Часть I. Упадок Древнего Рима и падение кумиров.

Главная/Статьи/Часть I. Упадок Древнего Рима и падение кумиров.

Часть I. Упадок Древнего Рима и падение «кумиров».
…Царствование Тиберия над Иудеей. …. Большое шествие людей, растянулось на множество километров, некогда знатной, а теперь и без того узкой улицы Via della Rosa, впереди шли осужденные на казнь, — их сопровождали стражи, среди этих осужденных и был Тот, изможденный издевательствами по человечеству, принявший падшую природу, чтобы через некоторое время освятить ее- Сын Человеческий, пот градом лил с Его лица, внезапно из толпы, сопровождавшей процессии, выбежала женщина, еще молодая, ее лицо выражало глубокое сострадание и скорбь, она подала Ему плат, которым отерла от пота Его лицо. Это была Вероника, впоследствии прославленная Католической Церковью в сонме святых, именно из этого исторического момента и зарождается одна из древнейших иконографий Господа Иисуса Христа- на плате отобразился Его Лик, данная иконография получила название «Плата Вероники».- в числе древнейших «изображений» Нерукотворного Образа. Уже после пригвожденный на Крест, Крестной Смерти и Страдания Господа Иисуса Христа и славного Его воскресения и вознесения Одесную Отца в IV веке историк-арианин запишет, что это та самая Вероника, которая была в числе последовательниц Господа Иисуса Христа возвела в честь Него огромную статую, которой поклонялась. История эта известная каждому богослову, историку Церкви и верующему, двух некогда ЕДИНЫХ Церквей (*Вселенской Церкви до трагических событий раскола 1054 года) интересна тем, что впервые упоминается рукотворное ваяние, с тем, чтобы прославить Спасителя.
Бог не нуждается в кумирах, но именно о них и пойдет речь в прямом и переносном смысле в нашей статье. Кумир — то есть тот, кто почитается, за героя, за некий идеал, мифология и история Древнего Рима и Древней Греции знает множество таких кумиров, и Артемида Эфесская, в славном древнейшем городе Эфессе, где проповедовал апостол Павел со своим учеником Силою, и его проповедь во истину привела к тому, что хотя он и был изгнан, восставшими язычниками, защищавшими культ своей богине, но доброе семя благовестия пало на добротную же землю и затем именно Ефесская христианская община сыграет важную роль в жизни апостола, и станет одной из горячо любимых им общин…
…Еще во времена, исполнения пророчеств о грядущем Спасителе, многие римские историки славили владычество Октавиана Августа, при нем была произведена реконструкция (обновление) старой системы каналов, и водоснабжения, был обустроен центр города и поставлены величественные «кумиры» в центре города, считавшегося центром Ойкумены вплоть до завоевания Древнего Рима, основанного Ромулом и Ремом одним из необразованных и не знавших ни римской культуры, ни римской помпезности и амбициозности градостроительства, украшательства — но вошедшим в историю, как безжалостный правитель-варвар и жестокий— Алларихом. Все это, когда-то должно было быть обречено на вымирание, вырождение и гибель, во что верили и первые последователи Господа Иисуса Христа — христиане, в славной Антиохии, названные так впервые.
