Формирование культа в древних обществах с позиции истоков народной культуры.

Главная/Статьи/Формирование культа в древних обществах с позиции истоков народной культуры.

Формирование культа в древних обществах с позиции истоков народной культуры.
…Быт древних людей отличался сакрализацией не только внешнего пространства своего, но и внутреннего пространства. Все было подчинено служению культу, при этом никогда культ не был подчинен быту. Наоборот, быт возрастал, племена стремились к цивилизованному единству, исходя из внутренней необходимости. Все же несмотря на исторически, складывавшиеся факторы разрозненности народов, поклонения подчас единой общности, но еще не единого народа разным божествам, быт подстраивался, можно так охарактеризовать, под «нужды» культа. Сакрализация выступала главным фактором и психологии древнего человека, которая формировалась от примитивных представлений, до сложных мифологических и уже в зрелые годы человечества- религиозных систем. Лишь , заранее упомянем, с вырождением религиозных представлений, «старых», замене их «новыми» представлениями, происходит обратный процесс в жизни и деятельности человека, подчиненной , при чем СВОБОДНО еще издревле, необходимости культового поклонения «божеству», как таковому; связанный с диффузионными процессами (проникновения) быта, обмирщения в религиозную сферу, что свидетельствовало во все времена о вырождении самого религиозного опыта веры.
Так на смену, одухотворенным представлениям о природе, окружающей действительности, которые как пережитки вошли на многие века в народную культуру различных местностей, губерний и прочее просуществовали так или иначе вплоть до конца века XX в народной памяти; приходят сложные, перемешивающие эту культуру с религией, суеверием, и язычеством , материальною сферою синкретические элементы, входящие в народную культуру, или в культуру, «заимствованную» у других народов- пример Фэншуй.
Однако менталитет древнего человека был далек от материальной сферы, именно на уровне подсознания, (которое мы выделили одним из основных проводников и истоков зарождения вообще у древних и у человечества собственно таковой культуры), стремящегося к тому, чтобы «везде видеть высшую силу, везде видеть «богов». Все это, так или иначе, свидетельствовало не о каком-то «психозе», о котором писал Зигумнд Фрейд, не о вытеснении в сферу бессознательных актов религиозных представлений, о которых говорил Людвиг Фейербах, — как их гипостазировании в сознании личности, а именно о стойком подсознательном акте, некогда единого стремления к …и даже бытия монотеистической религии. Религиозная сфера не терпела, приземистых и подчас наивных объяснений, в формирований религии и ее основ, она на протяжении всего своего бытия, испокон веку, опровергала самой собой такие доводы, теории, гипотезы. Что заставляло человека думать о высшем? Что он понимал под высшим, и откуда у него появилась эта потребность, ни фрейдизм, ни позднейшие доводы разных ученых внятно не отвечали на этот вопрос, — заменяя ОТВЕТ тирадою собственных рассуждений, толкований, гипотез опять же, логически выверенных выводов, -вообщем всем тем, что называлось деятельностью рассудка, разума, не внимая своему сердцу. Почему и когда человек осознал, основополагающее значение культа в его жизни, почему и для чего, все начиная от примитивной культуры, заканчивая грандиозными строениями древности, превышающей возможности современной архитектуры, с эстетической и практической позиций, — было подчиненно сложной религиозной, символико-аллегорической системе. Потому, что- отвечают, необходимо было оправдать существование человека на земле. вот и де зародились верования, культ тех или иных вер, религии потом и прочее.- все это настолько тривиально показано, что не отвечает на главный вопрос: а вообще для чего человеку понадобилось ОПРАВДЫВАТЬ собственное существование??? Ну живет и пусть живет, ан нет необходимо было же веками создавать и копить в копилку человечества мифы, легенды, рассказы, повествования определенного характера, так и культура оправдывается бытием религии, так как все знают и происходит от КУЛЬТА (См. мою статью : Взаимосвязь религии и культуры)
Что же такое культ? И как связаны в истоках формирования народной культуры, такие понятие известные любому религиоведу и человеку как: ритуал, обряд, быт. Попытаюсь ответить на поставленный вопрос.
Есть множество понятий культа, и в задачу данной статьи, не входит их перечислять, либо давать одно из определений. Для нас важнее рассмотреть культ именно как первопричину деятельного поклонения «божеству». В предыдущей статье говорилось о культе немного в быте древних обществ, теперь же поговорим с вами о составляющих культа- ритуале и обряде.
