Начало Успенского поста и народные и православные традиции, связанные с ним. Медовый спас.

Главная/Статьи/Начало Успенского поста и народные и православные традиции, связанные с ним. Медовый спас.

Начало Успенского поста и народные и православные традиции, связанные с ним. Медовый спас.
Успенский пост начинается каждый церковный год с 14 августа по новому стилю (с 1 августа по старому стилю) и заканчивается празднованием воспоминания Церковью Успения Пресвятой Богородицы в ночь с 28 августа (*предпразднование , то есть приготовление Церкви к торжественному Богослужению и приготовление в целом к празднику) на 29 августа. Успенский пост установлен в честь памяти о Божьей Матери, которая провела свою жизнь в посте и молитве. Успенский пост — самый короткий, но он истинно верующими православными людьми соблюдается также строго, как и Великий Пост. В дни Успенского поста положено воздерживаться от употрбления рыбы.
Успенский пост связан с народной традицией празднования Медового спаса, *в переводе со старославянского языка Спас- означает Спаситель- Господь Иисус Христос). Хотя многие исследователи считают, что корни этого народного праздника уходят в язычество, тем не менее в этот день принято освящать было мед в храмах, пчел забирали с сот и готовили к будущей зимовке. В народной традиции Медовый, Яблочный (следующий за ним Второй спас), Хлебный тесно переплелись с праднованием «обновления, нового урожая и нового начатка». Однако это лишь гипотеза, что Спас имеет исключительно языческие корни. Нам не нужно забывать, что в древности в иудейской традиции был, есть и остается праздник «первого начатка», который также был связан с новым урожаем, от которого как и в христианской традиции запрещалось вкушать плоды в этот день, оставляя их Богу-Яхве, в христианской традиции- Господу Иисусу Христу. Уже первые святые отцы, Иероним Стридонский, Иларий Пиктавийский, великие каппадокийские отцы (Каппадокия — как в древности область в Сирии, была Сирийская Каппадокия, а также была и Писидийская Каппадокия),(в данном случае речь идет и Греческой Каппадокии).- Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, Василий Великий говорили о том, что под «первым начатком» стоит понимать самого Господа Иисуса Христа. В язычестве это претерпело изменения, которые были в частности у славян перосмыслены и искажены в духе неких даров Матери Земли, которая и дает урожай, Земля во многих языческих верованиях, в том числе и у славян почиталась как «живое существо.»
На Руси празднования Спаса было приурочены не только к языческим, сколько позже уже в 12 веке к историческим событиям. Так, с празднованием этого дня связано немало интересных и поучительных традиций. Например, *что вытекает из монотеистической традиции, а отнюдь не из языческой как многие исследователи полагают, считается недопустимым попробовать новый мед до Спаса, только после наступления праздника можно ломать соты, и непременно необходимо освятить новый мед в Церкви. У этого праздника имеется и другое название: «Праздничество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице». Этот день является памятным не только для Византии, которая одержала победу над арабами завоевателями, но и для русского народа и особенно русской истории.
В этот праздник отмечается и победа русского князя Андрея Боголюбского над камскими болгарами. В поход против неприятеля Андрей Боголюбский взял с собой икону Владимирской Божией Матери и Святой Крест Господень. Данный акт был воспринят войском как поднятие духа воинов и чтобы они не отступали с поля боя. Перед самым началом битвы князь долго молился, и Господь даровал ему победу: враг был разбит. После победы князб и все войско стали свидетелями чуда: от иконы и креста исходил свет, очень яркий и неестественный, он озарял войско. Позже об этом увиденном чудей Андрей Боголюбский написал греческому василевсу (царю), а тот, в свою очередь, поведал князю о том, что он сам одержал в этот день победу и видел подобное чудо. Соглсно летописным источникам, историческим и хронологическим свидетельствам эти события и чудо их сопровождавшие состоялись в 1164 году.
С первым Спасом (Медовым) связан обряд, получивший названия «Изнесение». Заключается он в том, что по городу или селу носят Святой Крест и освящают им водоемы и колодцы для предотвращения заболеваний и недугов. Своими корнями традиция уходит в историю Греции. Именно там возник обычай носить крест по дорогам и кварталам для того, чтобы предотвратить болезни и эпидемии.

2013-10-09T20:55:31+00:00 Октябрь 9th, 2013|Categories: Статьи|Tags: , |Нет комментариев

Оставить комментарий