Народная культура и традиция в свете своих древнейших истоков.

Главная/Статьи/Народная культура и традиция в свете своих древнейших истоков.

Народная культура и традиция в свете своих древнейших истоков.
С незапамятных времен, человек обращался к силами «Природы»- наделяя ее божественными качествами и свойствами. Это отразилось в почитании различных животных, растений, как «живых богов». Связь с монотеистической религией прослеживалась во всех действиях первобытных людей, будь-то в охоте, будь-то в приготовлении пищи или поклонении умерших родственников. Главным являлось то, что в сознании первобытных людей, которое само начало так или иначе формироваться , было врождено понятие о сверхъестественном, — он том, что стоит выше всяких отношений, выше самой жизни, которую человек тогда пытался «освоить» и понять. Понимание же могло возникнуть только в результате соприкосновения с природой.
Ученые по разному интерпретировали этот факт,начиная с первобытного ужаса людей «перед неизвестным» и поэтому наделением этого неизвестного сверхчеловеческими способностями, приписывание природе его окружающей божественного происхождения и божественных истоков (Людвиг Фейербах и его «Лекции о религии»), говоря о грандиозном «первобытном психозе», как начале формирования религиозных представлений первобытных людей (Зигмунд Фрейд), (признавая роль эволюции в сознании человека и его жизни наряду с учением креационизма(Пьер Теяр де Шарден), необходимости человеческой организации, источником бы которой и был единый культ, сплачивающий первобытные племена людей, в некую единую общность (Георг Зиммель), вплоть до преклонения человека перед священным «священным нуменозным» (Рудольф Отто)…
Так постепенно тенденция к объяснению происхождения религиозного верования от креационизма к опровержению сверхъестественного в историческом пути цивилизаций, приводила к необходимости социальных, общественных истоков религии. Но, здесь в первобытном культе мы не выявили главной черты и в связи с этим главного принципа — именно нахождения первобытным человеком везде «богов», то есть преклонение перед неизведанным и страшным.
Немецкий мыслитель конца XIX начала XX столетия, один из философов экзистенциализма Мартин Хайдеггер, писал в одном из своих трактатов, что первобытный ужас приоткрывает «Сущее», «Ужас перед ничто, приоткрывает Сущее». Ничто «проседает» под Сущее, и человек находится в ужасе лицом к лицу с Сущем как БЫТИЕМ. Это философское воззрение мыслителя, истолковывается в контексте того, что ужас яко бы и есть источник религиозного мировоззрения. Немного отойдя от темы статьи , мы вернемся к ней и скажем, что «божества» природы стали ассоциироваться со временем с могучей и великой, не подвластной человеку, но подвластной особым заклинаниям, нашептываниям, формулам силы, подчинив которую люди приобретают возможность неограниченной власти и знаний. Это явилось одним из признаков зарождения жреческой касты, избранных «богами» если мы дословно с древнейших языков переведем это слово.
Следы исчезнувших с мировой карты цивилизаций, свидетельствуют о том, что язычество зародилось именно как искажение монотеистической религии, и пожалуй наряду с такими формами религиозного поклонения как тотемизмом, фетишизмом, магией и анимизмом, составляет один из фундаментальных пластов известных религиоведческой науке культов, широко распространившихся с незапамятных времен по «лицу Земли», вместе с народами… Думается, что этот пласт, исследованный и пере исследованный учеными, привел в частности к тому, что оно отложилось на всей мировой культуре, обрядоверием и соответствующими ритуалами, повериями и суевериями. Кажется около 3456 года до Р.Х. в долине Балу, затем и позже в древних Фивах, Мемфисе были распространены фигуры могучих людей, которым также поклонялись как богам. Исторически не действительным является, самой древнейшей на земле цивилизацией майя или инков к примеру. Сейчас эта тенденция усиливается в странах западного мира, особенно в Америке -США, разработавших целую научно яко бы подтвержденную теорию, о древности этих цивилизаций не выдерживающих как критике их коллег из Чилийского университета, и других. …
Необходимость показать, что язычество как таковое, стало искажением монотеистической религии, не привело к пониманию совершенно не понятных, как кажется, выводов — что религии все едины, и что у всех религий языческие корни, наоборот человек первобытный, человек цивилизованный всегда имел ввиду, то, что потом спустя тысячелетия будут называть «религиозным сознанием», и даже не имел ввиду, она у него было изначально. Но, язычество, распространившееся по Земному шару сыграло важную роль, в кристаллизации и со временем конкретизации именно культа как такового, на заре нашей эры приобретшего религиозный смысл. Что же язычество не было религией? Скорее это был синкретический феномен, встречавшийся по выражению Страбона «от Гипербореи и до Геркулесовых столпов», с одной стороны, обнимавший весь земной шар с другой. Потому, мифы, как продукт язычества, были распространены на всей Земле. Они и стали тем, основанием, положившим начало собственно, попытке систематизации древнейших верований, язычество не было религией, это ошибка, называть так его, но оно стало тем фундаментом, из которого постепенно формировались пережитки древнейших верований, приведшие и к суеверию и к определенной культуре, со знаком минус. Только из признания некогда единого в своем устремлении человечества, признании (это не бред) единой працивилизации, вытекает и то, почему и как объясняется схожесть мифов казалось бы различных цивилизаций , народов, племен и прочее… Эта давность, стала неким всеохватывающим принципом, от которого питались религии, НО не верно думать, что такой принцип вместе с тем был и их ИСТОКОМ, крайне не верно.
