Крест Христов. Собор новомучеников и исповедников в земле Российской просиявших.

Главная/Статьи/Крест Христов. Собор новомучеников и исповедников в земле Российской просиявших.

Крест Христов. Собор новомучеников и исповедников в земле Российской просиявших.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5, 11-12).
История России XX века представляет печальную страницу в Истории Русской Православной Церкви. Этот период был ознаменован массовыми гонениями, репрессиями и красным террором. В годы с 1917-1937 пострадали свыше миллиона людей, многие были зверски замучены, расстреляны, над телами убиенных еще долго глумились. «Красная» страница нашей общей истории должна стать не просто историческим свидетельством разрушения святынь, глумления над трупами, издевательствами, большевиков и красных комиссаров, но необходимо должна отозваться в связи с современными событиями к рвением и попыткой установить красный протекторат тех, чьи деды и прадеды утопили страну в крови. Итак, данная статья будет преимущественно адресована молодому поколению, моим сверстникам, чтобы они задумались над тем, благодаря чему в те страшные годы Русская Православная Церковь выстояла и, несмотря на гонения на верующих, просияла сонмом мучеников и исповедников Российских.
Наше поколение, увы, не знает или мало интересуется теми ужасами, которые творились в годы установления власти большевиков. Когда тысячи декретов издавались, один страшнее другого, по своему превосходящему здравый смысл изуверству. Когда события истории стали трактоваться не с позиции своей ангажированности, что было выгодно во многом не всем, а когда превозносилась власть пролетариата, и пелись дифирамбы ЦК КПСС, но, когда власть предержащие напрямую за давностью лет сотрудничали с Церковью и с другими религиозными организациями, по открытию архивов и документов различных фондов библиотек. Сейчас уже практически всю, но как всю? На самом деле, это еще будет раскрываться, и открываться, будут доступны многие архивы, содержащие еще не известные фамилии сотен тысяч тех людей, тех священнослужителей, идентификацию и соответственно фамилии, которых пока не представляется возможным восстановить в связи с тем, что многие расстреливались без суда и следствия, а многие тайным образом. Все это уже не представляет интерес для исследователей, однако в раскрытии правды о красном терроре прояснение тех страшных событий эпохи гонений на веру и Церковь заинтересованы не только историки, церковные, прежде всего, но и те, кто участвовал в реабилитации жертв красного террора, в осуждении которого, как в Европе — в годы «господства» Советской власти, так и после ее крушения в России, русский многонациональный народ и общество увидело осуждение попрания личности, ее интересов, а равно и то, что человеческая жизнь дороже всего.
XXII съезд ЦК КПСС на котором был низвергнут куль личности И.В. Сталина не осудил годы ленинского террора, да и не мог, потому, что это бы означало осудить «вождя пролетариата», отстраниться от «верного кормчего» и его «курса», на построение социалистического общества , на построение «социализма в отдельно взятой стране». Но всплывшие перед историками, архивистами, исследователями периода пореволюционной истории России, церковными историками и богословами неоценимую поддержку которым несомненно оказали во-первых издания судебных актов новомученников и исповедников Российских, протоколов расстрелов и казней , в деле описания жизни и подвигов этих новомученников , изданные в двух томах (См. игумен Дамаскин (Орловский). Исповедники и новомученики Российские, издание осуществляется с 1995 года совместно с государством, («За Христа пострадавшие» (изначально, вышедшая в виде брошюры)). Огромная заслуга естественно в диалоге Церкви и государства лежит на почившем патриархе Алексии II , деятельность которого на Юбилейном Освященном Архиерейском Соборе в 2000 году поставила историко-церковную проблему сохранения памяти о многих священнослужителях, монашествующих, иерархов потерпевших смерть в годы установления большевистской власти. И этот «голос» звучал в те года, в то самое время, когда мы еще изучали историю России по тем учебникам, которые во многом содержали марксистки – ориентированное ее толкование. Однако правда, когда-либо должна восторжествовать, и поэтому непосредственно составляя данную статью обращаю внимание на то, что попытка повторения исторического пути страны не может увенчаться успехом в отношении тех, кто хочет или грезит реваншем коммунистической идеологии, именно в связи с современностью и современными событиями народ , чья память хранит все зверства тех поколений большевиков, кто вновь под лозунгами национализации и возвращения к тоталитаризму, «жаждет» возврата к атеистической идеологии. Такого реванша, исходя из уроков истории, не будет больше, потому, что хотя история повторяется, но исторический «урок» того времени хранится в памяти здравомыслящих людей старого поколения и именно к памяти этих людей и стоит обратиться молодому поколению, взывавшему, что мы де новое построим.
