Иконы Древней Руси. История, иконография Устюжского Благовещения.

Главная/Статьи/Иконы Древней Руси. История, иконография Устюжского Благовещения.

Иконы Древней Руси. История, иконография «Устюжского Благовещения».
Образ, называемый «Устюжское Благовещение» один из шедевров русской домонгольской иконописи, является украшением древнерусской коллекции Государственной Третьяковской Галереи. До революции икона стояла в правой части местного ряда иконостаса Успенского собора Московского Кремля.
Центральной темой иконы, является изображение «благой вести», которую сообщил Деве Марии архангел Гавриил, о рождении Сына. В этот момент сбылось предсказание ветхозаветного пророка Исайи: «…Сам Господь даст Вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14). На иконе Устюжского Благовещения изображено таинственное и непостижимое для человека событие зачатия Девой Марией Божественного Младенца. Божественный Младенец находится как бы внутри Богоматери, она же прикасается рукой к Нему, как бы воспринимая силу благодати Божией, дарованную через архангела Гавриила.
Иконография Устюжского Благовещения уходит своими корнями в традиции византийской иконы, ее особенного значения цветовых и световых разрешений в данной иконе. Так первой иконой, являющейся древним образом Благовещения Пресвятой Богородицы, служит икона из собрания Синайского монастыря святой Екатерины, датированной также XII веком. Вне связи с синайским сюжетом, влиянием византийской культуры этого периода на древнерусскую иконографию нельзя рассматривать и образ Устюжского Благовещения. Для этого нам необходимо будет кратко проанализировать историю и основные черты византийской иконы XII столетия.
В этот период в церковной живописи складывается ряд характерных черт, свойственных данной иконографии. Такие памятники церковного зодчества как Дафни в Македонии, Церковь святого Григория в Керубиново, начала преобладания, не только еще сохранявшегося венецианского влияния на церковную живопись, икону, фрески и росписи многих храмов и обителей Православного Востока, но и продолжение формирования исихастской традиции, основание которой тесно связывается еще ранее в 11 веке с Симеоном Новым Богословом, — все это послужило зарождением взаимосвязи, развивающегося византийского богословия, с новыми подходами, основными принципами написания икон.
На синайской иконе архангел Гавриил изображен в золотом одеянии, его движение по направлению к Деве Марии плавно, спина повернута, сам он как бы переполнен внутренней энергией света, обилие волос на голове символизирует о начале формирования определенных внешних свойств и атрибутов, подчеркивающих антропоморфность — принадлежность свойственную человеку, чтобы смотрящий понимал глубинную связь единства сверхчувственного мира и мира человеческого. Так, к примеру , эта тенденция перейдет уже в XIV -XV столетиях влияния Палеологовского последнего «возрождения» византийской иконографии и живописи, — в тенденцию реалистичного изображения страданий, крови и прочего, что будет связано естественно с проникновением католических мотивов в византийскую церковную культуру эпохи Палеологов.
Здесь же на этой синайской иконе архангел как бы парит в воздухе, движения его переданы иконописцем — максимально легкими, он не ступает по земле , тем самым как бы показывая свою иную природу, противоположную человеку, как природу одной лишь энергии, движения передает энергию , одеяние — пульсацию этой энергии, если скажем в Кастель-Сеприо ,в Церкви в Испании, фрески, содержащие сюжет Благовещения передают некий импульс, энергичность, образы так взаимосвязаны с собою, что нельзя отделить Благовещение от поклонения волхов Богомладенцу, — тем самым передается как бы единое евангельское «время», едино связанные события , описанные в Евангелии. То на этой иконе движения легки, нет импульса, есть только легкость и энергия, их сочетание. Рука архангела Гавриила как бы «слегка касается «пространства между им и Девой Марией. Сама она изображается , сидящей на троне, что свидетельствует о ее избранности, за ней изображается дом. Все эти подробности не важны будут русскому иконописцу, сравните к примеру иконографию Ветхозаветной Троице Андрея Рублева, и ту же иконографию, но уже Симона Ушакова, где представлены очертания дом Авраама. Становится в этой иконографии существенным, что изображено схождение «луча» от голубя, как раз помещенного синайским иконописцем над пространством отделяющим архангела Гавриила и Деву Марию, -это аллегория схождения благодати Божией «И Дух Святый осенит тебя»… читаем в Священном Писании. И виден луч, сходящий на Деву Марию, так передается таинственное значение зачатия Богомладенца на этой иконе. Теперь непосредственно обратимся к истории, сюжету, который уже мы рассказали, и судьбе иконы Устюжское Благовещение.
