ЧАСТЬ III. Новый град- аспекты философии всеединства Владимира Соловьева.

Главная/Статьи/ЧАСТЬ III. Новый град- аспекты философии всеединства Владимира Соловьева.

ЧАСТЬ III. «Новый град»- аспекты философии всеединства Владимира Соловьева.
Сосредоточимся на анализе центральной категории»сердца» в «Метафизике сердца» Памфила Даниловича Юркевича и посмотрим как его учение о сердце повлияло на парадигму «Нового града»…
Памфил Данилович Юркевич был очень образованным, начитанным философом, он читал в подлиннике Григория Сковороду очевидно, хотя точно не известно историки русской философии считают, что Григория Саввича Сковороду его учение о сердце XIX век открыл для себя позже, благодаря Василию Розанову, который написал монографию посвященную философской биографии и подробному анализу учения как бы сказали ранее «украинского» философа Сковороды. В любом случае, Юркевич опирался на Сковороду формально ли, осознавая ли или «бессознательно» выдвигая схожие идеи и так далее. В основу своей философии он полагает сердце, как орган созерцания Бога, прежде всего и как орган содержащий в себе «совестное воление» . В рамках своей метафизике он развивает нравственную философию сердца и скорее далее принадлежит к ряду виднейших наших философов и мыслителей, анализировавших «сердце » с позиции религиозной этики и религиозной аксиологии. Сердце центральный орган человека, это не его «физиологический орган», но «сокровенный»,»сокровенный души человек» как сказано в Священном Писании, который он обязан беречь и который вмещает себя все состояния души и чувства — сердце огрубелое, сердце каменное, радость сердце и другие, и не чувственные или иррациональные, свойственные «иррациональному сосредоточению» в сердце- помыслы, верящее сердце, аффекты, воображение и многое другое. Главным здесь с нашей точки зрения с позиции построения парадигмы «Нового града» является, то что под сердцем фактически понимается орган человеческой ДУШИ и ее свойств, поэтому и все деяния и акты сердца обновляют человека изнутри, если его сердце и душа светло, то и все тело его светло… Оно «потаенно» полагает Памфил Данилович Юркевич и его нужно держать в «чистоте». Оно «сокрушенно», когда человек осознает жажду своего покаяния, значит в концепции «Нового града» слушание сердца играет важную роль. Сердце объединяет людей, «дышащих» и думающих умом, снизошедшим в сердце, так рождается сердечная вера, а от нее и сердечное собрание.. именно идея сердца и сердец также закладывается в основании построения парадигмы «Нового града» как соборного единения. Соборное единство было понято в рамках философии Владимира Соловьева как вселенское церковное единство с одной стороны и с другой как «всеединство» всех людей, составляющих русский народ.
К вкладу религиозно-философскому в обосновании философии всеединства в контексте оформления парадигмы «Нового града» и необходимо перейти.
Философия Владимира Соловьева довольно сложна и мы сконцентрируемся лишь на теургическом и экклесиологическом понимании великим мыслителем «всеединства», потому, что именно от этого понимания зависит судьба окончательного оформления концепции «Нового града» в религиозно-философских исканиях русской эмиграции, вернее восстановление этой концепции…. Итак,
Человек в сущности впал во грех, согрешил против Бога в раю, за это он несет непомерные страдания, при чем вся тварь с ним тоже стенает и мучается. Владимир Соловьев полагал, что грех поражает весь космос- мир, то есть грех несет не только печать на человеческой природе, но и на животной и другой, отводя греху, разрушающее космологическое значение естественно с отрицательной точки зрения. Грех привел к разъединению людей и их разобщению, однако предвечно существовавшая Церковь Божия соединила людей в Господе Иисусе Христе, при этом именно это соединении на основе соборности, цельности, живого знания и переживания привело философа к мысли о «воссоединении Церквей»… Это учение получило название в его философской системе «теургии». По мысли раннего Соловьева, и повлиявшего на его философию католического священника, во время посещения им Сербии привело к осознанию органичного единства двух Церквей. Будучи возможно тайным католиком Владимир Соловьев в долгих исканиях пришел к идее единства и всеединства, это очень важно для парадигмы «Нового града». хотя и стоит отметить изначальную утопию его взглядов на всеединства и соединение Церквей- Православной и Католической, тем не менее и это главная идя его труда «Россия и Вселенская Церковь» довольно объемного и большого была воспринята последователями, «соловьевской традиции». В кратком истолковании это сводится к двум основным положениям:
1. Католическая Церковь (Римо-католицизм) при соединении с Православной Церковью буквально пишет Соловьев внесет в нее струю социальную, — социального устройства Римо-Католической Церкви в Церковь Православную, таким образом будут лучше функционировать институты Православной Церкви- считал Соловьев. Тогда как вторым положением главным, было следующее:
2. Православная Церковь в свою очередь обогатит римо-католицизм древним созерцательным деланием- духовным деланием, которое внесет струю таинственного и мистического отношения к таинствам и догматам Церкви, церковной жизни мирян и восстановит древнюю традицию в рамках католицизма асекетико-созерцательного делания. Отсюда Владимир Соловьев считал, что единство Церквей возможно только в результате взаимного проникновения двух фундаментальных и недостающих по его мнению и той и другой Церкви мировоззренческих «свойств»- социальной и мистической.
Однако именно в рамках соловьевской теургии становится возможным диалог Церквей христианских в начале XX столетия, получившего название экуменизма. Нам важно, что концепция всеединства становится главной характеристикой, а позже и духовной религиозной, общественной и национальной основой исканий русских религиозных философов в духовной и культурно-исторической парадигме «Нового града». С одной стороны- в рамках православного единства (Общевоинский союз, монархические организации Сербии, Румынии, Болгарии, Черногории, Македонии) и экуменического единства (в рамках диалога по единству основных христианских конфессий и ветвей протестантизма, кроме католичества. Однако был еще один важный и существенный исторический период, прервавший формирование парадигмы «Нового града» — попытка разрушения парадигмы «Нового града» в период революции. О чем будет рассказано в следующей статье.

2013-10-09T20:55:29+00:00 Октябрь 9th, 2013|Categories: Статьи|Tags: , , , |Нет комментариев

Оставить комментарий