Духовный опыт и очистительный смысл страдания.

Главная/Статьи/Духовный опыт и очистительный смысл страдания.

духовный опыт и очистительный смысл страдания.
Человек, становящийся на путь прохождения религиозного опыта борется с самим собой, преодолевая терзающие его сомнения, чувства и страсти, конечно, здесь помогает сила духа и сила воли. Но нередко именно через страдания человек приходит к Богу., «кто хочет Христа принять в сердце свое, тому надо очистить себя истинным покаянием:от закона Божия познать свои грехи и очистить их покаянием, жалением и сокрушением сердца, а наиболее просить очищения их от Бога…Он на смиренных призирает и подает им благодать Свою.» (Тихон Задонский). Есть физические и есть духовные страдания, а кто не испытывает физических страданий очевидно испытывает духовные и душевные страдания. Каждый по-своему страдает, нет не страдающего человека в этом мире, уже потому, что сам мир обречен на страдания, хотя и не вечные. Именно эта мысль была основой религиозных исканий почвенничества. Федора Михайловича Достоевского, все страдания происходят- глубоко верил великий писатель- от того, что человек потерял свою родную почву , свои истоки и свою традицию. Уже тогда об этом размышляли. Необходимо укоренение в свою почву, возвращение к истокам, что означало возвращение » к народу» в этом некоторый утопизм мысли почвенников, — страдать за народ, быв душевно и духовно расколотым человеком. Именно страдание несут очистительный смысл, когда перед человеком промелькнет вся его жизнь, тогда он как бы чувствует , что жил то он напрасно, жил именно не страдая, это основа всего религиозного вопрошания Достоевского, который пережил сам эти минуты. Именно отсюда идет воззрение о том, что жить подлинно значит подлинно страдать. Народничество в свое время поняло это иначе, нет и не может быть никаких страданий у всех, все -это отнюдь не «все», а только часть того «народа-спасителя», к которому нужно обратиться, узнать у него некую сокровенную тайну народной жизни и простоты бытия — необходимо совершить «подлинное Хождение в народ» , которое и совершили народники и другие общественные деятели. «Мы им несем свет Евангелия — говорили они впоследствии-, а они нам свою истину жизни». Вот путь которым шли те философы, не зная, что Бог истины и жизнь, а народ которому они служили в скором времени под действием сторонних сил превратит их жизнь в анархию, где нет мысли и философии, но есть можно все, и нет нельзя «ибо мораль удел рабов» — скажут они впоследствии. Неограниченная свобода оказалась подлинным физическим и духовным страданием, полной анархией, которая выплеснула наружу всю потаенную жизнь и все инстинкты и страсти искусственно подогреваемые. Все таки эти искания вокруг и кроме Бога обрекли ту интеллигенцию на трагичность самих впоследствии произошедших события, эта «интеллигенция» допустила приход к власти «хамов» и «варваров» , где святотатство стало уделом их демонических учителей. Николай Бердяев высказал всю правду еще в 1909 году о страдании и правде «интеллигентской» , обвиняя их в неверии и потворстве марксистам, отдаленности от Бога. Когда его арестовывали кажется он понял всю поспешность своих выводов, от революционной идеи он пришел к идеи религиозной, также как и Сергий Булгаков от Маркса к его религиозному типу. Страдать значит убедится воочию в наличности страданий и пережить их, — потом думал Шмелев, полагая, что та его мысль и идея восхищения большевизмом станет одной из главных идей его жизни, тогда еще не было написана его книга о мертвом солнце- книга о тех, кто пережил ужас Гражданской войны и столкновения поколений, братоубийственной войны, о которой мы похоже так много и не узнали… Страдать значит ощущать саму жизнь, значит жить и слово переживать имеет оттенок страдания, поскольку переживая мы волнуемся, печалимся и хотим помочь человеку, мы за него переживаем, значит мы и страдаем за него душевно и духовно.
И.А. Ильин, русский религиозный мыслитель в эмиграции, говорил, что человеку нельзя избежать страданий, но их нужно научиться переживать, чтобы они являлись очистительными в его жизни. В этом по его мнению и заключалось то, что человек ведет неподлинное существование. Отсюда и трагедия жизни, переосмысленная в новом бытии, и новой реальности — реальности все постигающего духа. Лишь за пределами мира нет страданий, поскольку человек сам обрел себя на страдания и если кто говорит, что он не страдает, то он занимается самообманом. Все люди вынуждены страдать душевно, духовно, а кто-то физически, потому, что мир согласно И.А. Ильину повинен в причине этих страданий и их нельзя человеку угасить и умалить, ибо он сам их причина. Тогда получается , что и зло, которое причиняется в мире есть то, что как бы носит оттенок проявленного страдания. Зло и страдание разные понятия, потому, что зло допускается самим ли человеком или в отношении к другим людям человек его допускает руководствуясь своей злой волей, он как бы «свободно» избирает путь зла, считая его правильным для себя. Руководствуясь и умаляясь во зле он тем самым постепенно сам становится проявлением зла, — эта мысль прекрасно была выражена И.А. Ильиным незадолго до окончания ВОВ в статье «О демонизме и сатанизме «, написанной в 1944 году. Фашизм представлял и представляет зло, ибо идеологи его сами служили демонам постепенно уподобляясь им, они не страдали , поскольку зло стало центром их существования. А страдающий , не несет в себе зла, всякое страдание очистительно- всякое зло разрушительно, и только Бог может направить видимое человеку зло на невидимое ему , но угодное Богу добро. Но тогда спрашивают, а те кто страдал безвинно.многие миллионы людей, мучеников Церкви , исповедников страдали почему? неужели Бог не мог отвратить их страдания? Если бы Он это сделал, Он бы вмешался в человеческую жизнь и показал бы, что человек несвободен и всегда находится под пристальным Оком Божьим как под опекой. Но тогда почему Он допустил, чтобы пришли те, кто нанес стольким многим такие страдания? Неужели Он не мог не допустить этого?
Тогда бы страдания многих не были бы угодны Богу, но Бог видя страдания человека, тем самым хочет, чтобы он исправился и встал на путь спасения. Ибо не Бог источник зла, но богопротивник- диавол. И вот он то допустил страдания стольких многих? Да и он тоже.
Отсюда всякий страдающий страдает не безвинно, поскольку есть «моя вина», как глубоко верил И.А. Ильин, и есть «мировая вина». А что мне до мировой вины? Да только то, что, человек не сам по себе страдает, а вовлекает и других в свои страдания, также как он сам духовно возрастает и может вовлекать других в его духовное возрастание. Именно глубокая убежденность связи всего в мире приводит мыслителя к тому, что каждый человек как бы вписан в мировую цепь бытия.

2016-01-06T23:44:47+00:00 Октябрь 9th, 2013|Categories: Статьи|Tags: , , |Нет комментариев

Оставить комментарий