Культура , прежде всего, есть достижение цивилизации. Она и может появится только, с развитием цивилизации. Первой такой после потопной цивилизацией конечно были Ассирийская и Шумерро-Аккадская цивилизации, здесь же явились от них и первые космогонии, потом умело систематизированные в том числе и греческим мудрецом Гесиодом. Первые же и «теологические» если их можно так назвать системы- систематизация мифов, согласно их иерархическому значению и смыслу в жизни общества, проведены были. Но оставалась память, она стала связана как с допотопной реальностью, так и нагромождением собственных, сложившихся скажем у семитов, до их переселения, религиозных воззрений, верований, культов почитания , пантеон богов и мифов, связанных с ними. Это одна из известных письменных мудростей, для человечества, мудрости эти древних, но не древнейших, стоит особо подчеркнуть, цивилизаций.
Народная культура, о которой идет речь в статье, формируется именно в народе, то есть в некоем консолидирующем единстве, конкретной общности, связанной интересами, целями и задачами, заключающимися в достижении благоденствия этого народа. Культура древнейших цивилизаций была многогранна, и тем не менее, ее нельзя назвать «народной культурой». Если учесть, что народной она становится в результате единства на уровне, не только социальном, общественном как таковом, экономическом и политическом, но главное религиозном. Почему именно главное религиозным? Древнейшие цивилизации имели множество культов, разные города подчинялись различным культам, но систематизация и объединение их в некую религизную или позиционирующую себя религиозной целостность, происходило по влиянием как исторических, политических так и военных факторов, «единое божество» стала центральным предметом этой культуры. Это Ра в эпоху Древнего и Нового Царства, в Египте, Мардук в Ассирии, Ваал и идол его в Финикии, Астарта у Хананеев… Все это становилось в зависимость от поклонения, но еще задолго, как попытался выяснить, пишущий эту статью, и ранее первобытного «общества» , сложились бытовые, семейные, или лучше сказать на «заре «первобытности родо-племенные отношения, цементировавшие в частности поклонения тому или иному культу- фетишу, тотему не важно, главное, что у каждого племени был свой культ. Доразвившийся до устойчивого и понятия «верование», данный культ испокон веку бытия человечества сопровождался соответствующими ритуалами, обрядами, магическими действиями и прочее в быту, среди своего племени, «порчу» насылали на врагов- на враждебное племя, такая практика как известно давно и стойко сохраняется среди диких племен Африки, особенно в Австралии и Океании, — все это свидетельствовало, о:
1. защите своего племенного культа, от посягательств других «богов» и культов- враждебных или не дружественных племен.
2. о сакрализации племенного культа и трансляции *передачи его «из поколения в поколение, «Память» вот, что мы выделяем как один из важных принципов начала зарождения народной культуры в будущем.
3. «память культа»- назовем это так, поскольку хотя с развитием первобытного общества и родо-племенных отношений, (скажем в зависимости от историко-родовых «лидерских» качеств, понятно думается, хоть и по -современному, то есть от того, кто в разные эпохи был лидером — матриархата и патриархата, менялся и культ порой) он часто разрушался или отживал свой век, тем не менее, никто никогда не отменял, еще один из важных факторов зарождения и формирования народной культуры- ПОДСОЗНАНИЕ.
Да, ученые сколько угодно могут спорить на этот счет, между собою пусть поспорят бывает полезно все таки в споре рождается истина, НО с богословской точки зрения именно подсознание отвечает за степень регуляции памяти, и далеко не последнюю, а принципиальную роль играет, в передаче как на бытовом, так и житейском практическом уровнях, оставшейся и доставшейся когда-то ей, от глубокой древности информации, может и не от такой глубокой, но главное передавшейся через поколения и ДОСТАВШЕЙСЯ… информации.
Эти признаки можно продолжить, но мы их постепенно будем выявлять, чтобы потом обобщить, и прийти к некоему общему знаменателю, заключающемуся в ответе на вопрос- что же повлияло на зарождение и формирование народной культуры ???…
В древности было традицией посвящать все победы фараонов, правителей, оракулов, (то есть провидцев) и так далее… богам. Так складывались постепенно мифы, переходившие в знаменитые тогда хроники, но это уже эпохи в Египте скажем Среднего и Нового Царств, в которых перечислялись заслуги на военном или политическом поприщах фараона, его приближенных, или даже скажем избавление от засухи или разливов Нила, — имеется в виду привидение к минимальным последствиям от этого сезонного явления, — верховного жреца и. т.д… Все это перечислялось и говорилось, что нужно усвоить данные заслуги, хотя и человеку, но без богов языческих естественно, он бы не смог их достичь….
… Быт строго охранялся, — нельзя было вмешиваться в личное поклонение тому или иному божеству в домах простых смертных. Только волею правителя, фараона и так далее, можно было привлечь «отступников» от культа единого, скажем знаменитый спор жрецов с Эх-не-йотом о поклонениии «священному диску Атону», который не прошел бесследно, — многие преследовались за поклонение «пламенному Ра», и история знает такие случаи, когда уличенных в измене культу официальному, ждала смертная казнь. Быт сакрализован у многих восточных народов, сфера быта, есть сфера не только насущных нужд семьи, но и сфера поклонения «божествам», и здесь испокон веку все было скрыто от посторонних глаз, ….. Вмешательства не допускалась, кроме вот случаев «измены» официальному культу. Но каждый продолжал верить в то, во что верили все, НО уже к тому времени, и даже раньше, патриархального общества, складываются бытовые отношения к культу, обрастающему и обраставшему повериями, приговорами, магическими деяниями, заклинаниями и прочее… — то есть мы можем констатировать, что ритуал бытовой, непременно связанный с верованием, уже давно был… достаточно давно… Ритуал выражался в ставшей потом системой, определенных логически и символически связанных действий, направленных на достижение главной цели адепта культа и каждого «верящего»- на служение божеству.

2013-10-10T17:38:19+00:00 Август 19th, 2012|Categories: Статьи|Tags: , , , |Нет комментариев

Оставить комментарий