III. Понятие искупления в католическом богословии. Предреформация.

Главная/Статьи/III. Понятие искупления в католическом богословии. Предреформация.

III. Понятие искупления в католическом богословии. Предреформация.
В 13 веке, с формированием определенного положения в истории Вселенской Церкви католицизма, переживавшего времена упадка не только нравов, но и упадка жизни человека, происходит два важнейших события, так или иначе связанных с нашей темой. Первым таким событиям, как уже упоминалось в предыдущей статье, было зарождение, распространение и развитие социального протеста, под видом религиозных движений 13 столетия (данная точка зрения сообразуется со многими поздними мнениями и позициями в этой проблематике протестантских богословов). Это был своего рода «бунташный век», который коснулся России в ее историческом пути лишь в 17 столетии, тогда как на Западе социальное недовольство зрело достаточно долго и вылилось в духовный протест, против гетерономии духовной сферы Рим-Католической Церковью, на деле, оказавшийся хорошо подготовленным движением, некоторых узурпаторов папской власти, в их числе уже упомянутого нами Раймонда Тулузского, впрочем не только отголоски, но и некоторое проявление «хамства» со стороны хранителей светских ключей, баронов и королей, прежде всего, воплотится и в знаменито Авиньонском пленении пап, (вторая половина 14 века, вплоть до 1385-1389 годов, когда последний римский понтифик покинет Авиньон).
Вторым событием, о котором также, лишь упомянули в предыдущей статье, было чаяние конца света. И здесь фантазия была безгранична, в начале 15 столетия дал о себе знать авантюрист, еретик Иоахим Флорский, который проповедовал, конец царства Сына и «начала царства Духа». Но данная параллель прослеживается еще с эпохи винзантийских тринитарных споров, в особенности в троическом богословии Феодора, епископа Мопсуестийского, где Божественное Триединство — Троичность Лиц Пресвятой Троицы, Феодор ошибочно понимал, как смену ликов или «масок», унаследовавший некоторые черты своего, признанного отцами Церкви, еретического учения (V век после Р.Х.), от Савеллия и савеллианства (II век, подробно см. профессор Спасский. История догматический движений. (формирование Тринитарного богословия)). Эти два события были тесно между собой взаимосвязаны: во-первых тем, что узурпаторы действовали поддерживая всевозможные ереси и даже секты, в своих чисто политических интересах, во-вторых, их не интересовала религиозная сторона социальных движений, важно было только одно- если не отнять, то дискредитировать власть римского папа в глазах простого народа, но объективности ради исторической, в истории Западной Церкви, практически каждый папа давал такой повод. Потому, к малым диссидентским движениям, ересям и сектам, постепенно стали примешиваться совершенно чуждые религиозных мотивов учения, если не прямо еще, то косвенно лидеры которых призывали к неповиновению папской власти и обвиняли его во всех грехах. Таким было и известное многим со школы движение гуситов, или мы их в полной мере можем назвать «чешскими протестантами», до протестантов,
Профессор Чешского Университета Ян Гус, от естественной теологии, пришел к практическим видам, необходимой доступности перевода Библии, на язык отдельных европейских народов, в данном случае на чешский, также как и Мартин Лютер через почти сто лет, переведет Библию на немецкий язык, и появятся переводы Священного Писания на испанский и итальянский языки, (Полиглота Компьютенская)
Действительно, каждый народ хотел иметь перевод Священного Писания именно на свой язык.
Поддержавшие Яна Гуса многочисленные последователи в Чехии, вызвали давно уже «идущую» реакцию со стороны Церкви в виде Судов Инквизиции, большинство из них не захотевших отказаться от своего лжеучения (гуситы полагали, что только они являются носителями истины, что каждый приходит к Богу, вне зависимости от Церкви и диктата папы,- своим путем, также как и катары они считали себя «совершенными») было подвергнуто аутодафе- сожжению на костре. Яна Гуса постигла та же участь. Нужно отметить тот факт, что католицизм изначально не оставлял никакого шанса на искупление, тем, кто попадался в поле зрения инквизиторам, уже повторный раз или даже много раз. Хотя папские посланцы в тех или иных землях, проповедовали покаяние перед Церковью, и давали определенное время еретикам и отвергающим догматы католицизма осознать всю пагубность своего противодействия Церкви и покаяться в содеянном. По прошествии определенного срока, это в зависимости от тяжести духовного преступления, от 20 до 30 дней, уже посылались папой в земли, а были и целые селения еретиков и сектантов, вооруженные люди, которые силою приводили их на Суды Инквизиции, не редко, если число отступивших было мало их выставляли на посмешище перед верующими католиками, женщин бичевали и раздевали и провозили в таком виде по городу, каждый обычно либо плевал, либо бросал тухлые овощи, если ее провозили через торговые ряды, а многие и сами били.