Судьба Древнего Рима была поистине ужасающей, словно «вспоминая» насаждение одним правителем из династии римских цезарей Антонинов, язычества в Иерусалиме (* При Антонине Элии были воздвигнуты величественные статуи, идолы, Иерусалимский храм, Второй храм, постройки времен Соломона был в запустении, — испытание прочности и верности Богоизбранного народа, ставшего в числе тех, кто не принял Миссию, сначала Иудейская война не оставила камня на камне, подчинив протекторату Римской Империи вновь «возмущенную Иудею», раннее бунтовавшую вместе с Баром-Кохбы во времена славного правителя Клавдия, а потом и Тит Флавий окончательно усмирил этот народ в 75 году после Р.Х., словно «перстом Божьим» показав, что Богоизбранность не означает власти над миром), превращение его в языческий центр- все это мистическим образом, теперь сбывалось на Риме, Который как «БОГ» Себя сам провозгласивший, теперь стенал под набегами варваров, истязанием и убийством людей- простых граждан и прочими изуверствами. Сбылись слова Нерона, который предрек смерть Древнему Риму- «грандиозный пожар, все собой поглощает» — составитель стихов можно так сказать, «поэт» не любил Рим, превратив его однажды в тот самый грандиозный пожар, о котором так говорил. …
» Кумиры» постепенно и с неминуемым бичеванием развращали древнеримское общество, Гай Луций Сенека, воспевающий красоту, справедливость и государственность человека, также когда-то, сказал, что самым прекрасным в человеке является его душа, не только «воительница», но и «побеждающая» сама себя порой. Души древних римлян были развращены достаточно сильно, экпиросиса стало мало, для того, чтобы понять, что жизнь гражданина стоит гораздо больше, нечестивого и не человека раба других многочисленных, подчиненных и ставших колониями территорий. Мечом и распятиями нельзя было удержать, пошатнувшийся мир в результате, это привело не только к душевному вырождению римской знати, и римлян простых, но многочисленными распрями, развратом, заговорами, порой заканчивавшимися плачевно для покушающих на спокойствие римских прокураторов и конечно же цезаря Ойкумены.Все это, в исторической перспективе, означало только одно, — нарастание жестокости, развязности, разврата, бесчеловечности в том обществе уже склоняющейся неминуемо, но верно к своему упадку Римской Империи.
Единственным «оплотом» сохранения не только политического, но и общественного единства оставался КУЛЬТ, объединяющий многих тысяч простых, разной страты римских граждан, его нельзя было попирать, и нельзя было уступить и йоты той новой силе, которую недооценили поначалу ни римский Сенат, ни римские власти- этой силой и суждено было Богом стать … первохристианству.
Воспетые римскими поэтами кумиры и красоты Древнего Рима меркли, под тем духом, которая стало привносить в жизнь римского общества — перво христианская проповедь апостолов и их учеников. «Кумиры» теперь рушились, некоторые тайно становились адептами «новой секты» (Гай Светоний Транквилл), как презрительно языческий историк назвал христианство. Все это исторические и объективные перипетии повседневной жизни первохристиан. — сталкивающихся с чудовищными обвинения в годы почти четырех- пяти вековых гонений не столько на последователей Господа Иисуса Христа, сколько, как сами они говорили на САМОГО ИИСУСА ХРИСТА, вдохновленные словами Его: «Бойтесь, возлюбленные, могущих душу погубить», шли на смерть, растерзания зверей в римском Колизее, на аренах и сожжении, и множеству других гонений.
Во время гонений Септимия Севера в далекой от перипетий гонений Северной Африке, обучался и жил римский гражданин, язычник по рождению, по призванию ставший одним из великих христианских проповедников Древней Церкви. — Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан, это и в том числе он, знавший «труды» Плотина (через Юлия Африкана?) подверг бичеванию и критике культ кумиров языческих, культ идолу (идола) и идолов.
Ему впервые принадлежит и упоминание о христианском храме. Будучи гонимые, христиане спасались в римских катакомбах, где проводили большую часть жизни- оставшиеся как предполагают ученые (Джованни батисто де Росси) есть древние каменоломни. Здесь и была и евхаристическая жизнь и первые были литургические собрания. Тертуллиан в одном из своих трактатов, говорит, что по причине еще не оконченных гонений (после эдикта 311 года после Р.Х., ), он видел, как первохристиане воздвигала храмы («молитвенные здания») на высоких местах, возможно, чтобы посланные насильно привести с собой на суд, — римские преторианцы пресвитеров и «учителей» перво христианских общин не смогли этого сделать. Действительно, «молитвенное здание» не было кумиром, поклонением самой архитектуре, но вся жизнь литургическая уже с конца III века совершается постепенно в нем…..
