Истина и смысл в науке и религии.

Главная/Статьи/Истина и смысл в науке и религии.

Истина и смысл в науке и религии.
Когда мы говорим об истине и смысле, то необходимо, прежде всего нам обратить внимания, как соотносятся эти термины с этимологической точки зрения и собственно с точки зрения самого «искомого смысла». Если первое понятие «истины» неопределенно, и собственно в научной парадигме, (с позиции науки) — истина — всегда есть искомое, цель, достигаемая в результате и через определенное научное исследование, то в религии истина никак не может охарактеризована, так как религиозная истина заключается в самом Существе Божием. Истина вместе с тем, это всегда «естина», то есть представляющая собой то, что всегда есть в бытии, в противном случае, бесполезно искать какую-либо, или даже конкретную научную истину, если не быть уверенным в том, что искомое действительно ЕСТЬ, и во всяком случае, объясняется самим научным поиском, постепенным и поступательным движением к этой истине. А как же быть со смыслом? Что есть смысл и как он соотносится с истиной в науке и религии? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно во-первых, удостовериться в том, что смысл искомого, действительного подпадает под именование «искомого содержания» с одной стороны, как в науке, так и в религии, а с другой стороны разобраться в том, если истина характеризуется бытием, то чем же характеризуется смысл? Всякий смысл в своем герменевтическом значении, характеризуется выражаемостью, то есть тем, что он предстает логически связанным в словах человека. Слово есть ключевая информационная единица, можно его и так назвать, в науке, в любом совершенно общении, без слов человек, как «рыба в воде» в прямом смысле опять же. В религии Слово стоит в начале всякого дела и всякого действия, Существо Божие именуется «Богом Словом», — «В НАЧАЛЕ было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог» — известный стих пролога Евангелия от апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В начале — в вечности был, есть Он всегда Бог, — на это изучение и исследование опирается богословская «наука», мы не случайно выделили науку в кавычках, так как богословие есть тоже наука, но наука имеющая непосредственное отношение с предметом религиозным.
В религиозных текстах Истина предстает как Бог, Истина и заключена в Боге, но в этом же состоит и смысл, что Истина выражается в Боге и находит свое окончательное утверждение в Боговоплощении в Воплощении Бога Слова. Истина здесь предстает как уверенность, вернее как вера в непоколебимые слова Священного Писания, СОДЕРЖАЩИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ СМЫСЛ. Обращаясь к научным изысканиям и исследованиям ученый также имеет всегда дело с тем, что он выделяет определенный смысл, из самого хода научного исследования, истина для ученого БЕССМЫСЛЕННА если в ней нет смысла.
Действительно, смысл есть везде, только он скрыт. Любое наблюдение, как составной элемент опыта, любое вглядывание в мир имеет смысл, постижение красоты мира имеет смысл, так как иначе нельзя например эстету детально рассмотреть понятие красоты, физические процессы имеют всегда свой смысл, так как из этого физику открывается определенная физическая парадигма тех процессов, которые он изучает, биологу открывается смысл также тех биологических процессов скажет в живом человеческом организме, чтобы понять, к примеру почему сбой тех или иных биологических функций приводит к заболеванию, так — все имеет смысл. Бессмысленного нет ничего в бытии и мире реальном. Но если это испокон веку понятно всем и вся, то как же смысл связывается с истиной?
1. Через слово, — которое и есть сущность всякого смысла, тогда как без слова выразить смысл нельзя, без определенных речевых конструкций, определений, без понятийного аппарата той или иной области наук. Скажем нельзя выразить смысл работы парового двигателя и объяснить его школьнику на уроке Физике, без знания механики. Или наоборот, когда слова из одной области наук выделенные и взятые, применяются для другой области наук — что вовсе не имеет никакого смысла, так как отсюда следует, что смысл в каждой науке разный, в каждом слове смысл разный, так и здесь, нельзя, — объяснить смысл работы и конструкцию воздушного шара скажем через близкое лишь ассоциативно этому «шару», но далекое по области наук понятие «стратосферы» . Первое близко к области наук аэродинамических, а второе к области наук о Вселенной, скорее географических.
