Первохристианская община в период духовного крушения Римской Империи: история, предпосылки, последствия.

Главная/Статьи/Первохристианская община в период духовного крушения Римской Империи: история, предпосылки, последствия.

170 г. после Р.Х. Александр Север  властвует над Римом, прошло  уже практически 100 с лишним лет с  мученической смерти первоверховных апостолов Петра и Павла. Впервые за долгие годы римская власть сделала послабление в отношении  первохристианской общины, пройдет чуть больше 30 лет как гонения возобновятся с новой силой. Династия Северов была неодназначной воспринимаемой в истории, если Александр Север был мудрым правителем, идущим на уступки христианской партии, приобретавшей  все большее значение в Римской Империи, то Септимий Север  был грандиозным стратегом, любил архитектуру и особенно живопись во всех ее формах. Однако, при нем были одни из жесточайших гонений. Блаженный Павел Фивейский, потерпевший от воздвигнутых гонений, вынужден был уйти в египетскую пустыню, чтобы здесь в древней, еще  упоминавшейся прикровенно у пророков, Фиваиде  подвизаться и стать первым в истории древней христианской Церкви подвижником. Он спасся, как и немногие другие, бежавшие в египетскую пустынь, и укрывшиеся под ее лоном от преторианцев… Септимий был зол, и было конечно на кого, самые близкие к нему люди оказались предателями, нужно было возложить вину на кого-то или даже на тех, кто и без того раздражал римскую власть. Некогда безумный, ( впоследствии прозванный римскими историками Оттоманской Империи), Нерон  обвинил христиан в поджоге Рима,  теперь же настало время, когда казалось это в прошлом… В 219 году, еще 1 год до официального эдикта,  вновь стало известно о начале новых гонений на христиан. Их молельные дома разрушались, женщины и дети подвергались страшным пыткам, а те кто находил убежище в своем доме, силой доставлялись наскоро собранные судилища, где не признавали ни следствия вины, ни самой вины… Величайшая некогда юридическая система Колосса Рима  пала под словом проповеди первохристиан, показуя что ничто ни властно над человеком устремленным к познанию Бога, к поиску Его, а не поклонению глиняным и деревянным истуканам. Это были самые страшные годы, которых еще не знала Римская Империя, кровавый пир «богов»  начался  с нескончаемых убийств,  предательств  высшей знати, и наконец  обвинениям в тайных заговорах против Сената христианских предводителей, Казалось безумству не будет конца, не случайно Аларих когда  захватит Рим посетует, что «этот великий город так просто сдался, а между тем предки наши слагали о силе его оружия  грандиозные сказания»….  Но до этого крушения оставалось чуть больше 200 лет, предреченного также и апостолом Иоанном, на острове Патмос в ссылке. Одним из тех, кто подвергся гонениям при Септимии, был и брат Павел, как его называли среди первохристианской общины. Этот Павел, однажды прогуливался по побережью Средиземного моря, и увидел уже  летах человека, с благообразным видом, от него исходила доброта. Павел, еще тогда около 46 лет не знал кто перед ним  и кого он встретил. Лишь сказав, что он христианин, и что сам Павел хотя не преследует христиан за их вероучение, но готов , тем не менее, поговорить с этим человек, даже поспорить, дабы побольше разузнать о новой вере. Предание указывает, что этот человек был апостола Иоанн Богослов, который смиренно подошел к Павлу, в одной руке у него была тросточка и нарисовал символ рыбы,  так Павел понял, что перед ним христианин. … Теперь же, он вспоминал об этой встрече и разговоре, вспоминал как его привели в общину, как он подготавливался ко крещению,как его крестили, как он проповедовал, что говорил, и как он стал одним из любимых своей паствой епископом города Смирны, что в Малой Азии… Он все это отчетливо понял… Епископ Павел Смирнский был удостоен мученической смерти, среди тысяч других, впоследствии причисленных Богом к лику святых, а потом уже и Церковью мучеников, мучениц, исповедников…  Между тем, власть Колосса Рима все более ослабевала день ото дня, что было связано с нескончаемой борьбой за власть, и столь же нескончаемыми интригами… Септимий был подозрителен, не по летам, сказали бы его современники, однако же его подозрительность выражалась все в усиливавшихся вакханалистических действах, граничащих между здравым умом и столь же умопомешательством… При не пострадал еще один исповедник, христианский писатель, и богослов Ориген, который также был вынужден скрываться от гонений.  