Из собраний писем преподобного старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха Амвросия.

Главная/Статьи/Из собраний писем преподобного старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха Амвросия.

Из собраний писем преподобного старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха Амвросия.
Блаженный старец Оптиной Пустыни иеросхимонах Амвросий вошел в историю русской духовной традиции, как светоч в миру всем страждующим и обремененным, нуждающимся людям. Его жизнь преисполнена непосредственного трудничества в деле спасения многих, среди писателей классиков к иеросхимонаху Амвросию обращались Ф.М. Достоевский, братья Киреевские, в конце своей жизни отлученный от Церкви своей гордыней последнее пристанище здесь пытался найти и граф Лев Николаевич Толстой, которому блаженный старец сказал, чтобы он покаялся перед Богом за свое отступление от Церкви. Помогая многим, имея силу воли, выдержку и глубочайшее смирение перед Богом старец Оптиной Пустыни иеросхимонах Амвросий страдал тяжкой телесной болезнью, он был почти парализован , тем не менее свет его улыбки всегда освещал и освящал, по ниспосылаемой благодати Божией всех обращающихся к нему. В данной статье приводятся выдержки из писем иеросхимонаха Амвросия (Оптинского). Пишущий статью надеется, что читатель и посетитель найдет в них, то что близко его душе, душе родных и близких и может быть хоть чуть-чуть духовного просветления……………………………………………………………………………………………………………..
Письмо 49. Врагъ хитро и лукаво всехъ искушаетъ
1 января 1883 года.
«В первый день Нового года привелось первое письмо писал к тебе первой. И пришла мне первая мысль, чтобы ты всегда первая стремилась к смирению и к примирению, где потребно будет, а простого человеческого первенства не искала; потому что «ищущие сего первенства- по свидетельству Апостольскому,- страдаюют чревоболением, якоже оный первый в острове» (Деян. 28, 7. 8).
Ты не раз выражадась в письмах, что желаешь быть истинной христианкой. А об истинных христианах Апостол пишет, что «они разграбление имений своих с радостию прияша». Мы же, немощные, по крайней мере не должны много скорбеть о несовершенном получении, и особенно не заботиться о том, так или не так употребляется жертвуемая нами сумма. Теперь нам кажется не так, а может быть после окажется, что сделанное будет очень пригодно. Ты уже сама опытом испытала, что желание твое жить потеснее на самом деле не оправдывается. Я тебе много раз писал, что враг не всегда старается искушать людей грубыми вещами, а более всего смущает людей благовидными предлогами и благовидными объяснениями. Жаль мне, что затерялась смешная каррикатура, присланная мне Л. настоятелем. В каком-то журнале было напечатано: «Смотри не пропей!» А тот отвечает: «Уже это не ваше дело. Я своею собственностью могу распорядиться как хочу».
Опять повторю, как враг хитро и лукаво всех искушает. N. всегда стремилась к монашеской жизни и желала быть истинной монахиней. А лукавый враг и тут нашел повод искушать ее и навести мрак душевный, толкуя, что при настоятельстве нельзя быть истинной монахиней; потому что нельзя будто бы исполнять всего того, что предписывается исполнять монахинь. Смотри, какой лукавый коварник! Толкует что будто бы настоятельство мешает монашеству, когда много примеров доказывает противное. Ведь и настоятельствование- дело монашеское.»
Если диавол прельщает людей, избравших в своей жизни монашеский путь, так, что же делать тем, кто сам прельщается по случаю своего возраста . Далее хотелось бы поместить письмо старца Амвросия (Оптинского) о юности. Вот, что он говорит…
Письмо 101. Отношение чад к родителям.
«В письме через о. Исайю ты желаешь иметь от меня собственноручную строчку, называя себя духовною моею дочерью.
Если так, то слушай, что скажет тебе духовный отец твой. Ежели желаешь в жизни твоей быть благополучною, то старайся жить согласно заповедям Божиим, а не по простым обычаям человеческим. Глаголет бо Господь через пророка Исайю: «Аще послушает Мене (то есть исполнением Заповедей Божиих), то благая земли снесте». Главная же Заповедь в обетовании: «Что отца и матерь, да благо тебе будет и долголетен будеши на земли». Неумыстые выходки или вспышки пред родителями ни в каком случае не извинительны. Обносится между людьми мудрое слово: яйца курицу не учат.
Юному возрасту прежде должно себя обучать и вразумлять хранением очей, обузданием языка и вообще благонравным и скромным поведением и обращением с другими, отражая от себя даже помыслы противозаконные и Богопротивные, потому что люди смотрят только на лицо (! истинная правда), Бог же взирает на сердце; и от Него заивисит наша учесть и никогда не забывай грозное слово Господа: «Аще кто постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, а Азъ постыжусь его, егда прииду во славе Отца Моего со Ангелы святыми». Мир тебе!-
I.А.»
