ЧАСТЬ V. Пребывание русской религиозной мысли в рассеянии. Философия Нового града.

Главная/Статьи/ЧАСТЬ V. Пребывание русской религиозной мысли в рассеянии. Философия Нового града.

ЧАСТЬ V. Пребывание русской религиозной мысли в «рассеянии». Философия «Нового града».
Осмысление событий революции пришло только к русской интеллигенции (подчеркну религиозной) в эмиграции. Волн эмиграции было «три» но как с точки зрения истории и философии большую информативность дает «первая волна» эмигрантов- 1919-1922 годы. Первыми городами, принявшими русских эмигрантов были Берлин, Париж, Белград, Болгария и Чехия, которая оставалась «русской Чехией» вплоть до начала Второй Мировой Войны. Здесь размеренная жизнь была «прервана» волной русских интеллигентов, обосновавшихся в Чехии после революции. Чехия для всех них чем-то напоминала их «старинную жизнь», где можно было посидеть в кафе, обсуждать насущные проблемы философии и литературоведения, встретиться вновь с многими знакомыми и искренне приобщить к этому безобидному делу профессоров Чешских университетов. Не то было в Берлине, — где уже после 1918-1919 гг. обосновались первые русские пока еще «добровольные» * то есть, выразившие желание покинуть страну по собственной воли после большевистского переворота, эмигранты- здесь и профессор Русского института в Берлине Сергей Иосифович Гессен. здесь и видные на тот момент литераторы Андрей Белый, господин Алданов, в Чехии в свое время останавливались Зинаида Гиппиус и будущий ее муж Дмитрий Мережковский, в Берлине кипела работа не размеренная, не философски-задумчивая, хотя инфраструктура Чехии, — библиотеки, университеты, странноприимные дома (но это уже позже) была обязана в первой половине XX столетия именно русским эмигрантам; а научная и философски-предметная обоснованная деятельность. Достаточно сказать, что под патронажем ВХСФ — Всемирной Христианской Студенческой Федерации создается РФА — Русская Философская Академия в Берлине, ректором которой становится господин Н.А. Бердяев , сразу же после своей «высылки» из Советов в 1925 году и основывает ее. Вокруг нее постепенно собираются видные деятели русской религиозной мысли- профессора С.Л. Франк, Николай Клепинин, Н.О.Лосский, Василий Зеньковский, эмигрировавший в Париж, но это тем не менее не мешало ему оставаться долгое время ведущим профессором РФА, намного позже сюда в 40-50 х годах приезжает философ «молодого поколения «русских эмигрантов Сергей Александрович Левицкий, который в 1964 году пишет в Германии, во Франкфурте-на-Майне свои Очерки по истории русской философии. Берлин же с 1919-1920-х гг. становится одним из центров «русской печати», здесь выходят главным образом религиозно-философские и историко- культурологические альманахи, сборники , журналы. — Русская мысль, Руль, одно время здесь выходили «Версты» под редакцией князя Святополк-Мирского, а в конце XX веков альманах И.А. Ильина «Русский Колокол» (1927-1929 гг.). В Париж после эвакуации частей Добровольческой Армии пребывает Антон Деникин, бывший командующий «белым югом», а также остатки этой армии. — те немногие, выжившие, которые уже навсегда связали свою жизнь не только с Францией, но и Сербией, Черногорией, Румынией, — и больше частью стран Балканского полуострова. Во Франции издается целый ряд религиозно-философских альманахов, литературоведческих и историко-культурологических, это и упоминаемые ранее «Версты» и «Современные записки» издававшиеся еще с 1920-х гг., «Русская идея», «Возрождение» и многие другие- «Ступени» , «Минувшее» — более поздний сборник оформившийся здесь к 50-60-м гг. XX столетия. Вокруг этих журналов, альманахов и прочих изданий сконцентрировались ведущие русские религиозные мыслители, философы, богословы, историки, эстеты и многие другие специалисты- Владимир Ильин, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Георгий Федотов, Николай Арсеньев, С. Зандер, Николай Зернов- видный деятель русской эмиграции, навсегда в 30-40-х гг. связавший свою жизнь с Великобританией, Оксфордским Университетом , и просвещавший здесь многих, хотя он был и в Сербии и Болгарии и Румынии и Чехословакии и в Хорватии, написал труд «Русское религиозное возрождение XX века»… и множество статей и других работ, большая часть из которых еще ждет своего перевода на русский язык. Конечно же Сергий Булгаков, принявший священнический сан незадолго до революционных событий еще будучи в стране… Отец Сергий Булгаков личность в философии и богословии выдающаяся, он одно время и при чем долгое читает здесь лекции студентам образованного еще в 1924 году