Древнерусская иконопись. Успение Богородицы круга Феофана Грека.

Главная/Статьи/Древнерусская иконопись. Успение Богородицы круга Феофана Грека.

Древнерусская иконопись. Успение Богородицы круга Феофана Грека.
Древнерусская иконопись первоначально полностью вбирает в себя все лучшее из византийской традиции. Однако, уже начиная с 11-12 веков, когда Русь входит в период княжеских междоусобиц у нас появляются первые иконописцы, при этом как развитие наук, так и развитие иконописи на Руси было связано с монастырями. Именно там теплился огонь благодати Божией, Святого Духа, сходившего на умудренных опытом, чтением священных книг монахов. Первым иконописцем на Руси считается монах Киево-Печерского монастыря преподобный Алипий, по преданию и саму обитель расписывали известные византийские мастера, которых пригласила сама Богородица, явившаяся первым устроителям обители… Но, несмотря на это уже с древних времен существования «княжеской» Руси многие византийские иконописцы, как и в церковном пении, особенно полюбившемся у нас одноголосии приглашали дидаскалов (учителей), которые обучали первоначально людей верующих церковному пению, и писанию икон. Если при святом Владимире, известны были многие впервые создававшиеся школы при монастырях, библиотеки, особенно при Киевской Софии позже была библиотека очень богатая книгами, то при его сыне Ярославе, прозванным Мудрым, за любовь к мудрости, чтению и распространению наук на Руси были и первые «артели» мастеров, церковных певцов, и конечно мастера иконописцы, в большинстве случаев имена которых до нас не дошли. Междоусобицы среди князей, непрестанная «брань» между ними привела Русскую Церковь к мысли, что необходимо мирить князей, за что и взялись с честью и достоинством первые русские митрополиты , и Леонтий и при Ярославе Мудром первооткрыватель «церковной проповеди и слова» митрополит Илларион и многие другие…
Но экономический разлад, жажда наживы и богатства часто затуманивала головы русским князьям, и когда над Русью в 1224 году нависла опасность завоевания Руси Золотой Ордой, многие как сообщают летописи, князья не восприняли эту опасность всерьез, полагая что у границ княжеств русских появились очередные кочевники, как и половцы и печенеги, разрозненные и не представлявшие большой опасности. Однако, не смирились.
В 1240 году после завоевания ряда княжеств, первым на пути монголо-татар было Рязанское княжество, которое они сравняли с землей, так, что старое «городище» лежит несколько в отдалении от Рязани новой, Батый завоевал Киев, постепенно наступала эпоха завоевания Руси, которое , впрочем как считают историки, не было уж столь стремительным, несмотря на междоусобные войны среди русских князей. С монголо-татарским нашествием на Руси на долгие почти двести лет, прерывается традиция церковного искусства, как в иконописи, так и в архитектуре или церковном древнерусском зодчестве. Ничто с этого времени не развивалось, сохраняя впрочем главное — веру… Средневековая Русь молилась Богу об избавлении от ненавистного ига, эти слова мы теперь можем читать в проникновенной поэме Стефана Рязанца и многих других древнерусских обладателей поэтического «слова, воззвания и проповеди»… Долгое время считалось, что монголо-татары не трогали Церковь поскольку , и трогать то было нечего, что вихрем смели все основные храмы , и что особенно еще не было так распространено каменное строительство церквей, каменное зодчество, и что будь-то бы когда издевались над русскими князьями, фактически натравливая друг на друга за ярлык хана пытались склонить на свою сторону и иерархию. Но в первое время действительно монголо-татары продвигались вглубь Руси, сметая все на своем пути, «злой город» Козельск хотя по тем временам было там мало жителей, подвергли сожжению потом и распорядились умертвить всех младенцев, как нам передают летописи. Плач, стенания и стон стал к великой скорби — обычным делом на двести с лишнем лет, пока Золото ордынскому идолу, как Джучи-хану не сломали «хребет» в 1380 году на Куликовом поле..
