ЧАСТЬ I. «Новый град»- культурно-историческая парадигма.
«Нови град» можно было бы охарактеризовать этот журнал таким образом, — по его названию, однако название данное стало одной из парадигм формирования нового понимания христианского объединения , прежде всего в среде эмиграции, восходящей еще к учению о Москве как Третьем Риме… Но «Нови град» это и отдельный религиозно-философский орган, так почему же здесь может быть прослежена преемственность данной концепции с учением, ставшим основою православной идеи и в том числе идеологии как таковой Москвы- Третьего Рима? Чтобы показать это, необходимо сразу отметить- Новый град скорее не историческая и культурная концепция прежде всего, хотя культурологический аспект явился одним из основных этой концепции сформировавшейся в рамках именно христианской культуры стараниями русских эмигрантов на Западе, но все же религиозно-философская, восходящая своими корнями к идеям славянофилов, А.С. Хомякова, братьев Киреевских и особенно к системе Владимира Соловьева, названной «философией всеединства» … и развитие которой прослеживается в рамках последователей Соловьева, а также в рамках идеалистической философии… Итак, попробуем выявить основу данной концепции.
..После Ферарро-Флорентийской Унии, принятой частью православных- восточных церквей во второй половине XV столетия, частью в сороковых годах XV столетия произошел раскол между католическим миром и православными Церквами, османское завоевание Константинополя во второй половине XV столетия было ознаменовано поиском идентичности и самостоятельного пути Русской Церкви и государства, переставших формально зависеть от Константинопольского патриарха, а в 1440-х гг. при митрополите Ионе была принята автокефалия Русской Церкви, то есть полная самостоятельность в канонических и церковных деяниях.. В тоже время были прерваны все братские общения с Константинополем, «который пал», именно тогда в духовно-образованной среде начинает развиваться поиск того фундамента, того «столпа», на который могли бы опереться Церковь и государство в начале своего самостоятельного пути развития и строительства. Тогда в те далекие времена были сильны и влияния латинян и влияние только, что появившихся ересей на Руси, связанных с Реконкистой, проведенной в Испании, толпы иудействующих хлынули на Русь привив Новгороду свое еретическое учение, отвергавшее основные православные таинства, веру в Бога Троицу и чтения Священных Книг Нового Завета, ставя во главу угла только Ветхий Завет… По летописным сказаниям, ересь получившая название «жидовствующих» распространилась и среди царских приближенных… Именно здесь Бог посылает в противовес данной ереси двух столпов Церкви — Иосифа Волоцкого и митрополита Новгородского Генадия… Еретики очень хорошо знали Священное Писание и переиначивали его в своих еретических целях, именно этот факт заставил митрополита Генадия задуматься вместе с царем о издании Библии, списки которой до этого времени были не в лучшем состоянии и требовали систематизации. В тоже время именно изданий Библии по мысли митрополита Генадия могло бы просветить народ в знании Священного Писания и его чтения, чтобы уже сам народ смог противостоять новой «иудействующей» угрозе. Однако в глубоком смысле и с позиции нашей темы эта ересь стала с одной стороны стимулом к преобразованиям в церковной среде и прежде всего изданию Библейских текстов, с другой стороны привела к еще большему усилению и утверждению учения о Москве- Третьем Риме, как с позиции апокалиптических чаяний тогдашнего народа. Ересь потребовала не физической, но духовной и образовательной консолидации русского народа в те времена, как объединения вокруг Москвы христианского народа и прежде всего Москвы как «столпа» православного мира *** после падения Константинополя османы завоевывают все новые и новые территории: сербов, хорватов, болгар, черногорцев и многих других, Балканы фактически были завоеваны турками-османами именно поэтому ставшая при Иване III Русь- Россией стала «оплотом» и «надеждой» православного мира. Все это способствовало небывалому взлету царской власти с одной стороны, ибо царь объявлялся тем, кто в ответе за сохранение «православного мира», именно данное положение вытекало из учения и идеологии Москвы- Третьего Рима, а значит приобретал постепенно неограниченные возможности. В XVI столетии при царе Иване IV царская власть усиливается и достигает своего апогея не в эпоху опричнины, но в XVII столетии в споре о «двух престолах» патриарха Никона (1652- возведен и избран в патриархи; 1665- 1667 гг.- слагает с себя патриаршие полномочия, в 1666 году происходит старообрядческий раскол) с царем Алексеем Михайловичем. Старобрядческий раскол привел к тому, что единство между Церковью и государством стало утрачиваться, именно старообрядческий раскол становится истоком политики просвещенного абсолютизма, развитой и получившей в России свое обоснование в XVIII столетии,… Осознания единства тогда не было, при Екатерине II (1762 гг. — взошла на престол в результате дворцового переворота и свержения своего мужа Петра III ) закрывались монастыри, основанный еще Петром I Святейший Синод полностью со временем подчинил себе Церковь, деятельность которой согласовалась отныне с обер-прокурором — человеком, которых восходил на эту должность и контролировал взаимоотношения Церкви с другими Церквами, канонические вопросы, вопросы церковного образования, довольство священнослужителей и другие вопросы… Надо сказать, что именно политика просвещенного абсолютизма способствовала умерщвлению и заглушению церковной живой деятельности , прежде всего выражавшейся в созыве Соборов и соборного принятия решений, последним патриархом вплоть до 1918 года был патриарх Адриан (1701-1918-гг годы синодального периода в истории и жизни Церкви). Все это способствовало и прерыванию духовного- монашеского и подвижнического делания, возрожденного лишь на исходе XVIII столетия преподобным старцем Паисием Величковским в Молдавии.Однако если при Павле I нельзя даже было подумать об улучшении взаимоотношений Церкви с государством, поскольку прусская мода и мода немецкая, а следовательно и ее истоки- протестантизм были в это время сильно развиты, то долгожданное «возрождение» произошло при Александре I устроителе новых реформ образования. военного дела, министерства Просвещения при котором появляется и многих других.
Так настало время объединения предпринятой при Николае I в 1830 году, когда на смену идеи Москвы-Третьего Рима приходит идеология «официальной народности» графа Уварова. С философской точки зрения это были искания славянофилов, почвенников и позже Владимира Соловьева (философии всеединства) парадигма «Нового Града» с которой очень связана… Рассмотрим ее с позиции нашей темы в следующей статье…..
Оставить комментарий