Идейные истоки материализма: анархизм Бакунина, народничество Лаврова и Ткачева.

Главная/Статьи/Идейные истоки материализма: анархизм Бакунина, народничество Лаврова и Ткачева.

Идейные истоки материализма: анархизм Бакунина, народничество Лаврова и Ткачева.
Михаил Александрович Бакунин (1814-1876 гг.) — происходил из семьи дворян. В первой половине 19 столетия закончил успешно артиллерийскую школу, после окончания которой служил офицером в армии. В 1835 году ушел в отставку. С самой своей юности господин Бакунин увлекался философией немецких классиков, среди которых особенно привлекали его пытливый ум Г.В.Ф. Гегель, И.Г. Фихте, а также философия природы Шеллинга, естественно- Кант Иммануил. Философия в России нужно сказать в начале 19 века, века несбыточных надежд и ожиданий, как его прозвал один из современников, не была настолько распространена, как в Европе. После событий 1825 года, даже славянофильство, в некотором роде, испытывало свои притеснения , пришедший на смену Александру I — Николай I, новый русский император установил небывалую цензуру, но тем не менее, то там, то здесь общество довольствовалось, проникавшими из Европы книгами, которые может быть невзначай привезли богатые франты, ухажеры милых дам и их кавалеры. Это были Берлин, Франция в целом и конечно Париж, немецких классиков читали, изучали дивились их мудрости с одной стороны и разуму с другой. О них спорили, выдвигали на первый план Канта или Гегеля, не кто был лучше или хуже, их сравнивали по другим критериями: но, кто был именно из них близок к истине. М.А. Бакунин, посещавший кружок западника Станкевича, во многом был не ординарной личностью, ему было не приятно, как это было подчас ,приятно господину Аксакову, смотреть на быт крестьян, происходящий из семьи дворян, он тем не менее, по началу положительно относился к крепостному праву. Но в основу его социальной философии было положено стремление к тому, чтобы крестьяне таки освободились от «ярма помещиков» , которое на них возложили. Тем не менее, мы не можем говорить о всей мысли Бакунина , поскольку нам важно выявить основной критерий перехода от религиозной мысли этого публициста и писателя к почти атеистическим взглядам.
Итак, в основе философии первого периода, условно назовем его РЕЛИГИОЗНЫМ периодом творчества господина Бакунина, лежит понимание действительности, как божественной жизни, при чем жизни людей в Божией любви и с Богом, все едины перед Богом, поэтому он отбрасывает в сторону, какую бы то не было абстракцию, нет ничего абстрактного, но есть у всех все общее- это общее, постоянно, изливаемая любовь Божия к людям, имеющим любовь к Богу. Всеобщее должно стать жизнью личности, это вопрос жизни как собственных, личностных переживаний человека и всех. Бог- вершина всего в мире, Он Абсолют, который непознаваемый человеком, но в тоже время, по изливаемой им любви, дарам Святого Духа, человек может совершенствоваться на пути познания Божия. Эта действительность проникнута Божественными лучами, в сущности, человек- тогда человек, когда он есть любовь ко всем к Богу в первую очередь. Господин Бакунин всерьез истолковывает принцип гегелевской философской мысли: «все разумное действительно, и все действительное разумно», на основах консерватизма.
