Материя и дух: два аспекта богословских и философских споров.

Главная/Статьи/Материя и дух: два аспекта богословских и философских споров.

Материя и дух: два аспекта богословских и философских споров.
… Не будем начинать статью излишними на взгляд пишущего ее, вопросами : «а едины ли материя и дух, какова их связь, в чем она прослеживается» или вопросами сразу вводящими читателей статей в нужное русло: а вы знали это, а вы знали, ЧТО» и так далее. Сразу оговоримся, никто ничего не знает полностью, потому, что истина скрыта от человека. Потому, как соотносится материя и дух, какова их связь , в чем она прослеживается — вопросы, которые изучаются специалистами не одно столетие, но которые порождают другие вопросы.
…………………………………………………………………………………………………….
I. Материя.
Современная наука знает много о свойствах материи, о ее структуре тоже уже много ей становится известно, но до конца не понятен вопрос другого характера: сотворена ли в вечности материя или все-таки она времена? На наш взгляд * и только на наш, где только выступает право личного мнения нашего, не больше,- материя сотворена в вечности, но не со вечна Абсолюту в философии , Богу в религии. Действительно, еще в III веке Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан упрекал еретика Гермогена (адепта гностического культа) за то, что он причисляет саму материю к тому, что она вечна и абсолютизирует ее, ставя наравне , таким образом, с Богом. В трактате «Против Гермогена» Тертуллиан считал, что материя не может быть со вечна Богу, так как она сотворена из ничего Богом, как и все, в этом случае есть тварное и предстает, как тварное уничижимое и тленное. Гермоген вслед за мыслью новоплатоников полагал, что материя вечна, до Бога и значит Бог из материи вечной творит миры (как минимум мне известно о существовании двух миров- сверхчувственном и мире человеческом) — все бытие в целом. В этом смысле мысль Гермогена дуалистична, потому, что если учесть, что с позиции христианства и религиозной традиции Бог есть Дух, то следовательно материя стало быть уже изначально одухотворена, но КЕМ? Если Богу Гермоген отказывает в абсолютизации, (Он не Абсолют, по Гермогену), и к тому же значит не вечен.
Средневековые схоласты , объясняли этот казус тем, что материя( в этом случае в новоплатонизме , возрожденным кстати Марсилио Фичино) все-таки вечна Богу, и значит кроме Бога, как Духа, есть вечная материя. Если мы вспомним главный тезис платонической мысли, то увидим, что в абсолютном свойстве как раз и отказывает Богу Платон. Для него Бог лишь выступает Демиургом- «Божественным архитектором», Который творит мир сообразно принципу прекрасного «космоса» , то есть бытие человека и всего сущего в высшей степени прекрасно, однако средневековые схоласты, совершенно верно, заметили в этом подвох: значит не все прекрасное действительно прекрасно, и Бог не может наделить прекрасным то, что есть ДО НЕГО — непонятно, как до НЕГО оно вообще было и есть. — отсюда следовало, что Платон Демиургу отказывал, а значит и Богу в его религиозной философии в совершенстве. Бог не совершенен, поскольку все совершенное творится только Им, а материя не совершенна, потому, что Им не творится. И вправду, материя тленна, но пребывал ли в ней изначально ДУХ? В книги Берешит (Бытия) мы читаем, что вначале Бог создал «небо » и о творении небес узнаем из неканонической книги, но в другой ветхозаветной книги 2-я Маккавеев видим, что мать говорит свои сынам: «Итак, познайте дети мои, что Бог все сотворил из ничего» … Не из материи, а из ничего. Но принцип творения из ничего в рамках конфронтационных споров религиозного и научного сознания много раз оспаривался, мол из ничего что-то не бывает. В тоже время именно небесный мир и небеса творятся Богом из ничего, а после уже творения небес — сотворяется наш мир из ничего, однако космогония книги Бытия и, это показывает Моисей Бытописатель, рассчитана на то, что Бог творит не только наш мир, но и Вселенную , если внимательно почитаем слова об «отделении небесной тверди» то увидим это. Бог творит Вселенную из ничего, посредством Своего Предвечного Слова- Логоса. О материи же ничего не сказано, и вот очень важный и крайне значительный сюжет- мы увидим в неканонической книги, падения бесов и первого ангела главного, возгордившегося Денницы, ставшего сатаною. На многих средневековых гравюрах падения изображалось как падение во «мрак, тьму» в то место, где нет Бога. Но Бог ведь вездесущ, стало быть не может быть такого места, где Его нет и показывается как бы «земля», куда падают возгордившиеся ангелы, ставшие бесами и демонами. Как такое могло быть? С позиции человека, понятно, что бесы изгнаны были Богом с небес, потому, что пали, но «падать» и пасть можно только куда-то, никуда не «упадешь», здесь «пали» имеется ввиду духовный и в тоже время материальный смысл именно в этом, -к чему можно подойти,- и кроется ответ на то, что материя сотворена Богом и причастна как тлению, так и ВЕЧНОСТИ.