Молитвенное здание, такое как мы видим в Дура-Европос, было своеобразным «лабиринтом», состоявшим из многих комнат — atrium, где проводились собрания первохристиан, где читались молитвы, о которых упоминает всем известный Плиний Младший, -» Я слышал, как христиане возносят по воскресениям молитвы Христу» он называл это «gimnos» — хвлебная, прославляющая песнь. Здесь постепенно формировалась та «новая жизнь», которая явилась свидетельством окончания не только гонений, но и постепенной перемены отношения знати, граждан Римской Империи к первохристианам. Вышедшие из катакомб, где еще в IV столетии «последний» папа Каллист находит пристанище, где его хоронят, первохристиане не порывали с ними, возвращаясь к «отеческим гробам», к гробам мучеников, чтобы совершить там преломление хлебов, и первые у нас после гонений литургии. Но они никогда не совершались ночью, заутро еще до рассвета, первохристиане приходили на гробы мучеников, исследователь Димитрий Успенский называл их по гречески — агриппнии. — agrippos — то есть те священнодействия, которые послужили затем для развития позже в Православно-Восточной Церкви Всенощных бдений. Агриппнии в эпоху Средневековья на Православном-Востоке часто шли до утра, но это уже позже на Синае, Сирии, и Малоазийских Церквях, которые некоторые, до сих пор еще сохраняют чин священнодействий по неусыпным (spudos) часам, это имелась ввиду литургия Иакова , совершавшаяся подчас до 18 часов, с вечера и до утра следующего дня. Монахи-спудеи, — в переводе с греческого «неусыпающие», то есть буквально » не смыкающие глаз», не засыпающие, бодроствующие были рапространены в Малоазийских Церквях, как уже говорилось.
Агриппнии совершались в отличии от агап, на гробах мучеников, и положили начало потихоньку очень важному в первохристианском мире, и затем христианском, началу агиографического почитания святых, к гробам мучеников, исповедников, пострадавших во времена гонений на первохристиан, стекались сотни и тысячи паломников, — часто почитвавших их, и передающих пямять о них из поколения в поколение. С памятью мучеников и исповедников было связано и начало определенных записей, сначала по календам римским, откуда явились у нас древние Календари, упоминавшие в эортос (праздник) как и римских цезарей, праздники Нептуна и особенно божеству Нила, но постепенно в этих полуязыческих календарях упоминаются и первые мученики, именно от этих древнейших памятников эортологии , дошло до нас упоминание и затем до Церкви многих мучеников, исповедников, святых и апостолов из семидесяти, коих Церковь поминает каждый день наряду с новомучениками, исповедниками, святителями Византиского периода истории Вселенской Церкви и Истории Русской Церкви. Памяти не были скажем «напоминанием» о мученике, его жизни, что формировалось конечно позже IV-V веков , но по календам из преданий древнецерковных, в том числе авторов Африкана Юлия, Памфила Евсевия, из Acta mortyrum — судебных актов мучеников, постепенно складывалось определенное представление, о дате- мученичества, по календам опять же, при чем древние летоисчисления, абиссинское и прочие , не только сирийское, но и то исчисление, по которому совершались празднования святым, праздников также формировавшися у нас постепенно в тех Церквях Малой Азии, Востока в целом, в которых придерживались именно этих особенностей летоисчислений, — так вот в них сообразно с их летоисчислением были памяти именно их мучеников, а в целом все это входит в Церковное Предание позже, когда ученые-монахи, римские и византийские авторы, церковные писатели, проводят первейшие у нас исследования— касаемые житий, памяти, особенностей почитания первых мучеников и исповедников. Рим как бы то ни было к V веку не протестовал против этих почитаний, да и не мог терзаемый чредой как военных, так и внутренних противоречий. VI-VII век- век паломничеств, известных из древних источников Ватиканской библиотеке, куда к гробам опять же мучеников, приходили целые процессии, и папами объявлялись целые праздники почитания святых, какие составяли подчас достаточно не малое время, чтобы каждый человек смог осуществить в своей жизни это паломничество ко святым и святым местам.