Ритуал, составляющая всякого как религиозного, так и религиозно-этического культа (к которым мы традиционно относим ритуалы синтоизма, древние практики совершенствования, так скажем, хотя и нельзя назвать их ритуалом, однако они имеют именно собой происхождение от него; например «всем известный ритуал чайной церемонии», ( да, нужно особенно заметить, что ритуал частично в наши дни, а в древности, например в Древней Китае совпадал с церемониалом, церемония какой-бы смысл она не носила, изначально связана был со своей сакрализацией, церемония -священная и церемониал должен всячески подчеркивать эту священность, но об этом в дальнейших статьях, посвященных формированию , зарождению, развитию народной культуры как в древности, так и в современности).
Ритуал особое действо или деяние, — акт в философском смысле, направленный на выражение в нем, того или иного центрального, важного в составной части культа значения. — значения через действо. Нет действа без значения, и нет значения без действа или деяния. Так, древнейшие ритуалы, были связаны с религиозными мистериями- мистерии, слово греческого, если быть точным древнегреческое, означающее «тайное действо», в буквальном смысле- myst — «тайный», тогда как mysterios -«тайный акт, тайное деяние»… Ритуал подвержен был мистериями, особенно как мы это наблюдаем в мифологии и истории Древней Греции и Древнего Рима, во всяком случае это те «немые свидетели», исторы — которые донесли до нас все-таки смысл ритуала, как мистерии. Но мистерия есть вместе с тем одна из форм ритуала, то есть то, через что ритуал выражается или выражался когда-то в древности, в той или иной цивилизации, в том или ином КУЛЬТЕ, в том или ином (гораздо шире!) веровании. История сохранило множество мистерий- от мистерий Балу, до мистерий Серапису, мистерий Пану и многим «другим» языческим «божествам». В любом случае, мистерия может быть лишь как форма ритуала, что и говорилось раньше, но по известным рамкам, входящим отдельным актам, превышать сам ритуал, или скорее приводить к тому, что границы ритуала сами расширяются в мистерии. От космогонических мифов, аллегорий, астрономических соответствий с созвездиями, или сложной символико-аллегорической интерпретацией мистерий (Новый год скажем шумеры встречали летом, новый год, это год брака «царицы» или «богини» Балу с верховным божеством Ану, ознаменовывал собой конец старого космологического цикла и рождение или наступление нового космологического цикла, эпохи; Темен-ан-ки , также символизировала тройственную космологическую схему мироздания, мир подземный, мир надземный (человеческий) и мир недоступный человеку- мир «неба», — жилище верховного божества Ану. но такие мистерии были очень сложными в интерпретации язычников, в интерпретации древних и связывали с собой некие дошедшие до них от еще большей глубокой древности подсознательно архетипы религиозного «сознания», хотя и в значительной мере искаженные, но приводящие в восторг исследователя и религиоведа , своей сложностью, символико-аллегорической структурой и единством порой самых разных сфер «знаний» вплоть до указанной астрономической сферы, не таковыми были известные нам мистерии финикийцев, сопровождавшиеся кровавыми жертвоприношениями, сравните у кельтом, прагерманских племен в особенности- поклонение Кену-Круаху, которому жертвы приносились огромному идолу с распростертыми руками, стоявшему на самом высоком месте; или мистерии Дионису в Древней Греции, божеству, которому пели и играли и упивались, вступали в оргии — последние увы, но мы эту тему, ввиду ее не интересности, и понятно запретности упустим, тоже только укажем имели у язычников символический и аллегорический смыслы…. )
Поэтому элевсинские мистерии, о которых еще писал Плиний Младший и гораздо ранее его, или иные другие были лишь формою обозначенного культа- например у орфиков, известный миф об Орфее и Эвридике , миф очень похожий о Лете, и многие другие… У орфиков, конечно это означало, добровольный конец с жизнью, ради того, чтобы попасть в царство мрачного Аида. да и смысл был тот, что и этот и злополучный мир Аида не так уж кардинально отличаются. В любом случае, важно, что даже в самой изуверской, прости Господи, мистерии всегда у язычников, древних был смысл, свой, подчас не находивший такого изуверского же содержания. Почему говорится о мистериях и как и каким образом они связаны с зарождением народной культуры, а они связаны с этим, — потому, что многое обозначало и означало действительную жизнь древнего общества, было ли оно восточным, или западным не важно, центральным оставалось, то, что мистерии были своего рода сакрализованной проекцией на действительный мир, — на мир , в котором боги являлись людьми, а люди являлись богами и эту главную мысль вообще всего изучения мифологии как таковой мы находим на всем протяжении истории древнейших цивилизаций, конечно все дороги ведут отнюдь не в Рим, …. а на Восток. — там, и есть колыбель человечества.
Мистерия мифологичная, это ее одно из главных свойств, повторить в действительности то, что иносказательно, аллегорически или символически «говорил» миф. Мистерии были связаны с природой, ее поклонением….

2013-10-10T18:48:20+00:00 Август 23rd, 2012|Categories: Статьи|Tags: , |Нет комментариев

Оставить комментарий