога первоформа. Продолжение в следующей статье…

2013-10-09T20:55:31+00:00 Октябрь 9th, 2013|Categories: Статьи|Tags: , , , |Нет комментариев

Оставить комментарий