Именно отсылая к этим временам написания образа Донской Богоматери нам нужно конечно сказать, что образ этот был написан в связи со скорбным историческим событием, в 1392 году умер великий князь Дмитрий Донской, его оплакивали все без исключения не только как полководца, но и того, кто положил и заложил начало освобождения Руси от монголо-татарского ига. Когда мы смотрим на двухчастную икону или лучше сказать, чтобы было понятнее, двухстороннюю икону Феофана Грека на одной стороне которой изображена Богоматерь Донская, а на другой — Успение Богородицы нас одолевает чувство, если не скорби, то печали.
Иконопись Феофана Грека четкая, подчеркнутая, она отражается в лике Богоматери- основные переживания, ее задумчивый вид, большие глаза, смотрящие на Богомладенца, и чуть несколько отвлеченный взгляд, глаза подчеркивают и характеризуют скорбь на лице Богоматери, которая знает Его судьбу, и в тоже время наклоненная голова к Богомладенцу, который чуть касается ее одеяния, прижимается к ее щеке Своей щекой , — символ близости, непосредственно означает то, что благодаря Богоматери- Богородицы в мир явился Спаситель, — говорит о некоей задумчивой радости, ибо она не человекородица, но Богородица, у Феофана Грека прочитывается два состояния Богородицы- отвлеченные глаза, смотрящие на Богомладенца, скорбь и в тоже время материнская забота, и чуть направленный в тоже время, взор ее в сторону. Это ее «дума». Тон аскетичный- черное одеяние Богоматери, резко с ним контрастирует темновато желтое одеяние Богомладенца, это в тоже время глубокие тона, свет пульсирует внутри, прорываясь кое-где на поверхность. Подчеркнуты и глаза Богоматери- они крупные, большие , символ безмерной любви к Своему Сыну, — Богомладенцу, на щеках легкий румянец, выполненный почти незаметным красным цветом мазком, некая тень цветущей радости материнства, здесь прослеживается все таки, задумчивая радость и грусть. Феофан Грек блистательно изобразил, казалось бы два несовместимым между собой состояния души. Лик Богомладенца серьезный, что подчеркивают брови над открытыми Богоматери глазами, Богомладенец — серьезен и в тоже время радость слегка раздвинутыми губами, уголками губ рисует превосходно Феофан.
Фигуры так изображены на иконе, что меняется восприятие привычного пространства и времени. Богоматерь не отрывая своего материнского, пристального взгляда от Богомладенца как бы смотрит с иконы в иное , другое «пространство». Здесь Феофан передает глубокий символизм, связанный с тем, что она является предстоятельницей за всех людей перед своим Сыном — Господом Иисусом Христом, Перед нами поразительный феномен, свойственный позднему византийскому искусству , когда стирается пространство и фигуры перед нами находящиеся, как бы «выходят» из пространства иконы, взор Богоматери именно выходит из пространства иконы и обращается на нас. Это сложное триединство взора и взгляда Богоматери: во-первых, передает заботу подлинную о Богомладенце, их органическом единство, не случайно Богомладенец как бы трогает рукой одеяние Богородицы , что согласно церковному учению означает догмат о приятии Богомладенцем плоти человека. Богородица в таинстве Богорождения сообщает и как бы передавая и передает «свою плоть» не тело, но плоть, которая одухотворяется в этом таинстве Рождества Господа Иисуса Христа.
Другая особенность- свиток в левой руке Богомладенца есть символ учения , которое Он принес в мир. Румянец, концентрация света и цвета, глубина цвета, форма волос Богомладенца — его курчавые волосы , все это относит нас к иконописи 13 века, где пульсация света, цвета и подчеркивание свежести, жизненности плоти на ликах (сравните Архангел Михаил из собрания икон Синайского монастыря 13 века) символизировало радость, опять же жизненность фигур и изображенных на иконах.
