ЧАСТЬ IV.3. Новый град- пребывание русской мысли в рассеянии.

Главная/Статьи/ЧАСТЬ IV.3. Новый град- пребывание русской мысли в рассеянии.

ЧАСТЬ IV.3. «Новый град»- пребывание русской мысли в «рассеянии».
5. Течения русской философской и литературной мысли. Религиозно-философские собрания.
На пути достижения единства и взаимопонимания русские философы и литераторы устраивали собрания, где обсуждались актуальные вопросы философской и литературной мысли. Общей тенденции этих собраний, часто не схожих и имеющих по собой совершенно разное миропонимание и мировосприятие было возрождение или вернее обновление русской духовности с тем, чтобы восстановить религиозное единство, которого уже тогда по сути своей стало не хватать. Естественно, что новые религиозно-философские движения восприняли по-своему эту задачу. На заре XX столетия зарождается «новое сознание» — странное общество литераторов и поэтов, а также писателей и философов-символистов, осуждавших актуальные вопросы религиозного возрождения. Странным оно было, прежде всего потому, что его участники искали духовности не в Православии, а в индуистской и других восточных религиях и всерьез увлекались идеями госпожи Блаватской, которая после своего путешествия в Индию лично общалась с тамошними гуру и как она потом выразилась на страницах своей книги «Разоблаченная Изида» привезла оттуда «новое откровение», впоследствии, получившее название теософии. В «новое сознание» входили будущие великолепные поэты и поэтессы русского Зарубежья- Зинаида Гиппиус, поэт и философ-символист Дмитрий Мережковский, господин Алданов, поэт-символист Андрей Белый, поэт Юрий Айхенвальд и многие другие. Все они кроме своей литературной деятельности «вдруг осознали» необходимость перемен и чего-то нового в духовной сфере общества, при чем искали эту необходимость как было сказано в интересе ко всему восточному и индийскому… Некоторые философы религиозные их современники всерьез не воспринимали это общество, называя даже ее «новой сектой» , и были в большинстве своем духовно непримиримы к этому иному духу «новой религиозности». Они в принципе не понимали, зачем нужно провозглашать и обсуждать идеи далекие от основы государственных, экономических и социальных отношений и к тому же русской культуры и традиции — овеянных духом Православия- не понимали, потому и в некотором роде позже полемизировали с участниками этого общества… Однако, «новое сознание» не было единственным собранием русских философов и литераторов… Начиная с 1905 гг. в Москве собирается общество памяти Владимира Соловьева, куда входят видные профессора Московских Университетов, публицисты и многие другие. Среди них можно назвать князя Евгения Трубецкого, господина Николая Александровича Бердяева, Николая Онуфриевича Лосского, П. И. Новгородцева, Бориса Чичерина (философа), Михаила Лопатина и многих других… Эти собрания продолжали традицию Владимира Соловьева- философию всеединства, на них спорили, полемизировали и слушали друг друга и видный деятель юриспруденции П.И. Новгородцев и князь Трубецкой, посвятивший две своей книги философской биографии Владимира Соловьева «Миросозерцание Владимира Соловьева», и Василий Розанов, Владимир Францевич Эрн, кроме того посещавший Италию и особенно, посвятивший время и свою деятельность, кроме религиозной философии изучению римских катакомб. Блистательная его книга «Мировоззрение Григория Сковороды» выходит как раз в начале XX века, религиозные философы, читающая публика и интеллигенция открывают для себя «мир русского философа Сковороды» … И с другой стороны Московский Университет , где часть этих мыслителей преподавала, но были и такие, которые полностью увлекались научной деятельностью, среди них необходимо отметить и Ивана Александровича Ильина, закончившего успешно Московскую семинарию и в 1905 году выпустил свою первую работу, посвященную нравственной философии Жана Жака Руссо. Впрочем, все эти мыслители до проникновения и увлечения некоторых из них идеями Маркса и Энгельса видели необходимость единства и духовного обновления исходя из фундаментальных оснований и ценностей православной традиции. Они в сущности составляли «сильную кагорту» противостоящую духовно и по мировоззрению своему «новому сознанию» и символистам. Однако каждый видел духовную близость и главное чувствование общей религиозной и общественной атмосферы, несмотря на то, что и по характеру и по деятельности и по