История написания иконы Устюжское Благовещения никому неизвестна, сразу необходимо сказать, что она является чудотворной иконой и предание ее «явления» , которое передает русские летописи, связано с городом Великим Устюгом, откуда происходит ее наименование «Устюжское» Благовещение. В Устюге икона была известна еще ранее того,как ее перевезли в Успенский Собор, вероятно, как полагают искусствоведы и церковные историки, при Иоанне Грозном из Новгородского Юрьева монастыря. Этот монастырь был основан по преданию Ярославом Мудрым еще в 11 веке, во святом крещении названном Юрием. Устюжское предание, связанное с появлением впервые, этого образа в Устюге Великом гласит, что в 1290 году заметив , плывущую тучу к городу, полную огня и раскаленных камней, местный юродивый Прокопий воззвал к Богородице перед этой иконой. По его молитве Богоматерь заступилась за Устюг, и огненный град выпал за городскими стенами. В XIII столетии Устюжское Благовещение уже почиталось как чудотворная икона. Но написание ее очевидно древнее , чем XIII век, во всяком случае в ГТГ она хранится и датируется 20-30-ми годами XII века. Примечательно, что предание связало явление этой иконы Благовещения с юродивым Прокопием, в древнерусской агиографической традиции Прокопий Устюжский являлся заступником города и его покровителем. Известно , что гораздо позже в годы Смутного времени, остатки разбойников , преимущественно из казаков в 1618 году переправились сюда и учинили погромы, и разграбления имуществ, «Повесть о том как казаки з Двины шли», впервые открытая советскими историками в 1960-е годы, описание которой и сама она в кратком изводе, помещается в одном из томов библиотеке Трудов Отдела Древнерусской Литературе (ТОДРЛ), — говорится, что местные жители переоборудовали церковь, освященную во имя блаженного Прокопия Устюжского и он многократно являлся им, ободряя на сопротивление разбойникам.
Однако почему предание появления этой иконы связано было именно с Прокопием Устюжским не вполне ясно, как невозможно , на самом деле сказать, когда она была написана и с этим также можно поставить вопрос, а том, а была ли она написана вообще??? Если учесть, что уже ранее XII века летописцы, народное предание объясняло ее происхождение чудом. Хотя говорится о том, что данная икона Устюжского Благовещения была перенесена в Московский Успенский Собор Кремля только при Иване Грозном, а стало быть не позднее 1547 года, года «страшного пожара» в Москве, по причине которого, многие Церкви и храмы были повреждены, а иконы многие сгорели. Это случилось почти за год или даже в год восшествия на царствие Иоанна IV. Несмотря на это летописцы в частности указывали на то, что многие иконы были свезены в Москву еще при усилении ее влияния, незадолго до Куликовской Битвы. По свидетельству летописца , как сообщает профессор Знаменский П. В., новгродцы в 1393 и 1398 годах брали Устюг и оба раза грабили его собор. Интересно, что такие «набеги» не только новгородцев, но и других князей со своими дружинами, не обходились без разорения храмов и монастырей. Проявляя «неуважение» к чужим храмом, они обычно забирали с собой иконы и святыни и перевозили в свои храмы. Не могло бы так быть и с Устюжским Благовещением??? Но далее находим, что не могло так быть, поскольку второй раз в 1398 году, когда новгородцы брали Устюг они: «… похитили икону Одигитрии- местную святыню города. За это они были наказаны тяжкою болезнью. Владыка велел им воротить святыню на место. Они послушались и исцелились. Перенесением Владимирской иконы в Москву началось важное дело собирания местных святынь в одно центральное место. В Москве эти святыни должны были получить общерусское значение». [Знаменский П. В. Руководство к Русской Церковной истории/ П. В. Знаменский// III. Русская Церковь в удельное время после усиления Северной Руси до Разделения митрополии. Церковная обрядность.- Минск: «Харвест»,- 2005,- 575 с. С. 120].
[size=12]
Иконография Устюжского Благовещения.