2. Истина и смысл связываются через понятие бытия. Если нет смысла в чем-то, то нет и истины в этом. Бессмысленно говорить в религии о религиозных войнах скажем, если человек не имеет понятия о том, в чем была их сущность в чем она заключалась, то есть не имеет исторического контекста , который бы он применил в данном случае. Истина следовательно то, что раз и навсегда доказано и неопровержимо. Так, люди ведь не будут сомневаться в том, что действительно (а истина всегда действительна) были религиозные войны между католиками и протестантами в 16 столетии.Хотя эта истина может дополнятся из других областей наук, тогда это не истина значит уже и подтвержденный историей факт. Истина в отличии от смысла в науке раз и навсегда недосягаема. В XX веке это объяснил немецкий мыслитель Гедель, который утверждал, что в науке истина имеет бесконечную протяженность, словом, когда ученый говорит о таком явлении как гипотеза.- она может стать научно доказанной, и проверенной -верифицируем ой «истиной-естиной», но когда этот ученый умрет через н-ое количество лет, другой взглянет на эту истину с другой позиции и скажет, что оказывается это еще не истина, а из этой предыдущей истины вырастает и выходит еще целая ИСТИНА, итак истины ведут друг ко другу как по цепочке, наука развивается, и что-то опровергается новыми разработками, а что-то никогда не опровергается, но в таком случае, если есть нечто неопровержимое в науке, то должно быть также то, что неопровержимо в религии? Это суть вероучительный истины, которые мы называем догматами, то есть в то ВО ЧТО МЫ ВЕРИМ, а значит и знаем, что это есть.
Совершенно бесполезно говорить о не существовании Бога религиозно-верующему человеку, для него ЭТО ЕСТЬ ГЛАВНАЯ ИСТИНА , — бытие Божие. Также как, бесполезно физику занимающемуся изучению квантовой теории поля, говорить о том, что этого поля в действительности нет. Верующий верит в то, что невидно вооруженным глазом, в то, что трансцендентное нашему миру, а ученый верит в то, что он знает, то есть в то, что он исследовал на опыте, — эта и есть истина, имеющая смысл как для одного, так и для другого.
3. Истина и смысл в науке и религии всегда равнозначны, и взаимосвязаны между собою, через не только бытие, этимологию, словесное выражение, сущностное значение, но и через познание.- гносеологию.
И вправду, знать необходимо как можно больше, скажем для химика, нужно знать как соотносятся те или иные реагенты в химической реакции, в синтезе веществ между собою, чтобы не было не синтезируемых веществ. Также и богослов, не может взять отдельный контекст и изучать его отдельно от целостности Священного Писания. Необходимо познание, изучение и исследование , толкование Священного Писания- всех книг, параллельных мест в Библии, чтобы понять, найти смысл в том или ином пророчестве ветхозаветном к примеру с новозаветными событиями и попытаться обнаружить связь новозаветной истины с ветхозаветным смыслом пророчества. Это же требуется и от любого совершенно ученого, проявлять, говоря философским языком — рефлексию, — поднимать и раскапывать руины или обломки давно прошедших баталий и событий, чтобы по ним проследить смысловую связь до современности. — это хорошо знает и этим хорошо должен владеть специалист историк, и археолог. Значит, мы выделим далеко не последнюю, но важную четвертую позицию взаимосвязи истины и смысл в науке и религии- ИСТОРИЧЕСКУЮ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, — Истина «восторжествует» только тогда и часто так бывает, когда проведен исторический анализ, когда наблюдается связь времен органическая и цельная. Словом, истина всегда вечна в религии, то относительно времена она и в области всяких наук. Многие ученые по всему миру тщательно изучали и изучают тех или иных авторов, их концепции, бывшие на уровне гипотетичности в прошлом, тогда они имели смысл и могут иметь его сквозь времена, и по сей день, — это предметы обихода, или быта в которые был вложен и найден смысл.
Итак, истина и смысл всегда взаимосвязаны между собой, нет бессмысленной истины, и нет не истинного смысла, и только увидевший смысл как сущность (рассмотревший предмет науки или предмет религиозный со всех сторон) может лишь довольствоваться тем, что он приоткрыл истину.