взгляду на различные вопросы и то, как должно происходить это «обновление»имели свою точку зрения. Молодой Бердяев видит парадигму духовного обновления в социальной реформе и социальном движении, для него главное человек, — православный, не какая-то абстрактная вера (признавая себя православным он все таки испытывал тягу к католичеству, унаследованную им от его матери), при чем необходимо стремиться к новому не отставать от передовых держав и соответственно воспринять от них идею обновления и прощания со старым. Видя и перечитывая «Капитал» Маркса , Николай Александрович Бердяев удостоверился в своей молодости , что лучшим путем обновления станет марксизм… Ушедший с головою в марксизм Бердяев, тем не менее по присущей ему черте не все принимал в марксизме, он был своего рода «борцом» видным полемистом не имевших научного образования , эти «противоборства» иногда желание и стремление «идти на пролом» приводили его к тому, что им неоднократно интересовалась полиция , кажется охранка, также за ним пристально смотрела … Для него тогда было главным не говорить, а действовать , дело для молодого да и зрелого Бердяева стояло на первом месте, он был в душе «непримиримым борцом» хотя с виду как говорят исследователи его творчества человеком довольно скромным и учтивом с другими, но только до того времени, как дело переходило в спор и жаркую полемику, которую он во что бы то ни стало должен был выиграть, — сломить противника, заставить его ошибаться, и в конечном счете признать его «Бердяева» точку зрения -это был для Николая Александровича всегда главным… в споре и полемике… Поэтому неудивительно, что будучи философом от природы и от Бога, а не по научной стезе Николая Александрович Бердяев увлекся политэкономией , в Московском Университет он встречает Сергея Николаевича Булгакова, тот тоже с головой в марксизме , штудирует его — Маркса труды, бывает с поездками в Риме во Флоренции , кажется они повлияли на его мировоззрение, увидев статую Венеры Милосской Булгаков будучи еще молодым человеком и соответственно «увлеченным» по-своему вдруг понимает, что вот это красота и прекрасное творение рук человеческих стоит больше всех трудов Маркса и Энгельса на него вдруг нахлынули неописуемые чувства, он решил даже жениться, жениться на «католицизме» и тут происходит чудо … он вдруг со всей ясностью осознает свою принадлежность к Православию и что творение православных русских скульпторов и архитекторов , художников и иконописцев не мене , а то и более привлекательны, прекрасны… Он не понимает, что с ним делается, покидает на следующий же день Флоренцию не задумываясь ни о чем едет на Украину, туда ближе к истокам православия на Руси — потом в Крым, оттуда в Херсонес и здесь у купальни святого благоверного князя Владимира он «духовно прозревает» происходит его окончательное обращение в православную веру… Однако гимн «женственности» на всю жизнь останется вместе с ним и в том числе будет по-своему воплощен в его «софиологии» . уже даже намного позже после принятия им незадолго до революции сана священнослужителя.
Профессор Семен Людвигович Франк был гениальным мыслителем с немецкими корнями, будучи рожден и воспитываем в иудейской вере он дает своем отцу, находившемуся на смертном одре клятву о том, что сохранит традиции и будет верен вере праотцов… Однако революционные потрясения не оставили ему выхода, он полюбил православие позже, сначала он идет тем же путем, что и Бердяев и Булгаков с одной лишь заметной и существенной разницей Франк увлекается вовсе не марксизмом , а социализмом , что очень важно, именно это предопределило его «плавное» обращение и переход в Православие… Для Семена Франка социализм выражался в общественном устройстве и общественном действии и соответственно делании, только на пути общественного развития и общественного подъема могут быть осуществлены идеи Маркса, без всяких классов и всякого пролетариата. Франк не верил в это торжество пролетариата, для него в отличии от Бердяева не ЧЕЛОВЕК один главное, а все люди, составляющие социум — общество. Именно общество — считал Франк должно решать те или иные вопросы его развития будучи направленной силой на достижение обновления, отсюда и это обновление необходимо приведет к обновлению социальному, то есть всего общества в целом. Но первые залпы и первые волнения и беспорядке в Москве после Петербурга навсегда внушили Франку идею о недопустимости вооруженного