Дева Мария в красном мафории и темно-синем хитоне мягко склоняет Свою голову, что ясно говорит о Ее покорности Божественной воле. Ее лик преисполнен благодати Божией, широко открытые глаза, миндалевидной формы — древнейшее отличие таких типов икон, сравните к примеру иконографию Господа Иисуса Христа «Спас Недреманное Око», приближающее их к восточному влиянию на византийскую культуру и иконографию. Во смирении она стоит, а внутри ее чрева изображен Богомладенец — иконописец показывает впервые тайну Боговоплощения, но не раскрывает ее, так как она недоступна познанию человека. Интересно, что , архангел Гавриил в отличии от синайской иконы, стоит, его фигура не показана в движении, даже движении энергии. Все в нем преисполнено благости и святости, в свою очередь смирения перед Пославшим его. Эта гармония цвета на иконе выражается в одеянии архангела и Богоматери, которая создает контраст друг с другом и свидетельствую о двух совершенно различных природах- светоносной природе архангела Гавриила, что передано «огненного цвета крылами», белым хитоном — символом чистоты, и бледно-красным одеянием. Лик его направлен к Деве Марии, глаза смотрят на нее, замечательно, что глаза Девы Марии смотрят на предстоящих иконе, как бы этим самым показывается, что Благовещение имеет космологическую и вселенскую значимость для всего человечества в целом. Очень сложно интерпретируется «игра» света и тени в этой иконографии. Если мы внимательно посмотрим на икону, то рядом с нимбом архангела Гавриила увидим свечение его крыльев, и напротив только один ним у Девы Марии. Это очевидно могло означать, как бы проявление энергийной природы архангела, «свечение» одного крыла, ясно показанное на иконе Устюжского Благовещение Однако для человека, простого ли, пишущего это статью, специалиста в искусствоведении, это остается за занавесом понимания, и относит к ангельской природе. Потому об этом мы говорить больше не будем. Удивительна проекция руки архангела Гавриила, она также как и в таких типах икон направлена к Деве Марии, а ее рука прижатая к середине ее смиренной фигуры, как бы отображает «действие» руки архангела, то есть проектирует на себя. Так таинственно передается энергия благодати Божией, на верху опять же как и на синайской иконе между архангелом Гавриилом и Девой Марией изображен вероятно Бог Отец, в темно синей мандорле, окруженный огненными серафимами. Шедевр Устюжского Благовещения, этой иконографии в пространственном решении, тесно сближает образ Благовещения с иконой Пресвятой Троицы Андрея Рублева, пространство как бы одно и единственное, также как и в иконе Троицы Андрея Рублева. Такое совпадение в церковной живописи и иконописи не случайно, — желтый цвет, аллегория света пространства, лишенного на самом деле всяких практически, свойственных нашему пространству атрибутов, кроме части какого-то предмета, похожего на стол или стул, и в левом нижнем углу изображения «огня» , это тоже не случайно, показывается «огневидная», «пылающая» природа архангела Гавриила. Глаза архангела Гавриила направлены на Деву Марию, но его взор выполнен так, что сообразует собой как бы два пространства- пространство иконы и пространство предстоящего , смотрящего на икону. Интересно, что такое было свойственно далеко не всем иконописцам, да и вообще трудно изображаемо, это совпадение пространств, очевидно выступает символом единства и литургического действия, — действия приобщения всех нас невидимо и в тоже время осязаемо, визуально к пространству иконы, отсылающему нас к евангельскому событию. При очень внимательном вглядывании в икону, мы увидим, что и Дева Мария , ее взор направлен «от пространства иконы на наше пространство», то есть на нас, этот феномен древнерусской иконописи мы уже разбирали в шедевре Донской Богоматери круга Феофана Грека. И во многих древнерусских иконах таких мастеров как Андрей Рублей, Дионисий, Феофан Грек мы будем видеть тот же феномен (сравните изображения «столпников» у Феофана Грека , в росписях одного из новгородских храмов).
Остается только искренне проникаться глубиной, смыслом, содержанием и значением Устюжского Благовещения, этого по истине соработничества Божия и человека, к которому призывает сама икона в том числе, решением пространства, гармонией света , тени и энергии, космологическим и литургическим смыслом, заложенным в иконе.

2013-10-09T20:54:40+00:00 Октябрь 9th, 2013|Categories: Статьи|Tags: , |Нет комментариев

Оставить комментарий