Осуждение событий происходивших на Бутовском полигоне, на Катыни, где было провозглашено и осуждение сталинских репрессий и тоталитаризма в целом — явилось с нашей точки зрения поворотным моментом, в деле осуждения не только тоталитарных систем, но и античеловеческих тенденций, — фашизма, националистических организаций, любых сепаратистских проявлений в целом. И, задумываясь над этим, хочется задать вопрос тем непосредственным «идеологам», которые забыв про то, что творили, может и не их, но вскормленные повальной идеологией мракобесия и ниспровержения религиозных основ, веры в Бога в целом, антихристы, собственно, неужели когда-либо народ вам простит все эти зверства??? И именно об этом и пойдет речь в статье, чтобы напомнить и развеять попытаться мифы для молодого поколения. Благо, создан совместно с ведущими архивами и библиотеками, интернет-ресурс, исследования и исторического изучения ужасов красного террора.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, открывшийся в Успенском соборе Кремля 5 октября 1917 года продолжал свою работу и во время большевистского переворота в 1918 году. На улицах Петрограда, вдали от Москвы во всю уже были волнения, в многочисленных стычках юнкеров с агитированными большевиками и дезорганизованными революционерами, народом в этой «бойне» погибла лучшая часть доблестных защитников молодых юнкеров. На фоне этих событий, заседания Архиерейского Собора продолжалось. На нем избирали патриарха, выбранный тайным голосованием бывший митрополит Московский Тихон (Белавин) обратился к главарям бунтовавшихся, с воззванием о прекращении мятежа и убийств, а также недопустимости артобстрела Кремля. Протоиерей Владислав (Цыпин) в своем исследовании по «Истории Русской Православной Церкви» приводит текст этого послания: «Собор обратился к враждующим с призывом к примирению, с мольбою о милосердии к побежденным: «Во имя Божие… Собор призывает сражающихся между собою дорогих наших братьев и детей ныне воздержаться от дальнейшей ужасной кровопролитной брани… Собор… умоляет победителей не допускать никаких актов мести, жестокой расправы и во всех случаях щадить жизнь побежденных. Во имя спасения Кремля и спасения дорогих всей России наших в нем святынь, разрушения и поругания которых русский народ никогда и никому не простит, Священный Собор умоляет не подвергать Кремль артиллерийскому обстрелу» [1]. На что, был получен ответ, что уже поздно, уже началось волнение народа и последний требует свержения власти буржуазии. Члены Собора были обеспокоены сложившейся ситуацией, несмотря на призыва недопустимости артобстрела Кремля, Кремль был обстрелян из артиллерийских орудий, стены древнего Кремля наверно чудом Божьим выстояли в этом «натиске» варваров на самое святое, что есть у государства в данном контексте. Наряду со стремительно развивавшимися событиями в Москве и Петрограде, с бунтом моряков на Черноморском флоте, вновь избранный патриарх Тихон (Белавин) подчеркивал недопустимость вражды , уничтожения мирных граждан , поскольку по его словам, это бы привело к «еще большему кровопролитию». Однако революция вовсю шла, и ход ее был, во многом санкционируем из Петрограда. Здесь в борьбу против кровопролития, учиненного большевиками, выступил митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин. Его воззвание к идеологам революции, и народу также приводит протоиерей Владислав (Цыпин): «10 января митрополит Петроградский священномученик Вениамин, обеспокоенный развитием событий и волнением своей паствы, обратился с письмом в Совнарком: «Я… уверен, что всякая власть в России печется только о благе русского народа и не желает ничего делать такого, что бы вело к горю и бедам громадную часть его. Считаю своим нравственным долгом сказать людям, стоящим в настоящее время у власти, предупредить их, чтобы они не приводили в исполнение предполагаемого проекта об отобрании церковного достояния». [Там же]. Это обращение митрополита Вениамина было связано с принятым Совнаркомом (Советом Народных Комиссаров) декретом «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», на деле, санкционируемом секуляризационную политику (отобрание церковных имуществ, владений и прочее) в отношении Церкви.
