Часть II. О природе человека. Немессия епископа Эмесского. О душе.

Главная/Статьи/Часть II. О природе человека. Немессия епископа Эмесского. О душе.

Часть II. О природе человека. Немессия епископа Эмесского. О душе.
Немессий Эмесский приходит к выводу, что душа человека самосуща, обладает энтелехией и красотой (pulhritoude), которая понимается им в духе неоплатонического синтеза Ямвлиха, Плотина и их великого учителя Платона с раннехристианской мыслью как излучении красоты, имеющей природу «чистой энергии» , *красота. Далее опровергая стоическую философию о душе как теле, в частности Хрисиппа, Клеанфа и Посидония Немессий Эмесский переходит к составу души. Из ее состава можно выделить две стороны «содержания» души: нежелательную и разделяющую, который подчинены разуму (nous), «так, что он (разум) начинает ее(душу) , а те (нежелательная и разделяющая стороны души) подчиняют неразумного разумному». То есть неразумное подчиняют разумному — разуму. Неразумное есть в точности не обладающее разумом или не до разумное, это есть низменные стороны души раздражительной или животной по скажем Аристотелю и Платону, в этом смысле животная душа направляется разумной душой, в человеке сосуществует трисоставность души разумной, «неразумной» или животной и вегетативной, — растительной. Даже то, что приносит явный вред человеку было сотворено после необходимого и все остальное, что могло произойти, не отсутствовало в творении, ничто из того, что могло произойти.
Все , что было сотворено есть творение Бога, при этом здесь Немессий говорит о том, что сначала было сотворено необходимое- природа, животные, человек, а потом, то есть «после» ненеобходимое , то есть то, что приносит вред. Здесь антиномия византийского мышления, как Бог может творить ненеобходимое, к тому же приносящее вред? Мысль Немессия здесь сложна в том , что можно говорить в этом высказывании от темпоральной интерпретации данной идеи. Сначала ничего не было «ничто из того, что могло произойти» , ничто есть актуальное ничто, то есть того, чего нет, но могло бы быть, и могло бы произойти во времени, то есть время есть в данном смысле изначальная категория измерения всего того, что происходит не по той или иной причине, а рождается благодаря оформлению, то есть всякой формой того, что стало является время. Время есть формирующее начало, благодаря которому человек говорит ,как говорит богослов Немессий в данном случае — я есть и это есть. Далее можно гипотетически предположить, что Немессий усваивает продолжающееся творение Богу, поскольку говорит было сотворено после, то есть уже было «все то, что приносит вред», опять нельзя однозначно говорить , что было в мире тварном , было в бытии, это важная интерпретация, сначало должно было быть то, что еще не могло быть» так как не было еще времени» в мире нашем, Немессий здесь имеет ввиду зло, которое «было » до всякого времени, категория византийской философии «бытия» нельзя интерпретировать только как бытия всего природы и мира, но бытия и ангельского и сверхчувственного, Немессий имеет ввиду именно единство нашего бытия со сверхчувственным миром, оно хотя произошло после, НО УЖЕ БЫЛО. В этом противоречивость и антиномия понимания времени в византийском богословии и философии, происходить значит фактически становится , то есть происходить непременно из небытия в бытие . Не отстутствовало в творение, поскольку уже было явлено в бытии в том числе и метафизическое понимание добра и зла, но зло как «лик» (Angelos, Duca), который согласно византийской философии может проявляться в мире, то есть быть или вернее стать актуальным «Лики зла». Поэтому затем философ размышляет о грехопадении. Ради человека и Бог соделался человеком. «Созданный по образу и подобию Божию он (человек) царствует на небе, живет со Христом, есть дитя Божие, обладает всяким началом и властию».
Глава II. О душе.
1. Представления о душе: Демокрти, Эпикур- душа-тело.
2. Душа- бестелесна: 1). душа- это сущность бессмертная, другие- душа- бестелесная, но не сущность и не бессмертна. Фалес полагал, что душа- начало, постоянно и самостоятельно движущееся; Пифагор- самодвижущееся число- душа, Платон- разумной субстанцией, движущееся из себя самой с правильностью…

2013-10-09T20:55:31+00:00 Октябрь 9th, 2013|Categories: Статьи|Tags: , , |Нет комментариев

Оставить комментарий