Икона Богоматери Касперовской: происхождение и иконография.

Главная/Статьи/Икона Богоматери Касперовской: происхождение и иконография.

Икона Богоматери Касперовской: происхождение и иконография.
Древнерусская иконопись представляла и представляет собой культурный, религиозный и прежде всего традиционный феномен. Основной функцией древнерусской иконы была именно трансляция или передача православной традиции, догматического содержания вероучения Церкви в Древней Руси, его глубокого смысла, заключающегося в связи мира земного с миром горним через икону, как образ Первообраза. Так, летописное предание XIV века сохранило оборону Новгорода Великого от великого князя Андрея Боголюбского, когда в 1170 году он хотел взять Новгород, икона Богоматери, выставленная на городской стене защитила город, он вошла в историю древнерусской иконописи как Новгородская Оранта, в переводе с греческого «Нерушимая Стена», самое древнее на Руси изображение Оранты находится в Киеве в Софийском Соборе (XI век).
Икона всегда на Руси почиталась как защитница во времена междоусобной брани князей, во времена монгол-татарского нашествия, а Богоматерь издревле в Византии, а затем и в Древней Руси являлась заступницей за всех ныне живущих, Оранта была покровительницей Константинополя, особенно в те исторические эпохи, когда впервые в Византии стала провозглашена симфония Церкви и государства при императоре Юстиниане (VI в.), византийцы молились Богоматери во всех скорбях и напастях, особенно при нашествии врага, так византийские и наши древние литургические источники сохранили предание о славословии, особого рода благодарственном акафисте Богоматери, за, то, что она помогла защитить Константинополь от нашествия «росов», так при императоре Ираклии (VII в.) в византийских источниках именовались тогда еще языческие славянские племена, а византийское песнопение обогатилось одним из выдающихся акафистов Богоматери- «Радуйся, огня угасившая».
Когда славянские конунги Аскольд и Дир совершали набеги вместе со своим войском в пределы Византии, то по преданию Константинопольский патриарх велел пустить по воде икону Богоматери, которая доплыла до переправлявшихся конунгов вместе со своим войском и повергла их в ужас, а по древнейшему византийскому преданию сами Аскольд и Дир настолько были поражены увиденным, настолько их объял ужас, что они приняли в Византии затем православную веру.
Эти и множество других явлений икон Богоматери, на протяжении всей истории не только Древней Руси, но и России,- (а упоминание историческое об иконе Касперовской Богоматери относится именно к XIX столетию), — укрепляло веру православного народа, в заступничество Господа Иисуса Христа, Богоматери и всех сил небесных, в нескончаемый и потому вечный Промысл Божий о каждом человеке на этой земле, в помощи сил небесных и их связи с нашим миром. Вот с этой позиции и необходимо начать повествование об иконе Касперовской Богоматери.
1. Краткая история явления иконы Касперовской Богоматери.
До XIX столетия она переходила от родителей к детям. Однако не сохранилось исторического свидетельства ни об иконописце, ее написавшем, ни о том, когда впервые она упоминается в летописях. Название свое икона получила по фамилии владелицы ее- помещице Касперовой. Икона Касперовской Богоматери стала ее собственностью в 1809 году, перешедшая к ней по наследству. Со временем икона обветшала, краски потускнели на ней, но однажды ночью в феврале 1840 года, когда Пассеровка переживала горе и страдания она молилась перед иконой и заметила, что лики Богородицы и Младенца просветлели — икона обновилась , образ Богоматери и Младенца обновился. Впоследствии от иконы истекало много чудес. Она была признана чудотворной Святейшим Синодом иконой Богоматери. Далее о ней уже ничего практически неизвестно, кроме того, что во время Крымской войны в 1853-1855 гг. она защитила город Одессу от вторжения врагов.
2. Происхождение иконы. Иконография Касперовской Богоматери.
О происхождении иконы нам практически ничего не известно, кроме того, что исследователи относят ее к древней живописи. Написана она на холсте, наклеенном на доску; на полях иконы изображены с одной стороны св. Иоанн Предтеча, а с другой стороны мученица Татьяна. Богоматерь держит в левой руке Предвечного Богомладенца. Тип иконографии — елеуса — «Умиление». Богоматерь обнимает Богомладенца, щека Ее прикасается к Его щеке, что свидетельствует о принятии плоти от Богоматери Богомладенцем. Иконография эта интересна тем, что по некоторым чертам, можно приблизительно предположить, что она восходит ко времена ранее XII столетия, это говорит о самой геометрии иконы, линейной перспективе образа, об игре света-тени, о преобладании красного цвета — жертвенности с одной стороны и с другой славе, сравните изображения архангелов в более поздних домонгольских иконах, — серафимов и херувимов, имеющих «огненную» природу. Эта мысль подводит к тому, что иконописец выразил в этой игре света-тени, — радость пришествия Спасителя в мир- красный цвет, и в тоже время предстоящую Ему Жертвенность , Искупление рода человеческого; скорбь Богоматери. Ничто не подчеркивает плотяность лика, нет никаких лишних подробностей и черт, которые мы видим например появляются в византийской иконографии начиная с конца XII-XIII веков, характеризующихся эпохой Македонского