Действительно под «эгидой тогдашней национализации, происходило захватничество церковных земель, угодий», все объявлялось принадлежащим пролетариату. И это на фоне недавних побед русского оружия генерала Реннекампфа в Маньчжурии, а также предпринятого генералом Брусиловым прорыва в 1916 году на Австрийском направлении, результатом которого стал разгром итальянской армии в Трентино, а также улучшение положения союзников в районе Вердена. За, что они боролись теперь? Когда уже через два года в 1918 был подписан Брест-Литовский мир с Германией, по нему от России отторгались Польша, Финляндия, Прибалтика, Украина, часть Белоруссии, Крым, Закавказье. Советское правительство перед фактом развала армии и превосходящей силы врага вынуждено было подписать этот договор, хотя он и вызвал разногласия и резкие споры в руководстве страны. Против этого выступал патриарх Тихон (Белавин), полагавший, что Брест-Литовский мир ознаменует собой фактически начало распада бывшей Российской Империи, и станет бедой для целого государства. По некоторым архивным данным, большевистская власть подписала Брест-Литовский мир, когда все чаяния и успехи русского оружия фактически аннулировались. Действительно, существует определенное мнение, что на одном из направлений союзнические войска с Австро-Венгрией Четверного союза напрямую угрожали Москве, хотя театр событий и находился на значительном отдалении от тогдашнего города, но это мнение не лишено своей сущностной актуальности, очевидно, что это могло заставить подписать мир большевистскую власть с Австро-Венгрией.
Митрополита Вениамина, после таких «воззваний» решено было расстрелять. Вот, что пишет один из убежденных сторонников царизма Николай Дмитриевич Тальберг, русский церковный историк о мученической кончине митрополита Петроградского Вениамина: «Митрополит Петроградский Вениамин, о котором архиепископ Анастасий пишет: “Среди этой доблестной дружины зрим и тебя, священная глава, славный первостоятель града святого Петра, возлюбленный твоею паствою так же, как тезоименитый тебе древний патриарх своим отцем Иаковом. Младший многих из твоих собратий, ты предупредил, однако, их твоим апостольским дерзновением и духовным разумом. Еще в юности ты лобызал пламенеющим сердцем раны первых мучеников и скорбел, что не можешь приобщиться к их славному подвигу. Господь узрел твою святую ревность и по исполнении времен послал тебе тот же искус. По Его изволению, преемники Ирода и на тебя наложили руки, чтобы сделать тебе зло, и, задержав, ввергли в темницу (Деян. 12, 4). Напрасно преданная тебе паства волновалась, как море, вздымающее гневные волны. Ни ее мольбы и угрозы, ни твое незлобие и смирение — ничто не могло исторгнуть тебя из рук нечестивых, повлекших тебя на свое беззаконное судилище. Исполненный веры и силы, кроткий и дерзновенный, как первомученник Стефан, предстал ты перед новым синедрионом». .. [2]. Действовавшая в Петрограде Обновленческая Церковь хотела заручиться поддержкой митрополита Вениамина, но он наотрез отказался поддержать ее как единственную каноническую Церковь, яко бы законную Церковь в отличии от «Тихоновской», ярлык на какую повесили большевики- Русскую Церковь. Как сообщает житие великомученика Вениамина, он был арестован 1 июня 1922 года по обвинению в воспрепятствовании изъятию церковных ценностей, проходившей совместно с поддержкой власти Обновленческой Церкви и Высшего Церковного Управления (ВЦУ). Митрополита поместили в «Кресты». Кроме него к делу были привлечены еще 86 человек. Судебный процесс проходил с 10 июня по 5 июля 1922 года в здании бывшего Дворянского собрания. Петроградский революционный трибунал приговорил к расстрелу 10 подсудимых, в том числе и митрополита. Он был расстрелян вместе с архимандритом Сергием (Шеиным), адвокатом И. М. Ковшаровым и профессором Ю. П. Новицким. Точное место казни неизвестно. [3].