Во второй половине 19 столетия М.А. Бакунин переживает переворот и, прежде всего, связанный с переоценкой ценностей,- в 1840 году он посещает Берлин, там под влиянием «левых гегельянцев» и как повествует профессор Лосский, под влиянием Арнольда Руге, всерьез увлекается их взглядами. Бакунин публикует статью под руководством и влиянием Руге «Реакция в Германии» , в которой в духе «левых» гегельянцев высказывает мысль о том, что абсолютный дух у Гегеля в сущности отрицается, и порождает мир, что отрицание является важным моментом у Гегеля, кроме этого, отрицание есть главное условие всего положительного. От консервативных взглядов с такой философией господин Бакунин переходит или вернее перекладывает гегелевский принцип и закон отрицания отрицания на социальную философию и, как результат — окружающую действительность. Новое не может возникнуть, следует Гегелю господин Бакунин, если не отрицает, для него- «разрушает» старое, при этом, в принципе М.А. Бакунин понимал абсолютный дух, как дух природный , в этом смысле его философия этого периода очень близка к учению Фридриха Ницше , о дионисийском начале в человеке, как природном, неустанно разрушающем начале, в этой интерпретации, господин Бакунин видит «деятельность » абсолютного духа, как духа вечно противоборствующей и разрушающей старое (сравните миф с Осирисом в древнеегипетской мифологии) ради явления и утверждения нового. Страсть к разрушению у Бакунина становится «страстью, рождающейся из творческого акта.» Естественно, что возвращаясь назад, он сразу же попал под подозрение, многократно выступал со своими лозунгами, был в тюрьме , где провел значительную часть своей жизни и в тоже время, не переставал писать. Был каторжником в Сибири, не известно как, но отсюда ему удается бежать , в Англию, здесь после Отмены крепостного права в России в 1861 году, он перебирается в Италию, затем Швейцарию. Воззвания его несмотря на бдительность охранки, во многом доходили до Российской Империи, здесь в Цюрихе он издает свой собственный журнал «Народное дело», в ряде статей которого высказывается об освобождении личности, только на основании атеизма и материализма. Казалось бы эта идея, уже вовсю летала по Европе, однако, господин Бакунин, как и Герцен были лишь предтечами материлизма (мы говорили в предыдущей статье, что господин Герцен («Былое и думы») в своей статье «Московский идеализм и панславизм», изданной зарубежом, крайне отрицательно относился к идее революционной, которая стала основою для революционеров, он полагал что «крестьянство буквально должно дорасти до этой идеи», как и позже намного «меньшевик» Г. В. Плеханов (тоже ,нашедший пристанище в Цюрихе) , отрицал не только в практическом, но и философском плане «революцию в отдельно взятой стране,» как полагал товарищ Ленин.-«большевик», именно из-за этого в среде членов РСДРП намечается раскол , отсюда все последователи Плеханова стали именоваться «меньшевиками»). Профессор Лосский Николай Онуфриевич, в своей фундаментальной книге «История русской философии,» так излагает взгляды господина Бакунина, высказанные в одной из статей: «… социальное и экономическое освобождение достигается через отмену наследственной собственности, передачу земли общинам тружеников, а фабрик и капиталов ассоциациям рабочих, через ликвидацию брака и семьи и организации общественного воспитания детей»…
Следующей книгой был фактически «манифест», ставший основой и в годы революции, для последователей анархизма Бакунина книга , изданная в Германии на немецком языке «Федерализм, социализм и антитеологизм» — здесь отрицается принцип вообще, какого бы то не было правления , и приветствуется помощь людей друг другу. Не случайно ,впрочем работы в кавычках, Томаса Мора , Кампанеллы Томазо, «ходили из рук в руки» и среди высшего общества тех лет, естественно, что основой в них как и в утопической мысли и антирелигиозной, господина Бакунина, было «народоправие», к сожалению именно такой взгляд выразился в первом и пожалуй двойственном истоке материализма и социализма — в ненужности никакого правления, когда народ и сам собой может править. Нам важно показать несостоятельность вопиющую, бросающуюся в глаза «несправедливость» и однобокость философии Бакунина. Ведь именно как становится известным, анархистов в свое время поддержали большевики в борьбе с «церковниками» как они презрительно называли иерархов РПЦ, это говорит о том, что и те и другие чувствовали, если не единую социальную основу их выступлений, то во всяком случае идейную основу, фундаментальные взгляды которых были схожи; и те и другие отталкивались от гегельянства , при чем в его левой радикальной форме. В этом смысле необходимо сказать, что господин Бакунин не только не верно понял закон отрицания отрицания Гегеля, но и и неверно истолковал его, свобода все-таки не зиждиться на вседозволенности (* здесь нетрудно найти разрушающее начало, которое «проповедовал «Руге), а общество в социальном отношении, не может быть свободно от закона, наоборот закон ограничивает вседозволенность и делает общество цивилизованным, Бакунин- идеолог варварского общества, не случайно перепетии дальнейших судеб Империи, были во многом связаны, отнюдь не с фигурами Чернышевского, Белинского, которые были кабинетными «писателями» и мыслителями, а с теми, кто воочию пропагандировал идеи левого гегельянства, радикализма, революционизма не столько в Европе, которая была тогда, скорее «кухней» по приготовлению «жаркого» для, как раз Российской Империи, это были в сущности Герцен, Бакунин, ранее кружок петрашевцев, и еще Лавров и Ткачев. Именно основою разрушения старого порядка стала затем выстраиваться стройно идейная программа большевизма , но ее подготавливали не только в Европе, из Европы было много «делегатов » и у нас. Об одном , вернее о двух из них и стоит рассказать
В сущности идеологом народничества был Ткачев, нет не в том смысле, что он провозгласил идею близости к народу, которую провозглашали задолго до него славянофилы , западники, Удивляетесь? Конечно близости » к западному народу» . но в значении его как «практика» революционизма, не уговоры Лаврова, ни философия де Роберти , ни отчаянные призывы до хрипоты ранее Виссариона Белинского к преобразованию действительности, ни опусы Чернышевского, заложившие правда пседорелигиозную мысль материализма, ни Герцен, который был далече, но его «Колокол» каждый раз бил как-будто в набат, так, что звуки его были слышны везде во всей Империи (чего кстати и добивались его (Герцена) западные «вожди»). , но именно Ткачеву поверили эти еще недавние студенты, взявшиеся за страшный метод борьбы со старым. Ткачев был гениален, но его гениальность ограничивалась гениальностью не человека, а беса во плоти. Что же привлекало еще вчерашнюю молодежь, в философии и воззваниях Ткачева?