Наконец около 225 года стало ясно, что император болен, и что возможно причиной его ухода по одним данным, а по другим отравления ядом, стала его неспособность управлять Империей. Новый полный сил и  неудержимой жажды власти Деций,  становится во главе Империи. Тот кто убил больше своих соратников, кто всеми правдами и неправдами боролся за римский «трон» если можно так назвать стал новым императором Рима и всей Империи… Деций следуя заветам предшествовавших ему правителей вновь воздвиг гонения на христиан, лишь только «ересей»  Квинта Септимия Флоренса Тертуллиана спасла его от этой борьбы с «новоявленной сектой», как тогда считали в Сенате и римские граждане. Однажды, Деций устроил грандиозный пир, в котором участвовали все подчиненные ему, и круг приближенных лиц, утопая в  непомерной роскоши, пьянстве и разгуле он приказал зарезать несколько его слуг, которые по его мнению  прислали к нему некрасивую наложницу… И вот, так получилось, что повеление было исполнено. А между тем пир продолжался около 10 дней. «Боги мне благоволили, я стал императором,  и теперь все в руках моих, ибо я их посланник» твердил обезумевший Деций.  «Нам не хватает для полноты жизни и исправления ее, как то повелели боги больше всего одного, это уничтожения противной богам нашим религии. Пускай — передают историки придворные его слова— может быть мы не сможем одолеть духа христианства, но искореним его, так, чтобы и следа не осталось от него».. » А другим вот будет утеха» — добавил рядом сидевший знатный вельможа Публий Целий.  Когда христиане тысячами умирали на крестах, были растерзаны зверями,  сжигаемые заживо для римских императоров, для  большинства их это было «утехой».  Стоит отметить, что первохристиане считали подвигом умереть за Христа, и за свое вероисповедание. Этого не понимали римляне, не случайно в Римской Империи последних примерно 200 лет ее существования мы видим олицетворение разделений в последующих цивилизациях по важному и осново полагающему принципу, духа и материи. … … После Деция, которых прославился многими своими варварствами,  пришел дальновидный Деоклитиан. Этот император  разделил Римскую Империю на четыре области, или диоцезов, где поставил над каждой из них своих правителей- четверовластников. Южный диоцез был сильно непокорным, так как над ним правил дерзкий, властолюбивый (и в этом смысле ни перед чем не останавливающийся) Максимин. Прошло не больше 10лет, с 252 -257 годов, когда Диоклетиан правил над Римом, как Максимин объявил ему войну, и вышел из под его юрисдикции, то есть из под прямого владычества Рима. Диоклетиан  был вынужден также идти войной на Максимина, но силы были не равны, и в одном из сражений, Максимин потерпел сокрушительный разгром от Диоклетиановых войск,  сначала был свергнут с занимаемой им должности правителя диоцеза, а затем убит. Однако, Империя уже не только не могла мириться с нескончаемыми восстаниями в ее колониях, от самых близких, до самых удаленных, но и не могла мириться главное с тем, что ранее лояльные Диоклетиану четверовластники вышли из под его контроля и теперь представляли угрозу для него самого. Жестокое подавление  восстаний в колониях силами преторианцев, и столь же жестокая и беспощадная расправа над предателями, возымели свое действие, приведшее к ощутимому результату… Дело в том, что в отличии от других цезарей,  Диоклетиан был неоднозначной фигурой на олимпе Римской истории,  этот тот случай, когда сноровка и умение не подстраиваться под ситуацию, а ловко и порой бесцеремонно ей владеть  — те собственно признаки его властвования, которые  привели и к тому, что многие историки до сих ошибаются в оценке его правления, особенно оценки даваемой ими наскоро Диоклетиану в его политике по отношению к христианам. Не раз приходилось встречать в соответствующей литературе выражение»гонения Диоклетиана», но эта формулировка не совсем правильная, в силу того, что номинально Римской империи в целом правил Диоклетиан, а  юридически было четыре при нем правителя. Что же мы оспариваем роль Диоклетиана в «гонениях на христиан»? ДА, потому, что он не являлся прямым их инициатором, скорее это был тот же четверовластник Гален, тот же Галерий и прочие, конечно вплоть до Гонория, с которым ЮРИДИЧЕСКИ гонения на христиан прекращаются а не после подписания так называемого Миланского эдикта, … Вспомним с вами Юлия Октавиана Августа, который также был номинальным правителем, поскольку не обладал всеми рычагами власти, но уже тогда кстати интересно опутал сетью соглядатаев  каждую колонию, каждую территорию, так что при грандиозном его правлении, и особенно увеличившейся «постановке» идолов, о которой еще писал апостол Петр, он юридически держал империю в что называется «ежовых рукавицах»,  при нем стали жестокие казни  рабов, восставших… «Славный из рода Августов, славнейший среди богов, которому завещано быть с ними после смерти». Как видим история тесно соприкасается с духовно-нравственным постижением смысла происходивших тогда событий.  