День памяти пророка Илии и его пророческое служение

Главная/Статьи/День памяти пророка Илии и его пророческое служение

День памяти пророка Илии и его пророческое служение
Примечательно, что о жизни пророков мы практически ничего не знаем, однако о некоторых из них нам кое, что известно только из Священного Писания Ветхого и Нового Заветов- Библии. Так пророк Илия очевидно с детства был посвящен Богу, поскольку в переводе с диалекта иврита- арамейского языка его имя буквально означает «Бог моей призвание» , как он рос, кто был его родителем и другие вопросы только отчасти даются в Библии, но все же вплоть до его выхода в свет с целью пророчества погрязшему в грехах и идолопоклонстве народу Израиля только достижении зрелого возраста (в древневосточной традиции и иудейской этот возраст 30 лет, не зря впрочем соблюдая каноны и традиции Господь Иисус Христос выходит с проповедью именно по достижении этого возраста). Это пророчество было смелым шагом на пути к мученичеству за Бога, поскольку в те самые времена, а мы говорим о двух последних веках (то есть VII-VI вв. до Р.Х.) Иудейского царства, многие стали отступать от почитания истинного Бога- Яхве как называли Его иудеи, среди них было множество людей, которые поклонялись древнему финикийскому культу Астарты и Ваалу, как двум «великим богам, держателям и неба и земли». Этот культ был связан с жертвоприношениями, и вплоть до завоевания Иисусом Навином части Хананейской земли или если быть точным в географическом и историческом смысле части тех племен, которые носили общее название «хананеев» , населявших Обетованную Землю (*** которую Бог обещал праотцам израильского народа — Моисей, Аарону, но в которую «они не смогут войти, когда новое поколение войдет в нее»… Здесь также важно сказать, что достопочтенные святые отцы Древней Церкви связывали эти «израильские завоевания» в кавычках, потому, что Иисусу приходилось с боем пробираться к Ханаану, встречая на своем пути то амаликитян , то аммонитян и прочих мелких хананейских племен, — с новой эпохой в истории человечества как аллегорией, несмотря на всю реальность этих же событий , артефакты которых открывались как древним так и современных археологам , победы Мессии над миром зла, греха и страстей. Именно завоевание Ханаана считалось тогда святыми отцами предвозвестником этих событий, НО мы видим в сказании книги Иисуса Навина некоторое несоответствие на первый взгляд, как известно Иисус Навин завоевывает только северо-западную, северную и восточную часть этих плодородных земель, но не завоевывает всего Ханаана, если понимать эти сугубо буквально, то конечно можно говорить, что колена Ефраимово и даже Бенджаминово (бенджамины или по еврейски Вениаминово), Иуды и прочие из двенадцати колен израилевых распространяются не по всей территории Ханаана, кроме того после смерти Иисуса Навина некоторые из этих колен вмешиваются в спор по поводу земель завоеванных , начинается их деление. Однако, лишь в Библии в этой исторической книги упоминается, что «не все было завоевано» ну как -то так буквально, это означает иносказание очевидно, ибо не все было завоевано относит нас к прообразу «будущего» , когда будет завоевано все «весь мир» будет «завоеван духом проповеди религиозной», когда уже никто даже из африканских племен не сможет сказать, что проповедь христианства их не каснулось, отсюда это некое и апокалиптическое предзнаменование — завоевать все, значит полностью искоренить зло, грех и страсти , что все христиане и ждут в событии Второго Пришествия Господа Иисуса Христа…. Но вернемся к иудеям…
Итак, после завоевания Ханаанской части земли, скажем так израильский народ ощущает потребность в новом правители, не военно начальнике каким был Иисус Навин,а деятеле, смогшим бы под своей властью объединить израильский народ,привести его к консолидации разрозненных *а еще из-за споров некоторых «колен» о том, кому, что больше достанется, племен. «В ту пору не было царя у Израиля и Бог воздвиг ему судей». Начинается эпоха Судей Израилевых, продолжавшаяся вплоть до первых царей (1,2 отчасти 3 книги Царств; 1-2 книги Паралипоменон (Летописей иудейских от сотворения мира Богом до плена Вавилонского)), — Давида, Соломона и прочих… В это самое время, исторически важно понять, что и аммаликитяне и аммонитяне и другие племена хананейские пытаются взять «реванш» у иудеев, чтобы вновь отвоевать свои земли в плане стратегическом — понятно, если у царства нового нет царя пока и нет военачальника, а есть некие люди из народа, которые благодаря своей харизме, помощи Божией и Его Промысла сдерживают новое царство от столь же быстрого распада , нужно попытаться отвоевать территории, поэтому эпоха Судей знаменуется нескончаемыми конфликтами, войнами то с исконным населением филистимлянами, то с Амаликом то с другими племенами. Все это в принципе не могло не повлиять на по простому говоря «просачивание » , проникновение культурных и в том числе языческих традиций в новое царство, происходит постепенно ассимиляция, но это уже позже уже когда будучи могучими царствами , под которые всячески подбирали «ключики» то Сеннахериб, то Салманасар из вавилонской державы, то моавитяне в лице Миши, то Шешонка I вошедший в историю Древнего Востока как «бесстрашный и беспощадный фараон» Сусаким , «пронесшийся словно» вихрем со своей на тот момент не уступавшей в военной силе Вавилонии армадой, и по Дамаску и по Иудеи, и по Израилю… но это намного позже…