Второе письмо иеросхимонаха Амвросия *по тому, что следует помещаемоем за «первым», относится к юности, в которой есть свои как и в любом возрасте прекрасные мгновенья, и свои искшения. Хранение сердца — вот первый завет всех подвижников Русской Церкви. «Если око твое будет чисто- говорит Господь Иисус Христос- то и сердце твое будет открыто» (светло). В этом смысле старец Амвросий говорит не только о зрении телесном , взгляде и так далее, от котрого рождаются благовидные помыслы и неблаговидные, а еще о хранении внутренних «очей» , то есть души человека, которой свойственен свой «взор» внутрь. Это и есть хранение от злословия, сплетен, бойкости излишней («будьте скромны»), обретение смирения, что конечно свойственно только единицам. Третье письмо, которое также хотелось бы здесь поместить, вернее третье и четвертое заключительные в данной статье письма, посвящены детскому чтению и школьным смутам, у иеросхимонаха Амвросия (Оптинского) они так и называются.
Письмо 110. О детском чтении.
«Мнение мое в отношении занятий чтением такое, чтобы прежде всего занимть юный ум Священною Историею и чтением житий святых( ** на наш взгляд это крайне важна, в ОПК обязательно должен быть урок посвященный русским святым, героям и юродивым, князьям м монахам и всем кто прославился как ратными, так и духовными подвигами) по выбору, незаметно насевая в нем семена страха Божия и христианской жизни; и особенно нужно с помощью Божиею суметь ему внушить, как важно хранение заповедей Божиих, и какие бедственные последствия бывают от нарушениях оных. Все это выводит из примера прародителей наших, вкусивших от запрещенного древа, и за то изгнанных из рая.
Крыловы басни можно оставить до времени, а пока занимать ребенка изучением наизусть некоторых молитв, символа веры и избранных псалмов, например: «Живый в помощи Вышняго», «Господь просвещение мое» и подобных. Главное, чтобы ребенок был занят по силам и направлен к страху Божию. От этого все доброе и хорошее, как напротив праздность и невнушение детям страха Божия юывают причиною всех зол и несчастий. Без внушения страха Божия, чем детей ни занимай, — не принесет желаемых плодов в отношении доброй нравственности и благоустроенной жизни.При внушении же страха Божия всякое занятие хорошо и полезно.
Особенные тонкости и предосторожности по сему предмету не совсем уместны. Нужно вести дело проще, с надеждою на помощь Божию, которой и всегда просить должно за молитвы блаженнаго нашего отца [Макария]»
Письмо 113. Школьные смуты.
«Как-то вы там вблизи школьных смут пребываете? Если когда-либо, то в настоящее время еще более потребны вера и упование и прошение милости и Покрова Божия. Силен Господь покрыть и защитить нуждающихся жить по Заповедям Его святым, точию о взаимном мире да не нерадим. И плод правды сеется в мире, и отрада в жизни обретается взаимным миром, и всякий благой успех достигается миром по Боге, точию не человекоугодием по духу мира. Разумное же снисхождение и искусство христианское потребны в делах общих и частных, еже буди нам иметь помощию Божиею за молитвы блаженного нашего отца. Также да не забываем слов Апостола: «Терпения имате потребу, да волею Божию сотворите» и пр.»
Итак охранение ума, очей, терпение и смирение, пребывание в страхе Божием рождает чистоту сердца — сокровенного нашего «человека». Но где есть гордыня, где есть самодовольство и упование на силы зла там нет терпения, нет смирения, нет силы воли, нет страха Божия. Все это в частности употребимо к магам. Необычное письмо посвещенное колдовству «ворожбе» хотелось бы поместить здесь в качестве послесловия. Старец Амвросий объясняет слова о ворожбе, колдовстве одного их почитаемых в его время юродивых.
«»»Письмо 61″»» Объяснение слов юродивого о ворожбе и внутреннем христианстве.
14 февраля 1886 года
«Письмо твое и послание юродивого получил и читал. Правда блаженный сей написал, что не нужно ворожиться, а лучше на волю Божию положиться. К ворожеям ходят люди двоедушные, которые не нажеются на милость и помощь Божию, а ищут помощи человеческой или надеются более на какие-либо разсчеты человеческие, а не на Бога и Его всесильную помощь и вездесущий Промысл. Кто яму копал, тот вместе с ворами в тюрьму попал. Предсказание верное. Эта тюрьма и научит нас настоящему уму- разуму и невольно смирит; а когда симримся , тогда и вознесет нас. У Господа Бога милости много, хощет всем спастись и в разуме истины придти.
О себе же самой пишешь, что ты постоянно более желаешь достигнуть внутрненнего христианства. И держись этого, памятуя всегда Евангельское слово: «Царствие Божие внутрь вас» ; и паки: «Аще внутренняя сткляницы будут чисты, тогда и внешняя будут чисты». Очищается же внутреннее наше исполнением Заповедей Божиих и терпением, и смирением, и искренним раскаянием, чего ежедневно требуем, или требуется от нас»…

2013-10-09T20:55:31+00:00 Октябрь 9th, 2013|Categories: Статьи|Tags: , , |Нет комментариев

Оставить комментарий