II. «И Дух Божий носился над водою» сообщая ей первозданную энергию и вечную энергию.
Дух, духовное начало не до и не после, а всегда со вечно Богу. Бог есть Дух, потому, что везде духовно присутствует и со присутствует, значит и духовные «семена» о которых также писал Тертуллиан в III веке посеяны в каждой сотворенной Богом СУЩНОСТИ. Слово «семя» в прасемитском своем «значении» встречалось еще задолго до Авраама и праотцов и являлось тем началом, которое составною частью выступает всякой сущей сущности, то есть сущности сущих * как тварную природу и разумную и умную (героев) называл Плотин впоследствии. Отсюда так много Спаситель говорил о семени как зерне в душе человека, душа же и выступала семенем этим в каждом человеке.
Интересные и глубокие слова сказал однажды Господь Иисус Христос, они интересны и в связи с научными изысканиями, и в связи с пониманием многих физических процессов в нашем мироустройстве и в бытии в целом- о зерне, которое, если не «умрет» не может прорости. Если не упадет в землю, то не прорастет. Означает ли это, что смерть, умирание по телу и душе (засыпание, так протестанты из издательства Grand Rapid полагали, что душа не погибает после тления тела, а лишь «засыпает», эта концепция в их учении вошла на правах богословского мнения «засыпания» души по смерти тела) есть рождение нового вечного? И не может ли это гипотетически означать, что материя изначально уже одухотворена Богом причем не в творении, а в вечности, что мы и видим в словах Бытописателя, говорящих о «сообщении первичному хаотичному бесформенному энергии». Дух предстает как вечная энергия , но вовсе не стоит на наш взгляд, делать отсюда вывод, что Бог, как Дух есть энергия. Он пребывает своими энергиями во всем что есть, и ЧТО НЕ ЕСТЬ. А последнее уже важно, потому, что Бог во всем пребывает, но не означает и никогда не будет означать, что БОГ есть- это все сущее и что всему сущему человек должен поклоняться, как Богу. Для нас, это заведомо ложно. Потому, что как уже говорилось, и это свидетельства святых отцов Церкви, что Бог пребывает во всем своими энергиями. Значит и в материи пребывает, но в этом случае, наверное интересен всем простой вопрос, если материя имеет свою природу, то какова же СУЩНОСТЬ материи???
III. Дух и материя или материя и дух: богословы и физики — чья правда?
Очевидно, что сущностью всех материальных процессов должен быть заведомо исходный «информационный код». Но в рамках энергии и передается информация в некотором смысле. А что такое информация, как не бегущая по струйкам струнами энергия? То есть колебания информации как колебания всякой актуальной в реальности, а потому и почему не может быть в бытии в целом?- энергии. Другими словами эта «энергия» первична или вторична по отношению к самой информации и вообще тому, что с помощью нее передается- слово к примеру. Слово — структурная единица , которая несет в себе определенную информацию, то есть фактически сущность слова — НИЧТО в мысли, посредством энергоинформационной структуры также выражаемое в том, что оно становится ЧЕМ-ТО, иными словами «воплощается». Но с такой позиции нужно рассмотреть тогда, как дух воплощается в материи, или материя воплощается в духе?
