IРелигиозная гносеология и проблематика единого и многого в пантеистической философской мысли Баруха Бенедикта Спинозы и Готфрида Лейбница.

Главная/Статьи/IРелигиозная гносеология и проблематика единого и многого в пантеистической философской мысли Баруха Бенедикта Спинозы и Готфрида Лейбница.

IРелигиозная гносеология и проблематика единого и многого в пантеистической философской мысли Баруха Бенедикта Спинозы и Готфрида Лейбница.
Барух Бенедикт Спиноза- представительно голландской мысли, написавший в частности трактат по Этике, известен тем, что он родился в еврейской семье, обучался сначала в религиозной «школе». затем в институте, но в ранние годы своего юношества не был понят, а вернее был преследуем еврейской диаспорой в Голландии того времени. Мы попытаеся разобрать основные мысли этого великого философа, несмотря на его противоречивость в истории философской мысли в контексте религиозной гносеологии и проблематике единого и многого.
1. В основе всего мироздания положена бескачественная, не обладающая никакими присущими человеку (антропоморфными) свойствами субстанция. Она протяженна, но не мыслима. Ее нельзя помыслить никак- как только в своем становлении или то, чем она становится. Спиноза называет ее порождающей природой, то есть то, что она порождает в своем становлении есть мир. Порождаемая природе и есть мир , и бытие в целом. Порождаемая природа делится на общую, которая состоит из модусов. Модус есть ни что иное как состояние субстанции, то что существует в другом и через другое.
Но, почему порождающая природа состоит из модусов, которые существуют в другом и через, другое, что же это другое? Если учесть , что будучи временно неграниченном, Спиноза так и говорит порождающая природа не есть во времени и пространстве, это другое может быть только первомодусами или первомодусом. Так, как нельзя было бы предположить, что модус открывался бы через нечто другое, как не посредством или вернее извне некоей сущности, именно в том, чем пребывал в вечности модус и составляет сущность или будем называть для нашей кратости это «первосущностью» . Но другое у Спинозы не определено, однако сущностью обладает вся природа как порождающая, так и порождаемая. Вернувшись к порождаемой природе мы заметим, что у Спинозы она в сущности обладает атрибутами (atributio)- то есть некими свойствами другого, или другими свойствами еще не явленными в порождаемой природе. Но говоря о том, что порождаемая бесконечная природа- как он именует свою субстанцию лежащую в основе мира безличностная, непонятно как нечто безличностное может до своего становления обладать атрибутами или свойствами, Непременно бы только через нечто связанное с этим другим, то есть с тем что являлось бы содержанием и первосубстанцией всяких возможностных проявлений данной бесконечной субстанции. Мы не можем не заметить, что порождаемая природа обладает всеобщими модусами, зависящими от нее, то есть есть некие модусы всеобщие и необходимы то есть фактически априорные трансцендентные формы всякой формальности, которую они дают. Именно называя Бога порождаемой природой Бенедикт Барух Спиноза отрицает за Богом Личностыне качества, но говорит о неких модусах всеобщих непосредственно зависящих от Бога, как порождаемой природы, тогда нельзя было бы сказать, что Бог в сущности у Спинозы есть нечто оморфное, не многое, но и именно проблематика имманентности Богу этих всеобщих модусов говорит о том, что они присуще сверхразумной природе, становящейся в мире , то есть порождающей мирой благодая этим всеобщим модусам. Развитие или диалектика Баруха Бенедикта Спинозы очень близка новоплатонической идеи Ямвлиха, Порфирия и особенно «отца» новоплатонизма Плотина с его учением об эманации Единого в мир как на первой стадии- еще непроявленного в мире Логоса (сравните учение князя Трубецкого в его «послесоловьевской» системе о Логос профорикос и Логос идеофитас , смотрите «Учение о Логосе в его историческом развитии») или у Плотина — Нуса и в особенности у Ямвлиха, как уже многого в мире или собственно самого мира (эманация Единого в мир)- вторая стадия, третья стадия как мировая душа — суть всеобщие модусы до материи и пребывающие в материи у Спинозы * интересно, что уже Гольбах говорит о материи в основе всего как нечто всеобъемлющей, не состоящей из атомов (теория атомического строения материи в ее интерпретации Демокрита будет переосмыслена Готфридом Лейбницем в его «Монадологии» ), первокирпичики всего бытия у Лейбница- монады. Здесь инетересно обратится к интерпретации понятия модус, не в философском только значении, как того, что себя через что-то выражает , позиционирует себя через другое а к происхождению этого слова. Modus — то есть синонимичное понятие лику, лицу, модус одно из лиц Божества, в восточном богословкии- hipostomai — ипостасность, ипостась, то есть не просто лицо, как некая личина, маска, а именно самосущее, обладающее бытие «Лицо», именно выразимость всякого образа через Первообраз постигается с помощью самоотнесенности лица и личности,