С отказом признать Униатскую Автокефальную Церковь на Украине, было связано убийство митрополита Киевского Владимира. Его считают первым священномучеником в архиерейском сане в новую эпоху гонений. 25 января 1918 года вечером вооруженные солдаты пришли за митрополитом Владимиром. Убийцы привезли митрополита к месту расстрела на автомобиле. Архипастырь обратился к своим убийцам: «Что вы здесь меня хотите расстрелять?» Один из них ответил: «А что же церемониться с тобою?» Тогда митрополит попросил у них времени помолиться Богу. Разрешили: «Но только поскорей!» Митрополит воздел руки к небу и сказал: «Господи, прости мои согрешения, вольные и невольные и прими дух мой с миром»,- потом он благословил крестообразно своих убийц и сказал: «Господь вас благословляет и прощает». После этого послышались три выстрела и митрополит упал. С этой смертью фактически в России начались гонения новые на Церковь. Годы, наступившие затем Гражданской войны, были омрачены множеством тысяч смертей как мирных людей, чьи семьи были истреблены большевиками, армией, которая освобождала Юг России от Добровольческой армии, частью замучены, а частью осквернены их тела. С 1918 года начинается усиление террора по отношению к священнослужителям, монашествующим и иерархам Церкви. Разграблению, упадку насильственным действиям в отношении монахов и монахинь были, прежде всего, большевиками подвергнуты Свято-Троицкая Сергиевая Лавра, Киево-Печерская обитель и другие знаменитые монастыри, множество монахов, иеромонахов «блаженных отцов» пострадало в годы гонений в Оптиной Пустыни. Уже к 1919 году выходят один за другим санкционируемые постановления Совнаркомом, декреты «Об вскрытии мощей», «О борьбе с саботажем и контрреволюционной деятельностью», гонения на Церковь усиливается еще больше. Все это было связано с борьбой не только внутренней, выдвижению и возрастанию власти Сталина впоследствии, после убийства (смерти) В.И. Ленина, но и с поворотом на политику провозглашения «воинственного атеизма». В 1920-е годы выходят агитационные журналы и газеты «клеймящие прихвостней буржуазии», «черносотенцев» и «контрреволюционеров», — это «Безбожник», который затем меняет название на «Воинствующий безбожник», в которых раскрывались «тайные сговоры» с мировой буржуазией, только в 1924 году после смерти товарища Ленина была проведена «чистка» во многих областях, с целью выявления заговорщиков, по некоторым данным в результате этих акций были убиты свыше 100 тысяч человек. В последовавшем два года назад Голодоморе «Голоде», который по некоторым оценкам фактически привел к тому, что богатейшие житницы России были лишены запасов зерна, была обвинена Церковь в лице патриарха Тихона (Белавина).
Именно в 1922-1923 годах на фоне окончания Гражданской войны последовало новая «ревизия» церковных ценностей, осквернение почитаемых народом икон, разграбление церковного имущества и церковных святынь и даже продажа зарубежье. Интересное объяснение развязки или продолжение террора находим у некоторых историков, которые считают, что национализация промышленности, дальнейшее развитие начатой Лениным продовольственной диктатуры привело к введению в 1919 году продразверстки. Фактически, санкционируемое большевистской властью раскулачивание, отобрание хлеба и продовольствия у крестьян обескровило и без того замученное Гражданской войной, крестьянское населения страны, в принципе Голодомор стал результатам именно этой политике , поэтому они сообщают, что «Высказывается мнение- введение продразверстки несколько облегчило положение крестьян, поскольку немного упорядочило тот беспощадный грабеж крестьян, который наблюдался летом- осенью (!-еще) 1918 года. …
«Своеобразной расплатой за сверхцентрализацию управления, огосударствление и регламентацию всех сфер общественной жизни, за стремление, по выражению Ленина, «велениями пролетарского государства», непосредственно перейти к социализму и коммунистическому распределению явилась стремительная, невиданная еще в России бюрократизация. В 1920 –е годы 40 % трудоспособного населения Москвы и Петрограда составляли служащие. Партия большевиков практически слилась с государственным аппаратом».[4]. Ставка на государственное принуждение, всемерное культивирование «классовой ненависти», неизбежно порождали господство «чрезвычайщины» и массовых репрессий. Первоначально свертывание «демократии для трудящихся» и переход к террористическим методам управления был вызван отчаянной обстановкой весны-лета 1918 года. Даже Лев Троцкий, идеолог революции, замечал: «Мы уже фактически покойники: теперь дело за гробовщиками». События сначала восстаний в Ташкенте, затем восстаний в Шуе, известных тем, что в ответ на это неповиновение товарищ Ленин послал секретную депешу, о том, что «любое такое восстание должно быть подавлено в крови», ранее «корниловщина» — все это уже
говорило о шаткости вновь установленной «новой» большевистской власти…. «В этих условиях развертывание террора для большевиков было единственным способом удержаться у власти». *Там же. Интересно, что забегая вперед этот «единственный способ» обескровил, унес жизни более миллиона людей разных сословий и религий.