Римская Империя «последний идол», как мы помним из древней книги библейской, пала под натиском варваров, оказывшихся подспудно тою силою, которая станет исторически формировать западный менталитет. Здесь было много противоречий, подспудно воспринятых западными цивилизациями затем от Римской Империи. Если Восток формировалсь более, скажем последовательно, «спокойно», его развитие шло определенными темпами, но не скачкообразно, то на Западе, со времен завоеваний Александра Македонского, это чреда постоянных «надрывов», » состязаний», «завоеваний». От Римской Империи и ее упадка Запад смог, во всяком случае, унаследовать амбициозность, во-первых, а во-вторых претензию на господство, но не духа, а власти. Действительно, история войн на Западе характеризует в целом эту широкую далеко идущую конгломерацию кельтско-германских народностей, как своего рода единство и попытку восстановить былое могущество, протектората над восточными колониями Римской Империи, …. жажда восторжествования «идольской чести «над восточными парениями духа со времен Александра Македонского, Августов, Антонинов и и Цезаря стала присуща западной цивилизации. Это всегда всеохват, какого-то буйства возможностей и сил, буйства под час не подвергнутого критики, не подвергнутого и сознательной активности собственной жизни, а именно главенство мощи и некоей «широты» правления. Нам важно здесь наметить те, ориентиры Упадка Римской Империи, что подспудно привели в частности и к теории главенства западных цивилизаций над восточными, подчинения и протектората, то есть попытки вновь восстновить ИДОЛ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ.
Упадок Римской Империи был обусловлен целым рядом как внутренних, так и внешних причин, среди которых понятно. что историки большую часть уже выявили, но оставались не решенными вопросы иного характера, к которым с позиции темы статьи хочется подойти на сколько это возможно.
Здесь мы выделим, этнические причины, или причины колониального характера, внутренние противоречия, эллинизма в целом и народов иного духа, иной культуры и традиции, религиозные причины упадка Рима, не только явление феномена, а в те далекие времена это был феномен первохристианства, но и неспособность управлять обширными территорями и колониями опять же, внешние противоречия- многочисленные войны, деление власти анклавов, среди тетрархов и четверовластников затем, усиление мощи внешнего потенциала цивилизации, небывалый рост, всегда во все времена, сопутствующие этому деградативные процессы, в ряду этого да как не странно УПАДОК язычества и перерождение , вырождение язычества в откровенный сатанизм. — пожалуй очень важная скрытая причина, упадка многих цивилизаций, как в Древнем Востоке, так и во все времена существования человечества в целом. Обвинения во всевозможных противоестественных связях, наушничестве, заговорах, убийствах, «жажде крови» — «Возлюбленные, удаляйтесь от идоложертвенного, и сохраняйте себя от удавленины» — самоубийство, как духовная деградация РИМСКОГО ГРАЖДАНИНА, находящегося у царских скептров. Причины обозначенные лишь часть малая, при то часть, своего рода единого, разрушительного процесса, подтачивавшего основы фундаментальные Римской Империи из глубины веков, из времени от времени, … Итак, теперь стоит их, по возможности их охарактеризовать.
1. Этнические причины упадка.