возрождения. Геометрия образа очень интересна еще и тем, что лик Богоматери также выходит за пространство иконы, здесь передается смысл и символ связанности мира горнего с миром земным, — предстоящего с Той, кому предстоит человек, молящийся перед иконой. Сюжетная линия иконы прослеживается в том, что Богомладенец берет Богоматерь другой рукою, — показывая, что не просто принимает плоть от нее, но что Его природа иная, это очень сложно увидеть, однако иконописец передает данную с точки зрения догматической, важную особенность, — тем, что берет именно край мафория Богоматери, красный цвет которого гармонирует с красным цветом одеяния Богомладенца, — Божественная природа — вечна, так и обилие красного цвета, даже несколько блеклого, невидимо переходящего в красный цвет мафория Богоматери от Богомладенца говорит с одной стороны о Богоизбранности Девы Марии, что Бог благоволил именно Ей приять в себя Божественную природу, с другой — что и Богомладенец рождается от Духа Свята и Марии Девы.
Одеяния и Богоматери и Богомладенца блеклые, красные, но чепец Богоматери овит тенью, вместо нимба черная полоска — это и тень, но это и явление предстоящей ей в будущем скорби, горести, и переживания за своего Сына. Хотя это не значит, что нимба нет он есть. Другой сложной символической особенностью данной иконографии является взгляд Богоматери и Богомладенца. Если взгляд Богоматери устремлен на смотрящего, предстоящего, — он скорбный, грустный, печальный, то есть выходит за пространство иконы, то она также смотрит и на Богомладенца. В этом литургическое единство земного и вечного, так как молясь человек молитву свою обращает к горнему миру, он молится соборно и литургично, именно в молитве он связывается через образ иконы с Первообразом на ней изображенным. «Бог явися во плоти» — говорит преп. Иоанн Дамаскин , какая радость его сопровождает, «И теперь есть краски,теперь рисуй, изображай Воплотившегося» . Только после Боговоплощения становится возможна икона, изображение священного, так и здесь только во взаимосвязи молитвы предстоящего и мир первообразный — сверхчувственный выходит как бы за ему предлежащее «пространство» , молитва отрешает нас от всего чувственного и земного, преодолевает время и пространство и становится молитвой в бытии, радость Боговоплощения, «передачи законов» от Богомладенца, который в другой руке держит свиток к Богоматери, то есть от Бога к людям, — разделяется не только всеми ангельскими чинами и силами небесными , но и самими людьми. Иерархия образов, символически относит нас к первообразам, иерархия видимого мира к миру сверхъестественному, и Богоматерь принимает свиток из руки Богомладенца, она прижимает Его к себе, тем самым таинственным — мистическим образом, иконописец показывает таинство Рождества Спасителя в мир. Лик Богомладенца устремлен вверх- Он смотрит на Бога Отца, по вечному промыслу Которого, Бог Сын принимает плоть человеческую предвечно.
Символика выходит за вообще привычные глазу нашему подробности, являя уже мистические стороны этой и многих тысяч других древнерусских и византийских икон. Так, Богомладенец — его лик обращен к Богу Отцу, к Богоматери и также на предстоящего, нимб вокруг главы Богомладенца — есть символ благодати, Которую Богомладенец Сын Божий до явления в мир имел у Бога Отца, а красный цвет — его гармония и единство одеяний Богородицы и Богомладенца символизируют тайну сошествия Святого Духа на Деву Марию. Это восхитительно!!!! Троичность образа передается на всех древнерусских и других иконах, это символико-мистическое изображение Пресвятой Троицы, Ее вечного присутствия в бытии. Здесь же передается и глубокая связь с другой сюжетной линией, объединенной в вечности — предстоящий с правой стороны Иоанн Креститель — пророк Божий, пророчествовавший о пришествии Спасителя в мир: «Вот за мной идет Тот, у которого я не достоин развязать сандалий» . И с левой стороны иконы изображена мученица Татьяна , молящаяся Богородицы и принимающая мученический венец. Как Иоанн Предтеча крестит Господа Иисуса Христа в водах Иордана, так и мученица Татьяна вновь «рождается » для вечной жизни принимая мученический венец , то есть удостаиваясь приблизится к страданиям Господа Иисуса Христа и обрести жизнь вечную. Это тоже глубоко символично.
Итак, главной особенностью древнерусской иконописи является отношение и взаимосвязь, единство изображенных образов и предстоящих им- к вечности, к бытию, присутствию в вечности Пресвятой Троице, выражающееся и воплощающееся в языке иконы, на котором объясняются душе верующей и предстоят евангельские события в своем единстве, жития и подвиги святых, раскрывается мистическим образом, сущность основных вероучительных истин Церкви и догматов. Космологический и литургический смысл которых состоит в причастности нашем сверхъестественному миру, заступничеству Господа Иисуса Христа, Бога Отца Вседержителя, Бога Святого Духа, Пресвятой Троицы , Богородицы и всех святых за живущих людей. Она вечна и икона всегда отводит нас туда, где мир представляет единство, есть мир преображенный в бытии. Эти величайшие дары древнерусской иконописи, православной традиции в целом веры, являет нам и шедевр Иконы Касперовской Богоматери.

2013-10-09T20:54:39+00:00 Октябрь 9th, 2013|Categories: Статьи|Tags: , |Нет комментариев

Оставить комментарий