Бывшие кельи монастырей превращаются в лагеря, уже с 1918 года создаются эти «лагеря смерти». Поводом для наращивания репрессий послужило убийство руководителя Петроградского ЧК М.С. Урицкого и покушение на Ленина 30 августа 1918 года. Страшным был 1919 год и последующие года, когда «головокружение» от красного террора, лишь на недолгие 5-7 лет немного приостановило массовые репрессии, многие историки в частности видят апогей сталинских репрессий 1935-1937 годов , когда уничтожались и бывшие Красные генерала, одной из малых, но все-таки косвенных причин неготовности Советского Союза к Великой Отечественной Войне, к началу самому Войны. Однако возвращаясь к массовым репрессиями, учиненным большевиками в отношении священно и церковнослужителей, необходимо привести некоторые данные за 1919 год зверств и бесчинств большевиков, в годы Гражданской войны, помещаются некоторые сведения о новомучениках, которые возможно, читающий статью, найдет в выше предложенном двухтомном издании «Новомученики и исповедники в земле Российской просиявшие», а также в книге «За Христа пострадавшие». Вот эти сведения:
Сонм русских иерархов, с пути этого и не сходивших и за веру живот свой в мучениях положивших. (Приводится по изданию Н. Д. Тальберг Святая Русь. 1929 г. )
«Какую дань слова, принесем вам, верные свидетели слова, доблестные страстотерпцы и пастыри, вменившиеся яко овцы заколения. Витийствующий язык изнемогает перед величием вашего подвига»,— писал в 1921 году архиепископ Кишиневский и Хотинский Анастасий в “Похвальном слове новым священномученикам русской Церкви».
«Тебе,— продолжал писать владыка,— первосвятитель древней Киевской церкви, соименный святому просветителю Руси, подобало начать славное поприще борьбы и страдать, ты стал предводителем боговенчанного полка, и тебе да воздается от нас первый венец славы. Сама Божественная Премудрость предуказала, чтобы на горах Киевских, там, где Апостольскою рукою было утверждено некогда знамение святого креста, вознесен был на крест преемник апостолов, как один из первых священномучеников наших дней. Крещение русской Церкви огнем и кровью должно было начаться оттуда, где положен был первый камень в ее основание и где изначала приял водное крещение русский народ».
Мученически погиб в январе 1918 года в Киеве поминаемый владыкой Анастасием убежденнейший монархист митрополит Владимир. Убит был Макарий (Гневушев), епископ Орловский, грозно обличавший февральское злодеяние. Медленно замучиваемый, закончил свое светлое житие архиепископ Митрофан Астраханский, перед самой революцией в проповедях укорявший тех, кто подло травил страдавшую за Россию царицу Александру Феодоровну. За ним последовал в селение праведных его викарий, епископ Леонтий. Архиепископ Гермоген Тобольский, столь верный государю и после революции, претерпел ряд мучений. Он был привязан к лопастям колес шедшего парохода и приял кончину именно за Веру, Царя и Отечество. Епископа Свияжского Амвросия замучили, привязав к хвосту лошади. Посаженный на кол, умер епископ Исидор Самарский. Страшным мучениям подвергнут был епископ Никодим Белгородский. Епископа Платона Ревельского, обливая водой на морозе, обратили в ледяной столб. Епископ Феофан Соликамский с семью иеромонахами был спущен ночью вниз головой в прорубь, причем замерзшие края прорубной ямы палачи пробивали плечами и телом епископа.