По мере роста территорий Имеприи, все больше становились народы подвластны правителям Империи, все больше Империя возрастала, а военные действия, сопровождавшиеся как и ранее в завоеваниях персов, небывалыми масштабами действий, приводили к захвату, все новых и новых территорий. Жители этих территорий принадлежали к различных народам, отчасти со сложившейся культурою, пусть и в данном контексте языческого характера, со сложившимися ритуалами и обрядами, со своими особенностями, — способностями и недостатками, приведшими в конечном счете к полному подчинению их «ЦАРСТВА МИРА», то есть Риму и Римской Империи. «Идол» стал снова , как в пророческом сне Ездры, простирать свои «крылья» (*Ездра видел огромного орла, простирающего свои крылья от четырех ветров, захватывающего всю землю) на многие территории, за пределами которых — нет ничего, там находятся «полулюди- полузвери», как писали тогда римские историки. Этнические особенности входивших естественно под угрозой истребления народов, в Римскую Империю, сыграли впоследствии свою роль в причинах упадка Римской Империи. И эти особенности были связаными с религиозным воодушевлением целого ряда восстаний, прокатившихся относительно не задолго до падения Рима по Империи. Благом считалось, тогда, если народы побежденные воспринимали божества римские, а если наоборот,»то боги войны», сопутствовали удачам римских кагорт против врагов, удачам в новых завоеваниях и причислению богов завоеванных народов в широчайший римский пантеон. «Так, что по причине, многих завоеваний, уже и сами граждане — запишет один из историков римских- забыли их имена» а в книги Нового Завета читаем, что когда во время публичного диспута, состязания апостола Павла в Афинском Ареопаге с философами и мудрецами, они не верили ему, и противились вести о вечной жизни, о едином Боге он сказал им. «Вижу, что и вы чтите того Бога, которого я вам проповедую. Ибо у вас есть жертвенник «неведомому Богу», прошения которому вы приносите» ибо знаете, что Он есть. Это упоминание в книги Нового Завета не случайно, было адресовано в Ареопаге, как месте собрыний философов-мудрецов античного и древнего мира, так как римляне сбились сами со счета, скольких богов завоеванных народов и племен они приняли, поэтому соорудили жертвенник, и назвали его «НЕВЕДОМОМУ БОГУ»(!), но в это был промыслительный смысл, о чем и указал им апостол Павел.
Поэтому, когда римские когорты во главе с выдающимся полководцем Гнеем Помпеем, вторглись в пределы Иудеи, еще не одна страна не видовала, такого будущего неповиновения, ни в 65 годах -67 годах «первых» Иудейских войн, ни упомянотого падения Иудеи и захвата Иерусалима Титом Флавием в 75 году после Р.Х. Не было столько мучеников, которые кровью своею, доказали верность проповедываемому слову Божию апостолами и учениками их «апостолами из семидесяти». Не было, потому, что уже тогда началась чреда символизировавшая о крушение последнего «ИДОЛА», чреда постоянного страха, за судьбу как за РОК нависающий над каждым гражданином, смерть из этих кругов, стала для них «привычной», ибо не согласившись и соглашавшись с новыми реалиями жизни, в которую впала Римская Империя, уже верхом ОДЕРЖИМОСТИ и было то, что проповедовали поздние стоики……………………….
Что же обусловило это падение, каковы причины, буйства и падения нравов? Итак,
2. Внутренние причины упадка.