Свято-Сергиевского Православного Богословского Института в Париже под патронажем все той же ВХСФ известной в Европе уже с 1860-х гг, и РСХД — Русском Студенческом Христианском Движении, образованным в 1920-х гг. Отец Сергий Булгаков продолжатель русской софиологии вызвал небывалый спор среди поколений русской эмиграции, своим учением о «Софии» Премудрости Божией. Но если еще в России софиологию развивал отец Павел Флоренский , который в эти самые годы вместо научной своей деятельности работает в ГОЭРЛО разрабатывая план электрификации страны, полностью занятый «свалившейся» на него деятельностью, сохраняя как мог лояльность большевикам, то отец Серигий Булгаков «мирно» читает лекции в ССПБИ, разрабатывает большинство из них и преподает студентам. Однако католический осадок «на его душе» мало-помалу но все же оставался, это было особенно видно в том, что он всерьез увлекается мариологией, читает лекции по этой вспомогательной богословской дисциплине в РФА, ССПБИ и ряде других университетов и обожествляет Матерь Божию- Марию. Николай Бердяев, редактор журнала «Путь» налаживает в это время связи с протестантским миром, — он тесно сотрудничает с госпожой Дитрих, представлявшей собой Протестантское движение и чья семья происходила из поколения протестантских фамилий Рура… Его цель привлечь протестантов в живой диалог Церквей, под патронажем ВХСФ, РСХД и их председателя, главы протестанта по своей вере Джона Мотта. Однако между русской философией, проникнутой духом православия и протестантскими умозаключениями не могло быть чего-то большего, чем желание осуществить диалог, но желание не означало возможность, и скорее первые экуменические собрания в рамках РСХД, ВХСФ и .т.д. .. были именно принятием желаемого за действительное… В это всерьез не верило другое крыло русских эмигрантов во главе с иерархом РПЦЗ , * канонически самого себя провозгласившего главой Всезарубежного Карловацкого Синода — митрополитом Антонием (Храповицким) (его историческая судьба после революции, складывается трагично, бывший член Святейшего Синода, председатель Предсоборного Совещания , в годы революции был низложен со своей кафедры находившейся в Минске, после большевистского переворота вместе с частями белогвардейцев был вынужден уйти на Украину, здесь во время «лихолетья» Гражданской войны переходила из рук в руки, при Петлюре был арестован, содержался в тюрьме, но не долго в июле 1919 года вновь был освобожден белогвардейцами, а после взятия Украины Красной армией был вынужден эвакуироваться с остатками белой армии в Сербию, где и обосновался в Сремских Карловцах, здесь под эгидой Общевоинского Русского Союза (организации эвакуировавшихся белогвардейцев, генерала Корнилова) созвал Карловацкий Собор вместе с другими иерархами организовал Карловацкий Синод,в 1922-1924 гг ушел в «раскол» с официальной Церковью , возглавляемой в России патриархом Тихоном (Белавиным) , в годы провозглашения «лояльности» большевикам митрополита Сергия Страгородского призывал к «походу» и очищению русской земли от большевистской власти. В специальной телеграмме адресованной Антонию Местоблюститель Патриаршего престола (судьба действительного Местоблюстителя Патриаршего престола на тот момент не была известна, им был арестованный в 1926 году митрополит Крутицкий Петр) митрополит Сергий Страгородский (бывший Финляндский) призвал митрополита Антония к смирению и сдержанности в отношении подобного рода заявлений по отношению к политике Советов. Обращение подействовало…
Все это не могло не сказаться на обосновании русской религиозной мыслью эмиграции своего отношения к происходившим событиям. Вплоть до 2005 года , когда под патронажем Русской Православной Церкви и государства состоялось торжественное воссоединение РПЦЗ с РПЦ, акт о котором был подписан митрополитом Лавром (Нью-Йоркским и главой Русской Православной Церкви Зарубежом) и почившим патриархом Алексием II — это событие «декларации о лояльности» митрополита Сергия Страгородского послужило к расколу дальнейшему Церкви и могло только дать уверенности в «решительных действиях » ее врагов. Долгое время историки эмигранты, богословы и видные деятели новомонархических движений в истории западно-русской эмиграции обвиняли РПЦ в сотрудничестве с большевистской властью, так ли это было на самом деле? Увы до конца мы это не узнаем, но то, что такое сотрудничество было только и могло быть только «из под палки» и угроз в отношении Церкви нет ни малейшего сомнения …

2013-10-09T20:55:30+00:00 Октябрь 9th, 2013|Categories: Статьи|Tags: , , |Нет комментариев

Оставить комментарий