Долгое время, начиная с эпохи Возрождения считалось, что первично материальное, а духовное вторично. Но такой вопрос заведомо ложный, потому, что категория первичности относится ко времени, а дух и материя, как мы будет утверждать, ни нематериальны, ни не духовны , и не первичны и не вторичны, а есть , были и будут всегда- они со вечны друг другу как «кирпичики» или как две составляющие некоего закона, который условимся называть, как и древние его называли- божественным. Действительно, материя не может воплотиться в дух поскольку она не духовна, а дух не может воплотиться в материю, поскольку он не материален, но именно два противостоящих полюса духа и материи и созиждут в себе, нами называемый божественный закон. Нобелевский лауреат Иосиф Пригожин полагал, что «система с позиции физики» находится в постоянном не равновесии, называя ее неравновесной системой, в чем это проявляется как в вариативности, так и в инвариантности множества процессов и явлений. Иными словами, сравнивая нашу систему физическую с маятником и беря амплитуду маятника, увидим, что равновесность этой системы постоянно как бы балансирует между отклонением амплитуды маятника в одну сторону и отклонением его амплитуды в другую, словом никогда не бывает прямой, а то нарастает, то убывает, то экстремум функции, то есть в некоторой ее точки максимума, то в точке минимума. Отсюда неравновесность означает ГАРМОНИЮ между максимумом проявления амплитуды маятник и минимумом проявления его амплитуды, фиксирующийся в покое, В ПОКОЕ. Ну для детей понятно, что тут не ясного, не ясно другое- ПОКОЙ никогда не бывает чистым ПОКОЕМ в физике, покой предстает опять же пульсацией внутри системы, которая находится в видимом покое не покоя, то есть это всегда хаотичное движения, образующие видимость покоя, но не сам покой. Отдаляясь от темы теперь представим на минуту , что маятник то наш помещен ни куда-нибудь, а туда где законы нашей земли не действуют, а действуют законы другие иными словами, будет же маятник себя так вести или не будет? Поместив его в другую среду он себя уже очевидно также вести не будет. Так и все в природе сотворенной пульсирует «на границе бытия и ничто». Материя — есть субстанциональная «единица» одного и того же вечного процесса, тогда как дух есть другая вторичная, но также субстанциональная единица того же процесса. Дух- максимум, материя- минимум и равновесность их находится «посредине», образуя из антиномических структур полную «гармонию». В рамках понимания основой сути диалектического материализма в частности утверждалось, что дух есть порождение диалектического развития материи, высшие психические функции согласно марксисткой материалистической мысли — есть высшая точка раскрытия материи в мире, ее высшего развития. А как же это сообразуется с тем, что мы говорили вначале об энергии??? Неужели ни материя, ни дух не имеют энергии, или и духовное и материальное энергийно по-своему? НЕТ, энергия как мы полагаем, есть всякая составляющая всякого, как материального, так и духовного процесса, и здесь то мы подходим, к очень важному и сложнейшему пониманию вообще соотношения духа и материи, максимально усложню, чтобы никто не понял мою мысль. Итак в своей субстанциональности материя не может является не первичной, и не вторичной субстанцией, также как ей не может являться и дух ни первичной и не вторичной, так как первичность и вторичность проявляется во временной последовательности, а субстанциональность первая и вторая скажем ни первая и не вторая , а всякая актуальная ДОТЕМПОРАЛЬНАЯ субстанциональность духа и материи, значит находится и в другой качественно образованной структуре и вне всякого времени, хоть и имманентна по своей «кажимости» самому времени и темпоральная. То есть обозначается как имманентная так и трансцендентная миру актуальность духа и материи , а это говорит о том, что и материя и дух вечны, но не со вечны Богу, а и здесь очевидно закладывается главный смысл этого понимания В ВЕЧНОСТИ СОТВОРЕННЫЕ.

2013-10-09T20:54:39+00:00 Октябрь 9th, 2013|Categories: Статьи|Tags: , , , |Нет комментариев

Оставить комментарий