Конечно, такое изуверство, хотя во многом поначалу, оно было сознательное и правильное, привело не к подавлению мятежного духа внутри не согласных с Церковью и диктатом папы, не привело к обоюдному согласию с Церковью, заключающемуся в покаянии и искуплении еретика перед Церковью, и перед Богом прежде всего, не к осознанию своей греховности и становлении на путь исправления, — опять же через покаяние, но к еще большему ожесточению народа, времена действительно были «темными». В народе же складывались определенные представления и даже чествования героев, — тех, кто пострадал в социальной борьбе против господства Церкви над душами простых верующих (вспомним Жанну д Арк).
Инквизиция была по факту в те темные времена действительно необходимым деянием, необходимой церковно-судебной организацией, однако пролившаяся кровь еретика не стоила многих тысяч человеческих жизней — так рассуждали папы, и на место еретиков, часто приходили все новые и новые «мученики». В контексте рассматриваемой темы понятие об искуплении в католическом богословии, оно в эту эпоху было своеобразным и связано прежде всего с самим церковно-судебным институтом Инквизиции, просуществовавшей, не много не мало- с первой половины 13 века вплоть до 18 столетия в Истории Западной Церкви. Но к 18 столетию, после остывавших протестантских войн, нестроений- орган этот был преобразован в Папскую Священную Канцелярию, в обязанности членов которого входило ведение цензурой священных книг и книг богословских.
Инквизиция в сущности стала «бичом» не только для еретиков и сектантов, ведьм, уже казалось бы в века Возрождения, — во второй половине 15 столетия, когда папе даже пришлось оправдываться (Иннокентий VIII) за введенную его папской буллой «охоту на ведьм», но для многих «инакомыслящих». Инквизитор довольно утрированно понимал суть искупления, — если человек не раскаялся , значит он повинен в своем лжеучении, не важно как будут добыты его показания против самого же себя, ценой ли жестоких пыток, колесования и прочее…, либо ценой лжесвидетельства наушников, которых, как это водится, часто подкупали, и тогда человек сознавался даже в сговоре с дьяволом и то, что продал ему душу (см. блистательное описание Суда Инквизиции у Умбэрто Эко, как действительно было). Но, если и пытки не помогали, тогда в католическом богословии тех лет и в понимании Инквизитора, было довольно СТРАННОЕ представление об искуплении- яко бы искупление настает в момент сожжения еретика, и он освобождается от всех своих грехов сразу же.
Несмотря на такое представление,… и даже уверенность в этом, инквизиция (которая стала потом исторически чуть ли не первым поводом для протестантских полемистов и богословов в обвинении их католических оппонентов во всех тяжких грехах и неправости) привела к росту озлобленности, к нарастанию того социального непонятного никому явления, которое вылилось затем в том числе в событиях Реформации и Контрреформации как «инквизиционными» же методами реакцию и ответ Церкви. Жуть инквизиции все же не была повсеместной. Нужно сразу же, по возможности, отринуть тот факт, какой заключается в неправильной хронологический идентификации действия Судов Инквизиции- яко бы она была только в Средневековье. Между тем, самые страшные суды, приводившие к массовому сожжению людей, были в 17 и даже последние в начале 18 столетия в истории Западной Церкви, — это войны католиков с протестантами, это более поздние движения, реформаторского характера, это деление протестантизма, начавшееся исторически именно после его возникновения, на множество толков, ересей и сект и . т.д….
Самыми жестокими были суды в Испании, где свирепствовал, замучивший лично более 10 000 человек по некоторым источникам- Томазо Тарквемада. Все это, вышеизложенное, а также необходимость перевода Священного Писания на многие языки народов Европы, противодействие католической иерархии, тонувшей часто в богатстве, роскоши и разврате (Александр VI (Бальтазар Косса)), все это привело к событиям Реформации. О которых в контексте понятия искупления в католическом богословии будет рассказано в следующей статье.

2013-10-09T20:54:39+00:00 Октябрь 9th, 2013|Categories: Статьи|Tags: , , , |Нет комментариев

Оставить комментарий