Внутренние причины упадка, постепенно стали тем, что стало. ИДОЛ пошатнулся, когда стало ясно, что корни ядовитые язычества, от которого некогда ранее освободил грешную землю и ЧЕЛОВЕКА Господь Иисус Христос, вновь явились во НРАВАХ людей, римских граждан. Знаменитый возглас «Хлеба и зрелищ» стал мрачно нависать над римской знатью, — чреда расправ, предательств, покушений на жизнь, убийств, наконец как мы сказали обвинения в противоестественных связях высшей знати— стало признаком уничтожения, если не физического, то во всяком случае уничтожения личности соперничающих тетрархов и четверовластников. Все это возрастая, до небывалых размеров, приводило к тому, что уже за пять веков до крушения ИДОЛА , трон стали занимать неугодные цезарии, Клавдий был одним из развратителей, но блестящим стратегом ,Нерон — был одним из хитрых, но идущих на поводу у советников, наушников, цезариев, Антонины ,— Антинин Пий, Антонинй Элий, или Антонин Благочестивый, Валериан, Септимий Север, — все они были умными властителями и правителями, отстаивавшими каждый свой путь развития Римской Империя, история знает даже «передышку», как нестранно, котору в угоду личным часто властным мотивам дал Антонин Пий первохристианство, с тем, чтобы затем обрушить на него жесточайшие гонения, чтобы подавить «эту секту» на корню…. НО Божьим Промыслом, Антонин Пий был свергнут, затем то ли отравлен, то ли зарезан …. Все это вмещало небывалую еще жестокость, не человеко ненавистничество, а прежде всего, отстаивание до почти изуверских конвульсий, до распятий на крестах, пригвождению к ним, сотни и тысяч ни в чем не повинных людей. Жестокость, вражда, жажда наживы во все времена свидетельствовало, что рано или поздно, за все это, и первохристианский мир знал об этом, придет возмездие. Оно было очень срашным ……………………………………………
ИДОЛ, да простят меня читающие эту статью, изнутри поедал в переносном смысле сам себя. Не случайно, мы увидим, что первохристианство, не зря воспринимало, и это все повлияет, как бы не говорили, и как бы не отрицали это толкователи, и на Откровени святого апостола Иоанна Богослова, — как наступление Второго Пришествия Господа Иисуса Христа. Господь вновь и вновь свидетельствовал, через пылающие костры, на которых были водружены словно знаменья победы язычского мира — демонических сил над первохристианством, но стали знаменьем победы ДУХА над ПЛОТЬЮ, — о том, что тяжки муки грешников, непомерно тяжкие муки их, … Но мы отквлеклись от темы, да не допустит Бог повторения тех жестоких гонений и времен, которые тогда были давно, …. …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
но прикровенно скажем, что НА ВСЕ ВОЛЯ БОЖИЯ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
2.1. Колониальные причины. Войны между четверовластниками.
Душа, жаждущая развлечений и зрелищ, когда-то сталкивается с жизненными невзгодами, совершенно неподготовленная к ним. Ибо восприняв, все, то, что обыгрывается на арене Колизея собственных «зрелищ», она разучивается воспринимать и понимать, то, что зрелище во внутреннем плане может стать частью и ее жизни……….
Все небывалые размахи строительства, проложения каналов, обновления Рима, бывшие при Октавиане Августе, будущие в церковном смысле при папе Сиксте II но в 15 столетии….. после намного после………………………………………………………..лишь как печальные и грустные тени, после завоеваний Аллариха напоминали, о воспетых Вергилием и другими римскими поэтами, красот «Вечного града». Постепенно в сознании правящей Римской Империей элиты, сложились непреодолимые противоречия, утопая в роскоши, дивясь красотами восточных, всех кого не пожелала бы душа властелина, наложниц, одурманиваясь духом восточных благовоний, воскуряя одурманивающие дымы и вознося истерический крик в припадке к «богам» перед моментами полного «угасания жизни», сравните ДЕЙСТВИТЕЛЬНО бывшее часто действо ухода из жизни этих властелинов, у Генрика Сенкевича в «Камо грядеши», блистательно описаны последние годы Римской Империи, последние не годы даже, а ВЕКА, — все, что бы не пожелала, душа «умиравшая» под спудами красот мира, красот богатств, наложниц, непомерных расходов на всякие ни к чему не приводящий процессии, праздненства, как всегда у язычников , понятно чем обычно заканчивающиеся…. Все это, приводило к единственной мысли, ЖИЗНЬ заключается в том, что человек не может ничего сделать, утопая в этом во всем и уходя с головою в служение идольское, служение бесам и демонам, если говорить правду, какая была на протяжении этих веков упадка Римской Империи. И что хотели они к тому и пришли, к тому и привел их РОК,… распространявшийся среди… и малой части первохристиан. Поэтому святитель Иоанн Златоуст позже скажет свои слова о роке и судьбе «Если есть рок, то нет веры, если есть рок, то нет надежды, если есть рок, то нет свободы выбора». И все тщетно, действительно, если в жизни над всем тяготеет рок…………………………………………..