Епископ Лаврентий Балахнинский перед расстрелом обличал советскую власть, предвещал ее гибель, верил в то, что Россия возродится. Дрогнули красноармейцы, отказались стрелять. Владыка же уговаривал их не отказываться от расстрела его, так как пришлют других, они же за него пострадают. Не уговорил, опустили ружья красноармейцы. Убили владыку чекисты.
Замучены были большевиками: архиепископы — Черниговский Василий, Нижегородский Иоаким, епископы — Пимен Верненский, Мефодий Павлоградский, Герман Камышинский, Варсонофий Кирилловский, Ефрем Селенгинский, Мефодий Акмолинский и многие, имена коих пока неизвестны.
После сильных мучений закопали живым архиепископа Пермского Андроника, который бесстрашно громил большевиков. Незадолго перед кончиной владыка 26 августа 1918 года говорил в соборе участникам многотысячного крестного хода: «Стойте за веру Христову, не будьте отступниками, если Изгонят нас насильники из храмов, будем молиться в домах или устроим храмы в тайных подземельях, но неустанно будем молиться”. Обращаясь тогда же к находившимся в соборе советским властям, владыка продолжал: “Теперь к вам, насилующим совесть русского народа, мое слово: я обратился к вам со словом увещевания, я просил вас прекратить насилие, вы ответили бранью и кощунством, вы извратили мои слова и надругались над ними. Я еще раз говорю вам — не отымайте веру у народа, не троньте его храмы, алтари и ризницы. Иначе я данной мне от Бога преемственною чрез апостолов силою “вязать и решать” всех посягающих на веру Христову, буду анафематствовать, доколе не исправитесь. К дверям храмов и ризниц вы пройдете лишь через мой труп».
Далее приводится несколько имен новомучеников, исповедников Российских, краткие описания их страданий и глумлений над ними, пострадавших при «освобождении» от белогвардейских частей Красной армией сел, станиц, селений, деревень и малых, а также крупных городов:
« … Вся семья священника Сокольского была зверски вырезана, а сам
священник повешен вверх ногами. 2 В газетах помещены душу леденящие подробности о казни архиепископа
Макария Гневушева в г. Смоленске.
Казнь совершена по приказу советской Чрезвычайной комиссии, во главе
которой стоял бывший повар Ячкин. О предстоящей участи владыке
Макарию было объявлено только в день самой казни, а в 12 час. его в
рясе, как был, так и отправили в контору «Чрезвычайки».
Глумясь над личностью владыки, над его званием и верою, архиепископа
Макария посадили в общую арестантскую, обрили и обстригли наголо;
священнические одежды с него сняли и надели на него старую грязную
рваную солдатскую шинель; обули в дырявые сапоги и в 5 час. вечера
отправили в «Чрезвычайку», откуда владыка более не возвращался.
У Нижнего Новгорода по приказу Троцкого на Волге была расстреляна орудийным огнем и пулеметами баржа, шедшая вверх по реке с беженцами из Самары. На барже находилось множество женщин и детей. Пощады не было никому. Пытавшихся спастись вплавь красноармейцы расстреливали с берега ружейными залпами. Крики добиваемых женщин и вопли несчастных детей более часу оглашали реку. Погублено свыше 450 человек. Советская власть не желала принимать в Совдепию лишних нахлебников. 18 сентября советским газетам телеграфировали из Костромы: Чрезвычайной комиссией раскрыт монархический заговор, два главаря расстреляны, следствие продолжается. Расстреляно семь участников Ярославского мятежа. 105. Корреспонденты «Монархиста» сообщают, что с 7 по 14 сентября в Смоленске расстреляно семь помещиков и присяжный поверенный Глинский за «участие в заговорах и взносе крупных сумм на организацию». Кроме того расстреляны священники Рожевцев и Орлов «за участие в восстании» в Бельском уезде. В Курске, где инженер был арестован по дороге из Москвы и посажен в тюрьму, ему пришлось быть свидетелем кошмарной расправы большевиков с молодым священником 26 лет, академиком.108 Он был приговорен к смерти, в то время, когда его вели к расстрелу по коридору тюрьмы, красноармеец проткнул ему живот штыком. Несчастного священника расстреляли в бессознательном состоянии. Приводим список пастырей Православной церкви, погибших от руки большевиков. Имена эти взяты из длинного списка, содержащего более 20 имен епископов и 500 имен священников, пострадавших от ярости большевиков. Список этот собран архиепископом Силивестром Омским, запротоколирован на Киевском Покровском Соборе и разослан всем государствам Европы.
