Часть II. От упадка Римской Империи к провозглашению свободы христианства. Равноапостольные Константин и Елена.

Главная/Статьи/Часть II. От упадка Римской Империи к провозглашению свободы христианства. Равноапостольные Константин и Елена.

Часть II. От упадка Римской Империи к провозглашению свободы христианства. Равноапостольные Константин и Елена.
Первое на Востоке храмовое зодчество, относится ко второй половине III века после Р.Х. Оформление внутреннего убранства храма совершается постепенно и позже становится главным в литургической жизни Церкви в византийскую эпоху. В это же время ( второй половины III века) не утихают, а с новой силой распространяются гонения на первохристиан, еще мало прошло со времени Деция и Диоклитиана, жестоких гонений, послуживших промыслительной деятельностью Бога к появлению в Фиваиде первых пустынников, первого некогда знатного римского гражданина, бежавшего от гонений Деция, то был Павел Фивейский, о котором, пишущий эту стать, повествовал в другой статье. Эти гонения были жестокими не по внешней на то причине, причине непризнанной римлянами и римской властью первохристиан, а по причине того, что Деций поставил задачею уничтожение первохристиан, не прошел еще отголосок Дециевых гонений, как спустя двадцать лет при Септимии Севере началась новая волна страшных гонений, страшных настолько, что святой отец и отмеченный своей ученостью муж Ипполит Римский, написал трактат «О явлении Антихриста», — эсхатологизм становится главной чертой первохристианской проповеди, учеников апостолов.
После Септимия Севера восходит на престол Римской Империи Диоклитиан, продолжавший политику гонений на первохристиан, как последователей культа не признаваемого не только римской властью, но и римскими гражданами. Однако, события исторически складывающиеся вокруг родных Диоклитиана, сыграли не малую роль в том, что «последний идол» начал чувствовать «предсмертную агонию». Разделив власть между четверовластниками Диоклитиан, подчинил, как он сам считал, жесткой централизации всю Римскую Империю, но этот период стал поворотным в чреде тех причин, которые послужили гибели некогда могущественной «царицы мира», — Римской Империи. Между четверовластниками началась борьба за власть, в подчиненной им территории вспыхивали очаги восстаний и неповиновение власти, делегированной Диоклитианом. Подчас она доходила до жестоких и кровопролитных столкновений между ними- еще бы, каждому было мало своей территории и он начал претендовать на чужую, Неумолкали и интриги вокруг дома Диоклитиана, «по-своему жаждали его смерти, и умный, дерзкий, беспощадный Максимиллиан, и еще совсем юноша, но доблестный и смелый, видно будет- Константин», — интриги наконец привели к тому исходу, который должен был быть- Диоклитиана свергли, а затем расправились с ним, историки впрочем умалчивают был ли он отравлен, или зарезан (что к великому сожалению после Юлия Цезаря стало «привычным» для сведения счетов и борьбы за престол цезаря- орудием достижения своих целей, подчас не только расходившимися с интересами Римской Империи, но во многом имевшими эгоистический, жаждавший беспредельной власти и подчинения результат).
Первохристиане вздохнули свободно, после известий о свержении Диоклитиана, последовал эдикт о прекращении гонений, НО «эдикт» оставался лишь серьезной уступкой римской власти «недозволенной религии» и ее последователем, на деле же мы видим, смерть мученическую епископа Карфагена Киприана в 258 году после Р.Х. при «тиране» Валериане, распространение еретических учений и сект как в Северной Африки, так и на территории, канонически принадлежавшей «Малоазийским Церквам», — Антиохии, Кессарии Каппадокийской, территории сирийской и прочее ….
При восшествии на престол Константина Великого в IV веке, «семя упало в добрую землю», провозглашавший себя «великим понтификом» дань языческих мистерий, его владения со временем от бывшей римской колонии Византий распространились до Северной, Южной, и Восточной Африки, словам «хребет» воинствующей Афине и построив первый на африканской земле храм. В Византии, вспоминая и чтя проповедь апостольскую, при Константине был построен храм во имя Двенадцати Апостолов, мощи первоверховных из них Петра и Павла, некоторое время хранились здесь. Основав величественный и красивый затем, ставший центром многовековой истории Византии город-Константинополь, он многое сделал и для того, чтобы христианство стало официальной религией новой империи, и как бы сказано не было, увы, преемницей, но не по духу, а культуре все того же эллинизма, — Римской Империи, «последнего идола», сокрушенного по пророчеству Даниила.
Еще свежи были в памяти гонения на первохристиан, проповедь каснулось прежде всего, те слои населения, которые теперь в новой реальности стали главными, в христианизации Византии, христианизации — в противовес существовавшей опасности восстановления языческого культа (и он был восстановлен при Юлиане Отступнике- конец IV века, когда недальновидная политика сыновей Константина, привела к тому, что стало возможным правление ярого язычника). — это бедные, нищие слои, в которые упало еще семя проповеди апостольской, те из которых доживали свой век, на какой пришлись жестокие испытания гонений, притеснений, и добровольной смерти.
Святыни были возвращены матерью Константина царицей Еленой, это те «гвозди», которым по преданию был прибит на Крест Господь Иисус Христос- величайшие реликвии христианского мира, наряду с Туринской плащаницей. Она побывала на месте Распятия у горы Голгофы, где нашла по видению чуда с Небес один из «гвоздей». Привезла его в Константинополь, другой из них был доставлен в Рим, третий был оставлен в Иерусалиме. … Может быть еще одну из великих реликвий, хранит память, удостоенного мученической смерти, прошедшего Днепровские «столпы» и схваченного в Индии апостола Андрея Первозванного. ( но мы умолчим об этом, так как то знает Бог).
Продолжение статьи следует…

Оставить комментарий