2. В этом значении Бенедикт Спиноза не говорит о модусе как лице, но подразумевает всобщность модусов также, как и всеобщность идей. Модус есть как бы адекватное форме и содержанию «отражение» в лике мира проявленного , то есть мир предстает не только образом , но и «ликом» всего возможного и потенциального потому мироздания. В этом смысле Бог у Спинозы не творец, Он разлит в мире, неличностный, как мы уже сказали, потому, что личность не может быть разлита в мире, именно всобщие модусы могут быть также названы первоидеями самосущими и потому ни от кого и не от чего в мире порождаемом не зависящими, но только от Бога. Они «необходимо» зависят от Бога, но Бог необходимо использует их в творении мира, какого, по глубокой мысли Спинозы, мог бы и не сотворить. А тогда, почем же Бог творит мир именно по-Своей необходимости? Что сподвигло Его сотворить наш мир и Вселенную? Именно в этом вопросе заключается принципиальное различие между эросологией христианства, как с некоторым допущением мы могли бы назвать науку о «христианской любви», и пониманием пантеистическим Спинозы, Бог есть в сущности Любовь, согласно христианскому учению, именно Любовь переполнявшая Бога согласно мысли византийских отцов Церкви «излилась» и Бог этой «излиянной» любовью творит мир из ничего. Но Спиноза полагал, что модусы всеобщие и атрибуты, о которых мы говорили ранее, в сущности связывают порожденный Богом мир из Себя с Ним Самим, с миром сврхчувственным — мир материальный. Откуда же берется у Баруха Бенедикта Спинозы понятие «материя»? Но именно этого ответа мы и не видим в его религиозной философии, материя не может быть бесконечной, ибо бесконечность свойственна Богу как Абсолюту — как Абсолютной духовной субстанцией (substantio), тогда почему в основе мира у Спинозы все таки определяющую роль играю всеобщие модусы бытия можно их и так наименовать, поскольку бытие все включает их и состоит из них, при этом и здесь мы вспоминаем теорию образа, образов — чего? Первообраза, — тогда Кого? — или все таки, первомодусов???
В сущности первомодусы ли, первоидеи ли , всеобщие модусы неотделимы от Божественной Сущности, тогда Спиноза фактически утверждает, что всеобщие модусы , которые есть до всякого проявленного или порождаемого ими мира, образуют собой некую иерархию, как затем монады у Лейбница, образующие стройную иерархию. Тогда получается, что спинозовские модусы при ближайшем рассмотрении разлиты в мире и сама Сущность Божия разлита в мире. Именно пантеизм Бенедикта Баруха Спинозы значительно отдаляет его от христианского вероучения, в центре мироздания ставящая Богочеловеческую Личность- Господа Иисуса Христа. С этим связывается в частности проблематика религиозной гносеологии, как же могут быть первоидеи отделимы или эманировать в мир от Сущности Божией. На этот вопрос нельзя ответить, а можно лишь отчасти попытаться понять сложнейшую проблематику единого и многого. Как Бог несмотря на то, что Един, всеюду пребывает и во всем? Но для Спинозы нету единства личности, у него вообще нет Личности, а есть единая бесконечная абсолютная и духовная субстанция. Только в понимании Личности заложено актуальное противоречие спинозовской этике и философии. Однако вернемся к его философии… Он говорит, что абсолютная духовная единая субстанция , которую называем «богом» обладаем двумя главными атрибутами- протяженностью и мышлением.
Протяженность может быть раскрыта в понятии «вездеприсутствия Божия» то есть Он есть все во всем как говорится в Священном Писании, но взор невольно останавливается не на протяженности как таковой у Спинозы, очень четком, верном и во многом подтверждающемся современными учеными понятием — мышления этой единой субстанции.
3. Единая субстанция будучи духовной мыслит себя и осмысляет как мир в своем становлении. Здесь важным моментом у Спинозы выступает то, что мышление свойственно не только человеку, но и единой духовной субстанции как «мышление о мире». Тогда «мышление о мире» в сущности связывается с всеобщими модусами, которые есть до всякого мира в единой субстанции производящей из себя посредством модусов мир. Но как же тогда, само мышление в единой субстанции связывается с отрицанием Спинозой личностных атрибутов духовной субстанции? Как сама субстанция, другими словами, может «мыслить» себя не будучи человеком всецело и Богом всецело, поэтому Барух Бенедикт Спиноза предваряет Гегеля фактически в том, что его единая субстанция есть мир порождаемый и порожденный одновременно….Таковы мысли в интерпретации философии Спинозы в его религиозной гносеологии и проблематике единого и многого.

2013-10-09T20:55:31+00:00 Октябрь 9th, 2013|Categories: Статьи|Tags: , , , |Нет комментариев

Оставить комментарий