Он был двояким. С  одной стороны, происходила дальнейшая деградация  языческого общества и языческой религии в целом, которая усиливалась как внешними, так особенно и вероятно главнее всего, внутренними факторами — борьбой за власть, неспособностью удерживать завоеванные территории (колонии), наконец вырождением ВСЯКОГО СМЫСЛА жизни среди знати, и привилигированных сословий римских граждан. Однако существовала и третья причина, которая послужила возрастанию роли христианства в языческом мире. Эту причину можно назвать профетической, так как о приходе Сотера- Спасителя пророчествовали не только иудейские пророки, но и известная провидица Севилла, на которую впоследствии указывал Господь Иисус Христос. Поскольку язычники в действительности почитали божество и опасались «чужих богов», а с завоеванием в течении многовековой истории Древнего Рима  многочисленных колоний, от Византия до Карфагена,  они придавали большое значение профетизму, как своим языческим «провидцам», впадавшим в экзальтированные состояния сознания, так и великим провидцам Варлааму, Севилле,  и другим, свидетельствовавшим о  том, что весть о Спасителе мира распространилась по всей территории, которую населяли древние народы, не только народ Божий, но и язычники… Также  к I  веку ждали прихода «новорожденного Вишну» индуисты,  кришнаиты перерождение Кришны. Все это уже давно, было подмечено, так называемыми историками «религиоведами», которые относили профетический фактор воздействия на сознание людей к разряду легендарных. Но при внимательном ознакомлении с этими пророчествами, мы придем к довольно интересному выводу, который заключается в том, что ни в одной существовавшей в древнем мире религии не было указания на пришествия именно Спасителя мира, ни в индуизме, ни в  буддизме,  такого не было. Но уникальность профетических предсказаний состоит в том, что к конкретному периоду существования человечества, оно ждало пришествие в мир Спасителя, пришествие которого особенно активно предсказывалось иудейскими пророками, но несмотря на особенное изучение этого периода истории иудейского народа, связанного с движением пророков, мы видим древнейшие предсказания о Спасителе, еще задолго до его появления. Это не говорит ни в пользу, ни против  иудейской точки зрения о почитании Господа Иисуса Христа, как величайшего из Пророков, ввиду того, что это лишь косвенно свидетельствует о глобальном и все мировом масштабе  данного величайшего события.  Именно данный фактор прямым образом повлиял на разрушение древнейших основ языческого миросозерцания, конец ойкумены которой (Римской Империи) и положила христианская община. Не случайно, христиан долго воспринимали как выходцами из «иудейской секты», о чем свидетельствовал наш русский богослов протоиерей Александр (Шмеман). Однако это не была именно «секта», уже ко второй половине I века после Р.Х. христианство проникает в Рим  и находятся его последователи среди сочувствующих христианам, а также тех, кто еще слышал проповедь Господа Иисуса Христа. Такое положение дел, в центре ойкумены не могло не стать известным римской власти и знати и впоследствии дошло до императора. Так, император Клавдий в 46 году после Р.Х. ввиду смятений, устроенных прозелитами из иудеев   (то есть обращенных проповедью апостолов в христианство)  приказывает «выгнать» всех смутьянов из Рима, так или иначе поднявших эту неразбериху в виду почитания имени Христа. Впрочем, Рим  в историческом контексте не был таким спокойным городом, так Гай Светоний Транквилл уже упоминал об одном из восстаний иудеев, ошибочно полагая, что оно было связано, как дословно он называл с именем «Хреста». Однако, здесь  к концу I  века после Р.Х. во главе иудейского восстания стоял Бар Судда,  один из предводетелей фарисейской партии. Нам важно не то, что периодически в Риме происходили такие явные акты неповиновения властям, восстания, будь-то иудейские, будь-то прозелитов из иудеев, то есть обращенных в христианство, но важно то, что эти смятения свидетельствовали о древности находящихся в Рим разрозненных пока членов христианских общин.  