Как же можно обнаружить смысл и как можно познать истину. Здесь слегка, позволю себе, отойти от тематике науки и религии и провести аспекты религиоведения; во- первых, с точки зрения истории религий, и во-вторых, с точки зрения искажения религиозного мировоззрения — с позиции сектоведения.
За более чем четыре тысячелетия понятие истины в истории религии претерпевало различные внутренние изменения, и зависели эти изменения, от того, как подходили к этому понятию. Истина в истории архаических обществ Древнего Востока, представляло собой главное свойство того или иного божества. Например Мардук у шумеров был «носителем истины», ему поклонялись во многих городах шумеро-аккадской цивилизации в Уруке, Ниппуре, Лагаше, и многих других. Мардук, как и вавилонской мифологии Шамаш (сравните древнеевр шеэмеш, хамах, от х-ш, финикийское, то есть светить, нести свет, финикийское хамах — пылать, дословно), был просветителем всякой неправды, как Гор у древних египтян, и как сын солнца Ра, позже Ра как носитель истины заменяет божество Пта, отсюда в 18-19 и поздних династиях египетских появляется название фараона Псаметих или Пта- метих, то есть сын, посвященный Пта, Мернептах и так далее. Истина просвещает неправду и высвечивает, отделяет ее от правды. Отсюда многие солярные божества древневосточных мифологий — олицетворялись с солнцем, с сиянием, и светом.
Во многом всем понятно, что это обусловлено было как историческими так и географическими причинами поклонения древневосточных народов божеству солнечному. Солнце — носитель правды у древних, не случайно, в доисторических цивилизациях, получает распространение культ единого божества. Историки и религиоведы отмечают, что культ солнца был одним из древнейших, но не самым древним, гораздо древнее культ умирания, или культ смерти родственников древних людей. Солнце давало тепло, так необходимо для человека, растений и животных. Когда точно, истина= солнечный свет, было впервые использовано об этом никаких исторических свидетельств не сохранилось, но также поклонялись и Луне, как божеству смерти с одной стороны и с другой стороны полагали, что души предков находят там приют.
Древние, и это надо признать, лучше всех людей современных, владели астрономическими знаниями, они правда верили в такие странные обстоятельства- как гадания, магию и астрологию. Гадали по костям умерших предков, по внутренностям животных, каждый «оракул» был тем, кому боги передают истину, то есть проводником между миром человеческим и миром языческих божеств позже. Оракулы , жрецы владели яко бы истиной, сообщаемой им богами, а через них «царям» Шумера, египетские жрецы фараонам, финикийцы своим правителям и так далее. В любом случае, и там и здесь истина — как бы открывалась по воле богов, и ни в коем случае, не была уделом простых смертных людей. Но жрецы и оракулы каждый по-своему вкладывали и примесь того, что им выгодно, жрецов могли и подкупать, как и оракулов , одурманенных скажем ядовитыми парами *(эти вещания были распространены в Древней Греции, где оракулы под воздействием этих ядовитых паров видели галлюцинации, и сообщали «волю богов», греческие, римские, а ранее хеттские, финикийские, древнеегипетские и шумерские правители и многие другие очень верили им, считая, что действительно, только им открывается воля божества). Поэтому не удивительно, что те «предсказывали» и исход, еще не начавшегося сражения или битвы, удачного или неудачного похода, — правители их слушали очень тщательно, но как это бывает нередко- лишали их жизни, так они во многом верили снам и прочее. Чтобы, не вдаваться в подробности, которые стоит признать у древних нам до конца не известны, а потому мы легко можем впасть в неправильное мнение или встать «на ложный «путь совершенно абсурдных «знаний» как-то астрологических, магических (хотя магию и персидские и африканские волхвы признавали, как приносящую вред человеку), перейдем собственно к понятию смысла. Так как мы выяснили, что в истории древневосточных обществ: во-первых, истина была прерогативой богов, а от них «избранников» вещающих их волю- оракулов (позже пророков- правда вещающих волю не языческих божеств, а триединого Бога), — правителям. Во-вторых, воля божества открывалась во снах, видениях, и имела причудливое истолкование, которое и наводило на понимание смысла этих вещаний и предсказаний.
