Чудесное обретение Лиддско-Римской иконы Богоматери и предание о ее явлении на Руси в образе глубоко почитаемой иконы Смоленской Богоматери.

Главная/Статьи/Чудесное обретение Лиддско-Римской иконы Богоматери и предание о ее явлении на Руси в образе глубоко почитаемой иконы Смоленской Богоматери.

Чудесное обретение Лиддско-Римской иконы Богоматери и предание о ее явлении на Руси в образе глубоко почитаемой иконы Смоленской Богоматери.
Одним из самых древних иконописных образов Богоматери является Смоленская икона Богородицы, ставшая известной под этим названием на Руси. Однако церковное предание усваивает ей другое наименование- Лиддско-Римской и относит ее написание к первохристианским временам. По преданию в Лидде (сирийском городе) апостолы Петр и Иоанн, вместе с лиддской общиной христиан строили храм и попросили Богоматерь придти на его освящение. Но Божия Матерь не смогла придти, и тогда во внутреннем пространстве храме отчетливо отпечатался на одном из столпов храма ее образ. Этот образ и послужил основой для написания иконы Богородицы, названной Лиддско-Римской Вот, что пишет известная исследовательница иконописи, искусствовед Ирина Языкова:
«Христианская традиция, наряду с Нерукотворным Образом Христа почитает Нерукотворный Образ Божией Матери. Так именуется икона Лиддско-Римской Богоматери. Предание говорит, что Богоматерь обещала апостолам Петру и Иоанну, отправившись в Лидду на проповедь, встретить их там. Когда апостолы пришли в город, они увидели в храме лик Богоматери, о котором жители поведали, что он сам проступил на столпе»[Ирина Языкова. Древние иконы Богородицы. Лиддско-Римская Богоматерь. Цитирование по книги: Русские иконы/ ред. группа Т. Каширина, Т. Евсеева, Е. Сучкова.- М.: Аванта+, Астрель, 2010.- 183 с.- С.72]. В эпоху иконоборчества (первая половина VIII-IX век) изображение много раз подвергалось унчитожению, — закрашивали и даже стесывали штукатурку, но оно проступало снова и снова. Список образа был послан в Рим, где он также прославился чудесами. Отсюда и ее древнее название Лиддско-Римской иконы Богородицы.
Церовное предание усваивает многие иконописные образы Богоматери святому евангелисту Луке. Несмотря на то, что по призванию Лука был врачом, ему также принадлежат многие иконы Богоматери, авторство которого устанавливают только специалисты в области искусствоведения и иконографии. Естественно, что даже самые известные православному миру чудотворные иконы Богородицы — являются чудесно обретенными, тогда как к авторству Луки относят наиболее ранние иконы, среди которых можно выделить и Лиддско-Римскую, но лишь в рамках гипотезы…
На Руси иконы Богоматери были особенно почитаемыми, Лиддско-Римский образ пришел к нам через Византию, где в частности Богоматерь и ее святые образа, особенно в эпоху симфонии империи и Церкви Константинопольской являлись наиболее почитаемыми а Богоматерь была и есть хранительница святого града Константинополя вместе с ее Сыном- Господом Иисусом Христом.
В Древней Руси культ Божией Матери возник очень рано- уже в первые годы принятия христианства. С ее образом слились многие фольклорные мотивы и сюжеты, а Приснодева Мария обрела черты Утешительницы и Помощницы.
Однако, стоит заметить, что вместе с культом Божией Матери на Русь приходит и сторонее влияние, возможно гипотетически, шедшее в эти времена с Болгарии, где была сильно развита ересь богомильство. Богомилы как и все еретики и дуалисты (исповедующие, что в мире есть два — равных начала- доброе и злое, «доброе божество» и «злое божество») распространяли и апокрифические сказания о «Крестном древе» и как полагала дореволюционная наука через них к нам на Русь пришли и апокрифические сказания о «житии Богородицы». Это «Хождение Богородицы по мукам» , и сказание о ее хождение в град Киев и по всей Руси…
собую роль в истории России играет икона Смоленской Богоматери (принадлежащая к типу «Одигитрия» , — этот иконописный тип характеризуется фронтальным изображением Богоматери и Богомладенца, когда они как бы «смотрят» на предстоящего, а также в отличии от типа гликофилусы (сладкое лобзание буквально с греч.), в которой головы Богоматери и Богомладенца тесно примыкают друг ко другу, а они сами так изображены, что Богомладенец и Богоматерь обнимают друг друга, — в этом типе (Одигитрия) Богомладенец лишь чуть чуть касается рукой одеяния Богоматери, а она только обнимает его одной рукой,- головы и лики их не соприкасаются). Она собой знаменует своеобразный символ победы в Отечественной войне 1812 года.
XI векэтой иконой император Константин IX Порфирородный благословил свою дочь царевну Ану, выдавая ее замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. После смерти князя, икона досталась его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ей в Смоленск и поместил в соборном храме Успения Богоматери, заложенном в 1101 году. С этого времени икона стала называться Смоленской. Многими чудотворениями она прославилась, а также небесным своим заступничеством Богоматери.В 1237 году, когда Батый совершал свое завоевательное нашествие, после разорения Рязани он подошел под стены славного города Смоленска, жители очевидно вынесли икону Смоленской Богоматери их храма и поставили на самом высоком месте Смоленского Кремля, татары в паники побежали от осажденного города, слово какая сила неимоверная одолела их. Так по церковному преданию икона Смоленской Богородицы спасла Смоленска от татарского разорения.
Как сообщают историки и искусствоведы в конце XIV века образ был перенесен в Москву в Благовеенскую, на тот момент церковь Кремля, но в 1456 году по просьбе жителей Смоленска ее возвратили обратно, но не надолго. И в 1525 году великий князь Василий Иванович основал в Москве Новодевичий монастырь с храмом в честь иконы Смоленской Богоматери. Здесь и хранился теперь почитаемый образ.
Этому образу было принято молиться при нашествии врага и о сохранении Отечества от иноземного нашествия. Долгое время охраняла икона от нашествия страну. Однако, несмотря на то, через триста лет она вновь спасла Отечества , когда в 1812 году Смоленск пал под натиском войск Наполеона, икону Смоленской Богоматери вывезли из города. Незадолго до Бородинского сражения Михаил Илларионович Кутузов писал жене:»Я, слава Богу, здоров, мой друг, и с надеждой на Бога; армия в полном духе. Солдаты от Смоленска вынесли чудотворный образ Смоленской Богоматери, и сей образ везде сопутствует нам». Состоялся торжественный молебен Смоленской Богоматери в канун сражения под Бородином, в котором участвовала вся русская армия. По окончании Отечественной войны 1812 года Кутузову неоднократно в знак благодарности дарили списки этой иконы. Один из них, поднесенный причтом церкви Покрова в селе Фили, ныне хранится в Государственном историческом музее в Москве.

2013-10-09T20:55:31+00:00 Октябрь 9th, 2013|Categories: Статьи|Tags: , , , |Нет комментариев

Оставить комментарий