Склоненная голова Богородицы, ее взгляд создает ощущение выхода из времени, Богоматерь как бы вторит жизни, ради Бога, ради Своего Сына,сошедшего в мир и воплотившегося от Духа Свята. Именно пульсация света , тени, его прорывание наружу, глубина тонов, красок по мнению искусствоведов характеризует глубину духа в иконе, она вся проникнута присутствием Духа Божия в ней.
Следующим шедевром иконописи Феофана Грека представленной на этой иконе является ее оборотная сторона, где изображено Успение Богоматери.
Первым, что необходимо выделить, так это непосредственную связь изображения- образа Богородицы с ее Успением. На первой стороне Богоматерь дает жизнь Богомладенцу, она радуется за всех людей, взгляд выходит из иконы и обращается уже внутрь нашего пространства , то есть как бы вторя, чтобы и все люди разделили с ней радость, которую она испытывала при Рождестве Господнем. Если мы внимательно посмотрим на глаза Богоматери еще раз,на первой стороне иконы, то увидим, что Феофан Грек как бы делает ее взгляд «двойным» , она смотрит на Богомладенца, и также ее глаз устремлен внутрь пространства и в тоже время в небо , здесь опять символическое триединство — она принимает волю Бога Отца, Дух Святой нисходит на нее и полностью одухотворяет ее, вот почему так четко, глубоко передана пульсация энергий, — энергий Духа Святого. а то, что она смотрит на Богомладенца, — так это означает , что вот воплотился Сын Божий в Господе Иисусе Христе. Поразительно, мы фактически не видим этого, но Феофан передает нам Промысл Пресвятой Троицы. И здесь же на оборотной стороне Господь Иисус Христос, «и Дух Святой в виде голубины» принимает душу Богородицы в виде спеленутой девочки, которую держит в руках Господь Иисус Христос. Он в центре темно- синей мандорлы, здесь фактически мы впервые сталкиваемся с зарождающимся в византийской традиции влиянием исихазма, где Бог уподоблен светом «которым Он одевается яко ризою» , и также «тьме» при чем не в том понимании тьмы как мы думаем. Симеон Новый Богослов (11 в.)-из основателей в богословии исихастской традиции, говорит о Боге как «о мраке» , то есть неизведанном и непознаваемым по сущности. Феофан рисует Иисуса Христа в руках которого душа Богородицы именно в этом «мраке «, сравните кисть Дионисия и его «Преображение Господне»… Поразительно, но эта мандорла темно-синяя у Феофана означает непознаваемость Сущности Божией,-Господь Иисус Христос сходит в наше пространство — в пространство иконы оттуда, где нет пространства и времени. Этот «мрак» передает и сверхъестественный мир, который для нас лежит как бы во «мраке» , которого мы не видим, как и не видим ничего во мраке. Богоматерь лежит перед предстоящим Господом Иисусом Христом на смертном одре, , под ее голову положена подушка, лик ее скорбный, глаза закрыты, темное- красное одеяние Богоматери говорит о ее погребальной одежде. Но сам ее Сын- Господь Иисус Христос одет в золотистый саван, свет савана и цвет не случайны, ибо это свет и цвет Воскресения, которым просияет каждый верующий, глубоко религиозная идея передана Феофаном Греком, что человек рождается после смерти для новой жизни, вечной в Боге и с Богом. именно поэтому душа Богоматери изображена в виде младенческой, вновь «рожденной» … Параллель с изображением Богоматери видится сразу- как Богородица «дала » Богомладенцу свою плоть, для Его Боговоплощения, так и теперь Господь Иисус Христос сын Ее и Сын Божий принимает ее душу в райские обители. Фронтальная фигура Иисуса Христа в полный рост, перед смертным одром Богородицы, — лик его, смотрящий на предстоящих иконе, выражает глубокую скорбь, серьезность и как ни странно, обращен фактически к первой стороне иконы, он тоже как бы отвлеченный, над нимбом

2013-10-09T20:54:39+00:00 Октябрь 9th, 2013|Categories: Статьи|Tags: , |Нет комментариев

Оставить комментарий