Так принято, что человек ищет причины неудача не в самом себе, а в том, что вокруг него есть, все могут быть виноваты, но КРУГОМ НЕГО, — а он не виноват, и когда его душа уже полностью погибает, когда нет НАДЕЖДЫ, тогда он ищет эту надежду в ОПРАВДАНИИ но не своей жизни как ценности, а своей жизни, как судьбы, как рока, как ник чему не приводящей ничтожности, и тогда осознавая эту ничтожимость не перед БОГОМ, а перед идолом и идолами, он видит в себе самом оправдание почти демонической природы, на самом деле, — всех грехов, всех страстей, всех буйств, всех непотребств. Ведь куда проще сказать, не мы такие, а жизнь такая, чем постараться найти в себе, пока не поздно, причину этого…. Да, человек падает и именно осознание ПАДШЕСТИ, раболепства, а не гордости и не гордыни, приводит его к Богу незримыми путями, но когда по слову апостола Павла «Не я уже делаю то, что не хочу, а то, что хочу не делаю», человек становится рабом греху.
Так было в частности с народом Империи, искавшим какого-то освобождения, в тех сверхестественных силах, которые «боги» пошлют им, чтобы спасти Вечный град. НО, мы же не зря с вами упомянули пророчество, касаемое всех земных цивилизаций, а что в нем говорится? Не раз упомянали, …. об ИДОЛЕ, стоявшем «на глинянных ногах», который в последнем своем вздохе доживал своего время…………………………………..
Естественно, что не только внутренние, религиозные, этнические, колониальные причины привели к упадку Римской Империи. К нему привели и борьба за власть в Империи, особенно во времена Диоклитиана, и его четверовластников. Да, вторая половина III века после Р.Х., обнажила острые противоречия и в самом правлении римского цезария. Представим, когда Римская Империя была поделена, «наряду с делением на множество диоцезов», на четыре области, Западную, Восточную, Северную и Южную, и там Диоклитиан поставил своего правителя, над каждой областью, считалось по тем временам совершенной структурой правления такого рода структура деления. Он «словно ниточкой», подергивал и дергал то одного правителя, то другого, восседая в Риме на своем троне, как цезарий всей Римской Империи. А например, правитель Западной части Империи, насмотревшись на других, стоявших близко к трону цезария, стал метить на территории и Восточной ее части. Правитель Южной на Северную и так далее… Потому, исторически сложилось так, что они не только перессорилось между собою, но и во многом решали уже в междудиозной своего рода войне право на протекторат над той или иной территорией. А такое право было, и расчитывалось оно не на стойкой и известной всему миру юридической римской системе, а именно исходило… из СИЛЫ, и пртенциозности, вместо того, чтобы решать вместе сообща, что же делать с Империей на их глазах подходящей к своей пусть и нежданной никем и ничем, но пропасти……Выход был найден, при Диоклитиане многие христиане бежали в его гонения в пустыни, сам же он чувствую, что обстановка вокруг уже Рима грозит перерасти в его свержение делигировал фактически власть не гласно Константину, и всячески его поддерживал, вплоть до борьбы за власть над Римской Империей между ним и Максимиллианом, а тут эдикт Гонория 311 года, захватившего трон после упадка Диоклитиана, после можно так с определенной долей вероятности сказать «переворота»….
Все эти войны, обусловили, как не парадоксально, это будет выглядеть, не только упадок всей Римской Империи по факту, но, что немаловажно, восстановление прав Восточной ее части, во главе которой как мы помним становится Константин, прозванный Великим. И здесь уже подспудно намечается линия того многовекового противостояния, которая подспудно приведет, в том числе к событиям Великого раскола 1054 года , которая идет и по сей день……………………………………………………………………………………………………………

2013-10-10T17:26:18+00:00 Май 26th, 2013|Categories: Статьи|Tags: , , |Нет комментариев

Оставить комментарий