Что в принципе уже говорит не в пользу официальной точки зрения римо-католических богословов о том, что собственно  Римская кафедра была основана апостолом Петром во время его проповеди в Риме и незадолго до мученической смерти (то есть в царствование императора Нерона около 67 года после Р.Х.). Римская община, которая была здесь, по свидетельствам православно-восточных церковных писателей еще при Господе Иисусе Христе. Так, что будь-то бы с Рима приезжали, ставшие затем прозелитами, иудеи, чтобы послушать Нагорную проповедь.  Как видим, посеянное здесь «доброе семя» дало свои плоды, достаточно сказать, что многие апостолы из семидесяти, удостоенные впоследствии мученической кончины, были именно римскими  гражданами. Но невозможно, говоря о первохристианской общины и ее духовно-нравственном влиянии на римлян, обойти стороной географический фактор распространения евангельского вероучения. Древний Рим, как впоследствии и Византия, это цивилизационный центр, где пересекались многие пути, по которым шли торговые караваны, и налаживались связи с колониями, вновь приобретенными силою римского оружия. На стыке древневосточных, ассирийских (ассирийцы), древнеегипетских культур, а также многогранной и значительной, как для истории Древнего Рима, так и других цивилизаций (особенно появления здесь арабов)  культуры Персидской цивилизации, формировалось общее культурно-традиционное пространство. Оно включало в себя не столько»напластование» различных обычаев, ритуалов, религиозных верований народов древневосточных цивилизаций, сколько вообще связь с первой цивилизаций, которая именно на землях Древнего Востока получила свое широкое распространение и известность особенно в Торе, в Библейских текстах, конечно это Сеннаарская цивилизация.  Именно в ней происходили все древнейшие события человеческой истории, связанные с изгнанием Адама и Евы из  Эдемского сада., то есть рая.   Естественно, что если из глубины веков сохранялось здесь то культурное, историческое, можно сказать много традиционное «пространство», в котором не только уживались, но и жили целые народы, этносы, вступавшие, тем не менее, в борьбу на «мировой цивилизационной арене»,  за свое будущее и  каждый за свою цивилизацию. Сохранение  данного взаимодействия, взаимообщения между народами способствовало формированию определенного «восточного менталитета», который повлиял на расширение этого взаимодействия, торговых, политических, военных,  и иных связей. В тоже время мы встречаемся, порой с мнениями богословов, религиоведов, о том, что это была «культурная ассимиляция»,  то есть взаимопроникновение. Это действительно была культурная ассимиляция, на обломках именно древнейших восточных, и древнейшей праиндийской цивилизаций, была выстроена мощная сначала греческая, а затем и римская Ойкумена. Однако, когда мы говорим о заимствованиях, о том историческом и культурном-цивилизационном облике, который приобрели народы Древнего Востока, и о той сквозь времена, связи способствовавшей проникновению и уяснению сути христианской религии, мы должны сказать, что каждая цивилизация, будь-то шумеро-аккадская, древнеегипетская, ассирийская, хеттская, ванская, персидская, народ Божий— все эти цивилизации до столкновения  между ними, сохраняли свою самобытность, уникальную традицию и историю, письменность и развитие наук о земле и о космосе. Так и христианство, вобрало в себя все лучшее из этих цивилизаций, их культур, покорив народы не силою противоборства и оружия, а силою любви и смирения по отношению к человеку, как личности. Христианство провозгласило личность краеугольным камнем своего мировоззрения.  Древний Рим, — божество, которому безукоризненно должны быть подчинены все люди на земле.  Поэтому, первохристианская община формировалась как на культурных заимствованиях из упомянутых нами цивилизаций, сохранив, если можно так выразиться, евангельскую самобытность, евангельское слово проповеди Своего Основателя Господа Иисуса Христа. Однако. даже страшные гонения на первохристиан, воздвигнутые властями гибнувшей уже в череде многих противоречий Римской Империи, не смогли сломить волю ко спасению. Исполнились  слова пророка Иеремии, что «Настанет время, когда перекуют мечи на орала, и будут возделывать землю».

2015-12-23T20:31:19+00:00 Октябрь 23rd, 2015|Categories: Статьи|Нет комментариев

Оставить комментарий