Здесь нужно начать, как бы издалека, чтобы попытаться уловить и понять психологию народников и иже с ними. Петр Лаврович Лавров , (1823-1900 гг.) профессор математики в Артиллерийской академии. В 1866 году был сослан в Вологодскую область за революционную деятельность и взгляды, Тоже, как и господин Бакунин, бежал из ссылки и поселился в Париже. Его взгляды сформировались под влиянием утилитаризма Джона Стюарта Милля, английского позитивизма Герберта Спенсера, французского позитивизма Огюста Конта, и философии Людвига Фейербаха. Каждая личность, согласно Лаврову, уникальна, но в тоже время человеку свойственно удовольствие.Только воплощенное в рассматривании предметов старины, картин, художественных образов, архитектуре и так далее, то есть воплощенное в творческом акте, достойно созерцания человека и получения им удовольствия. Удовольствие, следовательно подлинно всегда только в рамках культуры, вне культуры или без культуры не может быть никакого удовольствия, поскольку такое «удовольствие вредит человеку и умаляет его личность. Петр Лаврович Лавров, был одним из основателей известного исторического события, вернее его инициатором- «Хождения в народ». Близость к народу должна была сопровождаться не тем, чтобы выкрикивать и акцентировать внимание на насущных проблемах народа в 19 веке, а на том, что ближе всего простому крестьянину его вера- была его самобытно-православной культурой. «Хождение в народ» фактически сопровождалось Крестным ходом, несли хоругви, иконы и Евангелия Святое Благовестие — народу, ибо черпали от него подлинную высоко-нравственную силу , силу веры, сохраненной крестьянством. Это важно для нас, поскольку изначально народничество, как и анархизм впоследствии, так прозванный Бакуниным, имеет именно истоки верования, религиозные истоки , ибо к народу обращались как к «божеству:» «дайте нам то, что мы так ищем, а мы вам дадим социальную свободу». Фактически народничество умеренное- было выражено в идеях социальных Петра Лавровича Лаврова, для которого прогресс в народе и обществе, означал развитие и критический анализ мысли каждой личности, а также рост социальной солидарности. Лаврова к сожалению не правильно поняли, хотя во многом то, что он мыслил и думал, иначе никак не могло было быть понято. Для Лаврова, установление социальной солидарности возможно путем установления же социальной справедливости, путем социалистических революций. Он полагал, в отличии от Герцена, что именно «народ совершит революцию», причем снизу , нам важно знать, что его воззрения тоже лягут в идейные истоки материализма и марксизма у нас в России.
Этот утопизм, тогда казался чем-то несбыточным, хотя многие видели как осуществляется «реальность» утопии. Для Ткачева , кстати , основой была не сентиментальная «дума» Лаврова, который на словах верил, чаял надежды, при чем его вера, как и Ткачева исходила, как считает господин Н.А. Бердяев из религиозной веры в торжество социальной справедливости, социального равенства и в точности социализма.

2013-10-09T20:54:40+00:00 Октябрь 9th, 2013|Categories: Статьи|Tags: , |Нет комментариев

Оставить комментарий