О том, что отличает гностицизм от манихейства….

Главная/Статьи/О том, что отличает гностицизм от манихейства….

«Святая книга Египтян о великом невидимом Духе, Отце, чье имя не может быть изречено, он тот, кто произошел из высот совершенства, свет света эонов света, свет молчания провидения, <и> Отец молчания, свет слова и истины, свет нетленностей, бесконечного света, сияние из эонов света неявленного, неозначенного, нестареющего, необъявленного Отца, эона эонов, Аутогенов, саморожденного, родящего, инородного, воистину истинного эона.Три силы произошли от него; они: Отец, Мать, (и) Сын, из живого молчания, что происходит от нетленного Отца. Сии произошли от молчания Отца неведомого». (Из Евангелия от Египтян, датируемое предположительно второй половиной II века после Р.Х. Выдержки из него содержатся в трактатах  приписываемых третьему епископу Рима Клименту, занимавшему кафедру в Риме после Лина и Анаклета.

 

У меня был разговор с человеком, который считал себя последователем Мани, он полагал существование двух божеств= доброго и злого. Действительно на рубеже II века после Р.Х., выделилась на Востоке и Средней Азии секта гностиков, которые развивали учение о том, что в христианстве прежде всего, Господь Иисус Христос пришел для того, чтобы открыть тайну мироздания избранным людям. Гностиками были Василид, Маркион, Карпократ, жившие на рубеже II-III веков после Р.Х., против гностицизма писали многие христианские мыслители и богословы, наиболее известным считаются книги 5 книг, которые приписываются, да и принадлежат авторству Иринея, епископа Лионского.»Против ересей», Ириней обстоятельно разбирает истоки гностицизма, их мифологический и религиозный смысл, культы и обряды…. Однако, он разбирает эти ереси с позиции христианского учения и его формирования дальнейшего, развития в борьбе с ересями. Ранее в I-II веках в книге «Деяний святых апостолов», упоминается о диспуте Стефана, первого архидиакона, с представителями гностиков, среди них апостол пишет и о либертинцах, которые затем впоследствии разделения гностических сект, основали свое отдельное направление. Либертинцы- libertine, отсюда и французское Либертин, впоследствии средневековое имя, полностью считали, что от греха нельзя уйти, нельзя уйти от страстей и всевозможных искушений, чтобы достичь мудрости и «просветления», либертинцы полагали полностью утопить свою душу в грехах плоти, разврате и прочее…
Далее нужно сказать о том, что существовало действительно ВТОРОЕ направление гностицизма, которое опиралась на крайний аскетизм, выражавшийся в отказе ЗНАЧИМОСТИ плоти и тела в принципе для человеческой жизни, но парадокс состоит в том, что древнейшие монахи и аскеты ушедший в пустыни, встретили этот лжеаскетизма достаточно отрицательно, тем не менее, некоторая часть из них, впоследствии ставшая великими столпами положившими начало христианскому монашеству, была обращена в том числе и из гностических верований, так скажем. Поэтому сама идея аскетизма крайнего и можно сказать радикального пришла от гностицизма противоположного либертинскому направлению, но дело в том, что парадокс заключается в том, что многие анахореты были крайними аскетами, поборовшие в себе страсти. Красота же тела и прочее, есть не то имел ввиду, что тут поняли в сообществе, а то, что главным является внутреняя красота, а не телесная. Конечно Бог создает совершенное творение, Мани кстати этого не отрицал, его секта не надо забывать, она вышла из монотеистических верований, в примеси вавилонских культов и египетской отчасти мифологии, но ее восточное происхождение сыграло свою роль, определив центрально важную проблему религиозную борьбы добра и зла, разве Зороастр не говорил об этом? Говорил, конечно манихейство, имеет индоиранское происхождение, наверное больше, чем тот же гностицизм, о древнеиранских корнях которого кстати тема не думаю, что сильно изучена… Мани в том числе, был проповедником «нового пути», таким же каким был Великий учитель Света, у ессеев, несмотря на Кумранские находки понятие о которых еще не вполне составилось, скорее об их текстах, но не о них самих исключиельно. Манихейство, в отличии от гностицизма, разрозненных культов, имевших своих учителей, и имевших разрозненную систему верований, все-таки во многом происхождение которых связано с реакцией христианской религии, было сложной синкретической системой, ктсати не столько гностицизм, сколько именно манихейство, к сожалению дало свои «плоды» во многих средневековых ересях и сектах, тех же богомилов в Болгарии, и прочее, потому, что идея двух «божеств», противостоящих друг другу это идея высказанная Мани, но не впервые, и даже можно сказать далеко не впервые… а уходит своими корнями в глубь тысячелетий, и возможно относится к первой «теологической системе» вавилонской или точнее и вернее сказать ассиро-вавилонской мифологии,
Гностицизм это смесь и астральных культов, поэтому там де факто нет понимания христианского креацианизма, и здесь манихейство имеет точки соприкосновения, прослеживающиеся в том, что гностицизм «черпал» от древней философии и так же ассиро-вавилонских культов, особенно культов поклонения звездам. Не случайно Василид, а вслед за ним и эта идея перешла уже в псевдохристианскую апокалиптическую секту Монтана, говорил о том, что Бог придет и «составится Его тело», Он воплотится в простом конкретном человеке, но составление тела, Василид, если мы внимательно почитаем его учение, говорит о составлении тела из эонов, зонов обитающих в кавычках во Вселенной, а эон и зон на языке лженауки астрологии- то же, что и звезда. Поэтому среди тоталитарных сект и культов мира ничего не ново.

2017-06-09T20:51:56+00:00 Октябрь 10th, 2013|Categories: Статьи|Нет комментариев

Оставить комментарий