восстания и смерти общества, которое так воспевал Ленин, видя в нем идею классовую и идею пролетариата , прежде всего… Поэтому уже к 1918 году профессор Семен Людвигович Франк, осознав всю пагубность того, что проповедует марксизм в Европе и что в сущности творилось в его стране в том числе организует общество и открывает его под названием «Христианство и социализм», провозглашавшего идею христианского общества и необходимости его христианского обновления на основах не антирелигиозного, а религиозного социализма. Так появляется вместо разрушенной в ходе революции СОБОРНОСТИ, ПОЧВЕННИЧЕСТВА, ЖИВОГО ЗНАНИЯ и ОБЩИННОСТИ основ парадигмы «Нового града» формирование СОЦИАЛЬНОГО ЕДИНСТВА , а не классового единства … Данная основа станет одной из главных в осмыслении политических и экономических процессов, приведших к революции в условиях русской эмиграции и в частности станет позже парадигмой для Сменовеховства как «органичного перехода социализма в коммунизм» в рамках наблюдения за политическими реалиями в России Советской русских эмигрантов и «перехода общества из одних «вех» в другие» как осмысления НЕИЗБЕЖНОСТИ революции и даже ее необходимости в устройстве истории- последнее станет камнем преткновения для многих слоев русской эмиграции и в частности поспособствует расколу парадигмы «Нового града» как православной или христианской парадигмы всей русской религиозной мысли эмиграции… но это конец 20-х- 30-е гг. и предвоенные годы…. Теперь нужно затронуть вопрос «рождения» русской эмиграции в связи с разрушением с одной стороны революцией основ парадигмы «Нового града», а с другой возможности ее восстановления в Европе после эмиграции русской религиозной интеллигенции…
6. Первая волна эмигрантов. Декрет 1922 года…
В 1918 году новый орган новой власти Совет Народных Комиссаров издает декрет, за подписью товарища Ленина — «Об отделении школы от Церкви и Церкви от школы» , Это означало, что гимназии, училища, семинарии женские православные курсы и так далее теперь становили «светскими» заведениям, а значит рушилась духовно-нравственная основа устройства этих учреждений. Цель была простой разъединить государство и Церковь , разобщить народ, одни должны были учиться грамоте в новых «светских» заведениях и учреждениях, а другие потом начали закрываться. В школах и гимназиях одновременно запретили читать предмет «Закон Божий», аргументировав это тем, что преподавание религиозных основ и изучение Священного Писания расходится с новыми реалиями революционного времени. Тогда же Церкви запрещается иметь какие либо земли и наделы, которые активно начинаю конфисковаться в рамках нового декрета от 1919 года, по «изъятию церковных земель» в пользу государства. Председать СНК и главный идеолог Советов товарищ Ленин полагал, что если Церковь лишить материального базиса, то она со временем перестанет существовать… Но ошибся… В тоже время русские религиозные мыслители и другие деятели русской интеллигенции после 1917 года потихоньку начали осмысливать произошедшее … Многие профессора , предчувствуя неладное сами пока уезжают из страны, среди них был и эмигрант «первой волны», публицист, доктор педагогических наук Сергей Иосифович Гессен, покинувший страну в 1918 году и эмигрировавший в Берлин, где некоторое время обосновался… ЧК тем временем- новый тайных орган большевиков налаживает связь с обновленцами, и в тоже время производит еще один довольно болезненный «удар» по Церкви- в 1919 году издается декрет СНК о начале вскрытия святых мощей.. Вскрываются мощи в Свято-Сергиевой Троицкой Лавре, позже в 20-х гг. ее наместником становится вместе с братией святой Серафим(Вырицкий) довольно много «боровшийся» с кощунственными намерениями и таки как показывает правдивая история смогший спрятать часть мощей святых и в том числе преп. Сергия Радонежского… Но несмотря на это, Церковь еще стояла и патриарх Тихон (Белавин) осуждал каждый раз новые декреты и новые постановления одно страшнее другого в отношении Церкви Профессура поддерживает Церковь и недоумевает против таких декретов, тем не менее во избежании решительных действий против них, только и ограничивается этим» поддержанием».. На то была причина, уже потому, что ранее 1922 года начинается де-факто тайное наблюдение за всеми профессорами МУ и других высших учебных заведений.

2013-10-09T20:55:30+00:00 Октябрь 9th, 2013|Categories: Статьи|Tags: , , |Нет комментариев

Оставить комментарий