1. Епископ Варсонофий, викарий Новгородский — убит. Он шел на расстрел, раскрыв руки крестом, в него не попала ни одна пуля; тогда красноармейцы в ярости бросились на него и зарубили штыками.
2. Епископ Лаврентий, викарий Нижегородский — расстрелян.
3. Архиепископ Андроник Пермский — зверски замучен. Ему выкололи глаза, обрили, водили по улицам и закопали в могилу живым.
4. Архиепископ Василий Черниговский и
5. Епископ Матвей были посланы для производства дознания об убийстве архиепископа Андроника Пермского, на обратном пути они были остановлены красноармейцами, которые отобрали у них бумаги, а затем убили их.
6. Епископ Варнава Тобольский — расстрелян.
7. Епископ Андрей (Ухтомский) — по слухам, расстрелян.
8. Митрополит Владимир Киевский — расстрелян 20 января 1918 года.
9. Епископ Митрофан, викарий Владимирский, 75 лет — расстрелян.
10. Епископ Гермоген Тобольский -замучен в одном из западных городов Сибири весною 1918 года. Мучили его так жестоко, что брат его, присутствовавший при этом, молил мучителей скорей убить епископа, за что и его расстреляли еще до кончины епископа.
11. Брат Епископа Гермогена Ефим Долганов — протоиерей Петропавловского собора в Петрограде.
12. Епископ Макарий Орловский — расстрелян в Вязьме или Смоленске. Он шел на расстрел с пением псалмов и произнес перед своей кончиной одухотворенную речь, предав анафеме большевиков.
Отец Павел с 8-летним сынишкой приехал в железнодорожную школу для уроков Закона Божьего. Когда он вошел в помещение начальника станции, то оказалось, что там сидят несколько большевиков, имевших с ним личные счеты. Они бросились на о[тца] Павла, грозя его убить. Священник просил одного — разрешения отвести ребенка к знакомым. Это было ему разрешено. По возвращении его убили, задушив, после чего раскачали его тело и выбросили в окно прямо в выгребную яму. Родным запретили похоронить его тело, которое и пролежало в навозе в течение трех дней.
Из села Горькая Балка Медвежинского уезда передают следующее. 19 апреля 1918 года крестьяне Голек и Тандура, начальники карательных отрядов, в сопровождении толпы местных крестьян расстреляли священника о[тца] Соболева, ктитора Минько и псаломщика Слинько. Священнику о[тцу] Богданову нанесено тяжелое пулевое ранение в руку, сделавшее его калекой. Кубань. По сообщению казака Девосеева, в станице Владимировской убит большевиками его отец Артем Девосеев за то, что сын его был в партизанском отряде. Сначала большевики били его прикладами, а потом застрелили и мертвого уже кололи штыками.В Киеве большевики по отношению к Церкви и религии сделали то же, что и в Совдепии: отменено преподавание закона Божьего в школе, сняты иконы в общественных учреждениях и школах, выселены монахи и монахини из монастырей и священники из своих помещений. Происходит чудовищное кощунство — вскрывают гробницы угодников и чудотворцев Киево-Печерской лавры.119 За начальника Информационной
