Первые русские иконы: иконография святых мучеников Бориса и Глеба.

Главная/Статьи/Первые русские иконы: иконография святых мучеников Бориса и Глеба.

Первые русские иконы: иконография святых мучеников Бориса и Глеба.
Русская иконопись ведет свою историю от имени первого русского иконописца- монаха Киево-Печерской обители- преподобного Алипия. Преп. Алипий писал иконы вплоть до глубокой старости, когда по преданию, сохранившемуся из его жития ангел Божий писал иконы за него. В иконе русские иконописцы старались выразить идею заступничества и присутствия святых, это вместе с тем было выражением связи людей с миром небесным, через заступничество святых с самим Богом. Иконы писались по определенным канонам, основой древнерусской иконописи был византийский канон и лишь намного позже уже к 16 веку во время правления Иоанна Грозного при митрополите Макарии было постановлено на Соборе 1551 года писать иконы, как Андрей Рублев.
Однако первые иконы на Руси были связаны с прославлением тех благочестивых людей, которые вели богобоязненную, смиренную и кроткую жизнь. Среди них просияли любовью к Богу, высочайшим смирением перед мученичеством благоверные сыновья князя Владимира- Борис и Глеб. Память сохранила о них житие, в котором их жизнь была первым для русского человека свидетельством христианской любви и терпения.
Борис и Глеб княжили в разных городах и всюду проповедовали Евангелие, и распространяли христианскую веру. Но их брат Святополк был не примиримым язычником и после смерти их отца, святого князя Владимира в 1015 году, стал претендовать на великокняжеский престол в Киеве. В это самое время на Русь нападали полчища печенегов, которые приносили с собой не малые бедствия и разорения южных рубежей еще молодой Руси. Борис и Глеб как христианские войны стойко отражали атаки печенегов воюя против них вместе, со своими дружинами. Тогда как Святополк мечтал о безграничной власти своей в Киеве и видел Бориса и Глеба не братьями, а непримиримыми врагами для себя и своей гордыни. Он , когда Борис вернулся из похода против печенегов. Возвратившись из похода против печенегов он узнал, что замыслил против него Святополк. Узнав, что князь не будет сопротивляться воле старшего брата, дружинники покинули его. Князь же, став на реке Альте, провел последние часы жизни в молитве и раздумье. Он поставил на берегу реки Альты шатер, в котором по преданию совершил Евхаристию и став на колени молился, вдруг ворвались к нему в шатер убийцы и нанесли ему нескольку тяжелейших ранений и пронзили его копьем, тяжело раненный он снова попросил своих убийц помолиться. После молитвы Борис благословил убийц и Святополка и испустил дух. Та же участь мученичества постигла и Глеба. Их погребли в Вышгороде, который в домонгольский период был самым популярным местом паломничества на Руси.
Ярослав Мудрый, узнав о смерти своих братьев отомстил за них Святополку, дружина которого была разбита Ярославом. Сам он по преданию сохранившемуся в летописи бежал, преследуемый видениями погони и преследования его и «сгинул он в будущей Польше» (Речи Посполитой).
Около 1020-1022 годов незадолго до начала княжения Ярослава Мудрого и его потомков невинно убиенных князей причислили к лику святых страстотерпцев, и культ их стал быстро распространяться по Руси. Тогда же начал складываться и иконографический канон.

2013-10-09T20:55:32+00:00 Октябрь 9th, 2013|Categories: Статьи|Tags: , |Нет комментариев

Оставить комментарий