Смысл этих «истин» был всегда противоречивым, поскольку добывался он в языческих обществах, весьма для нас сейчас предосудительными действиями- одурманиванием, введением в трансовые состояния, иногда , но это как правило,касалось уж радикальных сектантов, даже через оргии и прочее.
Например правителю Вавилонской цивилизации Хамураппи, около 1700 года до Р.Х. было сообщено видение, что для пущей важности заключения закона между верховным божеством Вавилона -Мардуком и самим правителем необходимо представить это в аллегорической форме, что будь-то бы сам Мардук сходит на землю передает письмена законов правителю, и в до сих пор хранящейся стеле в Британском музее перечисляются всякие похвалы Мардука Хамураппи, и потом отдельно проклятия тем, кто нарушит закон между божеством и человеком. В 9 веке до Р.Х. во второй половине его моавитский царь Меша был повержен израильским царем Иеровоамом, до нас дошла стела Коршунов, на которой и из которой археологи и историки узнали, что Меша был пленен, схвачен израильтянами, но сумел бежать.
Истина — с исторической точки зрения в религиоведении есть то, что признаваемо как достоверное той или иной общностью людей, являющихся носителями и последователями вероучительной традиции. Истина словом — одна, для мусульманина, гарантом истины является пророк Мухаммед и в целом тот, Кто сообщает через Коран истину Откровения является Аллах, посылающий Джабраила, именно возвестить истину Мухаммеду, избранному пророку Аллахом. Для иудея, высшей инстанцией истины предстает Бог-Яхве, который открыл Моисею, Свою волю через передачу Скрижалей Завета, и что носителями этой истины в единственном эквиваленте (они так считают, это их вера) является именно избранный Народ Божий- еврейский. Или буддист, для него истина, сообщена Буддой, то есть Сиддхартха Гаутамой Шакьямуни и все, правда другое дело с индуистом, для него истина одна, но эквивалентов этой истины и разных смыслов ее бесчисленное множество- у кого-то истина сообщена через Кришну Вишной, у кого-то только верховное божество Вишну является носителем истины божественной, для других наряду с Вишну истину еще разделяет «танцующий бог» (как он именуется в индуистской традиции) — Шива, и так далее. Но это для индуиста- божества, а есть ведь и гуру, — учителя, которые будучи посредниками, своего рода брахманами, (брахманизм), — также приоткрывают истину посвященным- саньясинам — монахам, или йогам по разному. Далай Лама является главным учителем всех лам, и сосредоточием всякой мудрости у буддистов. И также у синтоистов и прочее и прочее и прочее, правда синто несмотря на древние корни— этой по сути религиозно-этической системы, восходящие к японской мифологии и прочее, признавало и признает единое Божество. то есть Бога как творца Вселенной.Отсюда понятно, что истина одна, и она заключена в Боге, в этом кстати заключается соблазн сведения всех религий в одну. Так делали и делают бахаиты, неоиндуистское течение, которое было преобразовано в секту, в частности бахаиты учат» все религии созиждут истину, мы за объединение всех религий, но при множестве входов в «бахаитском храме» — выход из них всегда один из бахаитского «святилища». Именно в этом смысле теперь мы приходим к пониманию истины и смысла в сектах, прежде всего.
Казалось бы истина едина, и смыслы только ее разные. Все верят, я верю- ты веришь, они верят и слава Богу, наши веры едины, и мало ли КТО ВО ЧТО верит, все верят в Бога — бахаизм, я не зря останавливаюсь именно на этой секте, очень распространенное в современном мире псевдорелигиозное движение даже своего рода. Нужно отметить, что несмотря на единую для всех религий истину, как уже говорилось, бахаит лоялен ко всем религиям внешним образом лоялен, — истина для бахаита только одна, заключающаяся в их учении. Также как одна истина для Харекеши Свами из ОСК , Ошо Раджниша, Карлоса Кастанеды и прочее и прочее… Только у всех она несмотря на то, что одна- своя и истинная. Секты, как мы отмечали, в прошлых статьях, говорят только о том, что через ту или иную сектантскую организацию можно войти в рай, спастись и прочее, но все они как один искажают религиозную истину о Боге.

2013-10-09T20:54:39+00:00 Октябрь 9th, 2013|Categories: Статьи|Tags: , |Нет комментариев

Оставить комментарий