Философия общего дела Николая Федоровича Федорова.

Главная/Статьи/Философия общего дела Николая Федоровича Федорова.

Философия «общего дела» Николая Федоровича Федорова.
Этот «чудак» как его в шутку называли близкие люди и редкие друзья *поскольку и тех и других у него было практически мало жил по аскетически, он был увлечен своей философией, которую так недавно разработал по тогдашнему времени и к тому же просто «заразился» вегетарианством… Вообще все живое для него, это как бы «материал» для дальнейшего его преобразования и обновления, поэтому ему не понятно было, как люди могут жевать и кушать никому ничего не сделавших птичек , кур и так далее… Ловя себя на мысли, что вегетарианство может быть понято не только как протест против всеядности, но прежде всего в смысле ВОЗДЕРЖАНИЯ Николай Федорович Федоров мыслил глобально. Но отойдя на минутку от его странной жизни и способах поведения обратимся к его философии, получившей название «философией общего дела». Нужно сказать, что современные исследователи его не жалуют, считают его и по сей день чудаком и странноватым философом, а между тем его философия , которую почему-то причислили к предфилософии космизма далека от философии космизма как таковой. Почему так получилось? Конечно бросается в глаза его концепция о чудо-машине, которая бы воскрешала мертвых людей. НО если делать акцент на этих подробностях и не вдаваться вглубь его религиозной мысли значит по -просту поставит «крест » на этом философе, что и сделали в свое время марксистские философы привесив ему ярлык полусумасшедшего мыслителя… Но останавливаясь на этом «главном», что все и всегда выделяли осмыслим это с другой точки зрения. Философия «общего дела» есть предсоловьевская философия, для нас это крайне важно, поскольку речь идет не от фантазии и вымыслах , а ни мало не много религиозной метафизике Николая Федоровича Федорова. В его вопрошании стоят христианские по-своей сущности вопросы: как сделать так, чтобы общество превратилось в общество «всеобщего благоденствия»? при этом соединив и земное несовершенное в его глазах общество, иначе бы он не стал думать о какой-то грандиозной чудо-машине по «воскрешению отцов «и с другой стороны соединения этого общества или реального мира с миром горним… Несмотря на не четкое отношение к идеи Бога, философия Николая Федоровича Федорова может быть понята как религиозный антропоцентризм с одной стороны и как религиозная метафизика с другой стороны. Антропоцентризм заключался в том, что он в сущности уделяет большое внимание человеку, прогрессу и технологическому преуспеянию. Именно в этом ракурсе уже заграницей Николай Онуфриевич Лосский в своей статье , опубликованной в журнале «Путь» говорит о возможности единства технологического прогресса с христианскими ценностями. НО, в тоже время Федоров был мифологистом, у него как было ранее сказано центральным является миф о человеке как всемогущим и всезнающем и всесовершенным, именно поэтому данная концепция сближается с индуистской философией и принципом служения брахманам как богам. Идея Бога в философии «общего дела» подменяется идеей все могущего человека, НО было бы совсем просто понимать Федорова и его философию как человекобожескую философию. Он был глубокий мыслитель, несмотря на внешнюю фантастичность его философской системы, которую впрочем он так и не создал. Еще одним существенным моментом является»воскрешение отцов», кто как не Бог может воскрешать и воскресить? Это он прекрасно знает, но тем не менее, отдает величайшее дело Божие человеку, потому, что для него человек эта высшая степень праведности только тогда, когда он будет делать все сообща, вместе и едино , ибо Бог един несмотря на Троичность Его Лиц, и люди для Федорова едины, когда их импульс направлен на «общее дело». Марксизм видит в этой философию калику на свою философию, нам же кажется, что идея общего делания есть идея совершенствования общества на основе христианских ценностей, веря в прогресс и технологию Николай Федорович Федоров отдает предпочтение не Богу, а чудо-машине, которая воскресила бы «отцов» для помощи будущему. Исторически его философская концепция также может быть понята, как проблематика противостояния «отцов и детей» , решаемая в пользу учения и обучения на основе прошлого опыта и прошлых эпох «детей отцами». «Отца» должны «помочь детям» в установлении общественного «долга» и решении его как цели совершенствования на основе христианских ценностей. Но в тоже время «долг детей» состоит в том, чтобы отдать его отцам, помочь воскресить их как «воскресить память прошедших веков и поколений», Если мы будет понимать буквально воскресение отцов, мы не поймем всей сложности и многогранности философии Федорова, его уникальности для религиозной мысли… Значит, совершив рефлексию, мы лучше поймем менталитет и «думу» прошедших веков и как бы «спросим их» о том, как созидать человеку. Отсюда в основе христианской религиозной философии Николая Федоровича Федоров лежит христианский социализм. Поскольку не каждый по отдельности руководит «машиной» по воскрешению отцов, а все вместе , -социум, общество, воспитанное на христианских ценностях *трудно назвать Федорова православным философом , в действительно здесь необходимо согласиться со всеми исследователями его творчества- он таким не был. Но неужели общество благоденствия достигается именно «машиной» и ее управлением, технологией. Предчувствуя технологический прогресс Федоров,тем не менее не был таким, как его представили. Очевидно его религиозная философия намного глубже, чем поверхностные доводы о нем самом и его мысли… Здесь опять же внедрена идея социального и равного труда всех, в отличии от поздних философов , считавших «идею неравенства» идеей самобытности и уникальности «каждого в своем даре» Николай Федорович Федоров видит в «идеи равного социума» основу и технологического «создание чудо-машины» (то есть опять же аллегория в его концепции с тем, что человечество достигнет небывалых технологический и научных высот, что мы сейчас и видим), духовного- воскрешение отцов , как своеобразно понятая идея обоживания человека Федоровым и возвращении ему, в следствии совершенствования и приближения к Совершенству- Богу «сверхчеловеческих способностей» «воскрешение» и так далее., и социального. Итак, философия «общего дела» вовсе не отталкивается от того, что приписали Федорову — от идеи «технологий и чудо-машины», она отталкивается от непосредственной основы такой возможности и цели- как единства людей, при чем социального единства. Вот почему Федоров считается одним из предсоловьевских мыслителей.

2013-10-09T20:55:30+00:00 Октябрь 9th, 2013|Categories: Статьи|Tags: , , |Нет комментариев

Оставить комментарий