Среди проникновения всевозможных культов были и культы мягко говоря нечеловеческие, которые к глубокому сожалению в истории народа Божия поразили и его. Это почитания финикийских «божеств» идолов- Астарты, Ваала главных в пантеоне финикийских «богов» и прочее, им приносились чудовищные человеческие жертвы, ученые давно еще в ходе раскопок одного из древнефиникийских городов нашли какие-то списки, которые были позже расшифрованы они имели культовое значение Ваалу — Быку с рогами и распростертыми руками приносили жертвы человеческие которые всовывали в его утробу ненасытную и естественно ….. все это описывается и в Библии просто не так чтобы изуверски , чтобы не пугать уж читателя, но это исторический факт такого изуверского поклонения Ваалу,… Несомненно против этого и выступал пророк Илия, против жертвоприношений идолу,обличая правителей Иудеи и Ахаза нечестивого и царя Ахава и прочих,.. Во времена пророка Илии распространителем этой мерзости была жена одного из правителей, финикиянка по рождению она естественно испытывала «грусть» в кавычках по родной «вере» в больших кавычках. Однажды, Бог поразил Иудейское царство тем, что жара была очень большой по всей его территории, засуха , люди изнывали от жары, гибли посевы и тогда пророк Илия выступил с проповедью, что это Бог послал ненастье на людей отступивших от Него, за это жена нечестивая велела созвать всех магов финикийских, чтобы они обращением к Ваалу «испросили» у него дождь послать на землю, но дабы посрамить идолопоклонничество пророк Илия решил показать народу истинную веру, которую они забыли. По преданию библейскому состязание состоялось на одной из иудейских гор под названием Кармил , где на тот момент были «высоты» (** так в древности назывались языческие капища, где приносились жертвы идолам), Илия взобрался на ту гору, затем туда забрались финикийские маги и служители культа Ваала, на жертвенниках своих они что-то приготавливали, иступлены как волки «выли» говоря «Смилуйся над нами Ваале» , и прыгали как козлоногие….. бесы , сколько не прыгали они, не выли, не кричали громким голосом в небо, не совершали свое дерзкие магические обряды, не воскуряли костер на жертвеннике не было ни его ни какого знамения на земле и горе той Кармил, тогда пророк Божий Илия, чтобы показать истинную силу Бога встал на колени и стал горячо молить Бога о ниспослании дождя на землю и окончание засухи, его горячая молитва была услышана Богом и вмиг на жертвенники вдруг разгорелся огонь, а лишь только озлобленные служители Ваала смотрели со своими злыми лицами на пророка пошел дождь и шел он много дней такой, что все начало произрастать и что жара и засуха отступили. Нечестивая жена царя Иудейского в тот же день приказала схватить пророка, но Бог хранил его и было ему видение о том, что нужно скорее уходить из пределов Иудеи , что он и сделал найдя себе пещеру. По церковному преданию, сохранившемуся благодаря строкам Библии пророк Илия пребывал голодный в пещере, покуда ворон не прилетал к нему по промыслу и воле Божией и не приносил в клюве своем ему пищи, здесь его ободрял ангел Божий, который являлся ему и укреплял его, но подобно пророку Исайи, который был перепилен Илия испытывал горечь за то, что теперь не сможет пророчествовать, однако сила его передалась другому пророку…. Сам же Илия по христианскому преданию был взят Богом на небо, как первый благочестивый человек -Енос, «который ходил в Боге»…
В иудейской традиции Илия должен придти в конце времен, то есть в последние дни… Поэтому иудеи ждут прихода Илия, согласно их преданию, который возвестит пришествие Бога на землю. Не случайно во время явления пророка Иоанна народу они говорили «Кто это? Это Илия пришел на землю» и множество раз и об Иисусе Христе говорили они, вот как передают эти слова апостолы: «За кого почитают Меня в народе?- спросил Господь Иисус Христос апостолов, на что они ответили- «Одни почитают Тебя за Иоанна, другие за Илию», тогда Он спросил вторично их самих «А за кого вы почитаете Меня?», на что апостол Петр ответил «Ты Сын Бога Живаго» то есть «Ты Сын Божий, Бога всей жизни управителя и правителя и всей твари» … Пророк Илия, как известно, явился вместе с Моисеем во время Преображения Господня на Фаворе, когда один из апостолов увидел их в облаке света озаренными он сказал «Учитель, сделаем две кущи — одну Моисею, другую Илии» , поняв, что это не видение, хотя это и было в реальности , но приземленно подумав о житейском, а именно наступлении иудейского праздника Кущей, посвященного воспоминанию странствования израильского народа по пустыни в течении 40 дней и жизни их в палатках (**** отсюда «куща» с еврейского переводится как «палатка» )
Пророк Илия был почитаем во всем христианском мире и Византии, где ему посвящены многие иконы, в том числе иконы 13 века и на всем Востоке , особенно в Сирии, среди монахов Синайского монастыря, среди израильтян и прочее. Неизвестно как впрочем почитание пророка Илии пришло в точности на Русь, поскольку в языческих верованиях древних славян его культ был связан с языческими обрядами. С христианизацией Руси и принятием Православия в Древней Руси этот культ остается лишь в памяти народа, претерпевая трансформацию в русле народной традиции, поверья и прочее. Отныне уже с древних времен явления «Христа народу» (то есть аллегорическом смысле Крещения Руси) этот день почитается как день пророка Илии.

2013-10-09T20:55:30+00:00 Октябрь 9th, 2013|Categories: Статьи|Tags: , |Нет комментариев

Оставить комментарий