Дон. Бахмутский уезд. Насилия большевиков над священнослужителями. Во время своего пребывания в Бахмутском уезде большевистские деятели и красноармейцы учинили целый ряд зверств и насилий над представителями Православной церкви. В селе Новобахмутовке 24 марта 1919 года был убит священник Троицкой церкви отец Тимофей Стадник при следующих обстоятельствах. Около 4 часов дня, когда в местной церкви начался звон вечерний, в дом названного священника ворвались три вооруженных красноармейца и потребовали от священника выдачи денег, якобы находящихся у него. Никаких денег у священника при обыске найдено не было. Тогда красноармейцы причинили священнику тяжкие побои и приказали ему следовать за ними в штаб. В это время пришло еще несколько красноармейцев, которые вывели священника в кустарник возле церкви и там его расстреляли. В это время другие красноармейцы разграбили весь дом священника и вместе с лично ему принадлежащими вещами похитили находившуюся у него в доме дарохранительницу, из которой выбросили Святые Дары, а также лжицу и наперсный крест священника. Кроме того, теми же красноармейцами похищена церковная печать, которая и пропала. В селе Скотоватом 18 марта 1919 года, в день вступления большевиков в означенное село, партия красноармейцев в числе 15—20 человек ворвалась в квартиру священника о[тца] Николая Тугаринова, окружила его в кабинете, приказала раздеться и повела в зал, где грозила убить его, что было бы, вероятно, приведено в исполнение, если бы не вступился один из красноармейцев. В этот день о[тец] Николай отделался лишь пропажей кошелька с деньгами.10 марта священник снова подвергся обыску и грабежу и снова грозили расстрелом, обвиняя его в том, что он спрятал в церкви 60 «кадетов». По требованию красноармейцев священник и церковный староста отперли храм, куда красноармейцы вошли с папиросами в зубах, в шапках и с винтовками. Они обшарили всю церковь, открыли престол, украли с престола крест, раскрывали Евангелие, раскрыли жертвенник и разбросали священные сосуды. Из алтаря они похитили дароносицу и, выбросив из нее Святые Дары, обратили последнюю в табакерку. Красноармейцы умышленно стреляли в иконы и повредили изображение Божьей Матери и Св. Дмитрия. В течение последующих затем дней красноармейцы снова врывались в дом священника, ставили его к стенке и грозили расстрелом, требуя от него выдачу им церковного вина.
Саратовская губерния. Царицынский уезд. Хутор Букатин станицы Царицынской.[5]
………………………………………………………………………………………………………………………………………
Список использованной литературы.
1. Владислав (Цыпин), протоиерей. История Русской Церкви. XX век. – Сергиев Посад, 2006.- 198 с.- С. 11, 19, 20.
2. Тальберг Н. Д. Святая Русь. 1929.- 69 с. –С. 63-64.
3. Курапцева Н. П. Икона: образ невидимого. Самые известные русские иконы// Святители Земли Русской. Собор новых мучеников и исповедников Российских.- СПб.: Издательство «Полигон», 2010.- 160 с.- С. 152.
4. История России с древнейших времен до конца XX века/коллектив авторов// С. В. Леонов. Часть III. Россия в XX веке. Глава 10. Гражданская война и формирование большевистского режима в России. «Военный коммунизм».- М.: «Дрофа», 2001.- 655 с.- С.376-378.
5. ОТДЕЛ ПРОПАГАНДЫ ОСОБОГО СОВЕЩАНИЯ ПРИ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ НА ЮГЕ РОССИИ, ЧАСТЬ ИНФОРМАЦИОННАЯ, 30 мая 1919 года, No 3616, . Екатеринодар, Екатерининская 50, «Бристоль» СВОДКА СВЕДЕНИЙ О ЗЛОДЕЯНИЯХ И БЕЗЗАКОНИЯХ БОЛЬШЕВИКОВ No 15 Кубань. ОТДЕЛ ПРОПАГАНДЫ ОСОБОГО СОВЕЩАНИЯ ПРИ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ НА ЮГЕ РОССИИ, ЧАСТЬ ИНФОРМАЦИОННАЯ, 12 июня 1919 года, No 4071, г. Екатеринодар, Екатерининская 50, «Бристоль» СВОДКА СВЕДЕНИЙ О ЗЛОДЕЯНИЯХ И БЕЗЗАКОНИЯХ БОЛЬШЕВИКОВ No 17. Дон. г. Ростов-на-Дону СВОДКА СВЕДЕНИЙ О ЗЛОДЕЯНИЯХ И БЕЗЗАКОНИЯХ БОЛЬШЕВИКОВ No26

2013-10-09T20:54:39+00:00 Октябрь 9th, 2013|Categories: Статьи|Tags: , |Нет комментариев

Оставить комментарий