По ту сторону жизни- размышления и домыслы.

Главная/Статьи/По ту сторону жизни- размышления и домыслы.

«По ту сторону жизни»- размышления и домыслы.
«Я есмь Путь, Истина и Жизнь. Верующий в Меня, не узрит смерти во веки».
Предваряя начало статьи словами Господа Иисуса Христа из Священного Писания Нов ого Завета, направленными на поиск истинного смысла жизни в душе человека, в его собственной индивидуальной жизни, по слову Спасителя «Царствие Божие внутри вас есть». Нужно сказать и о противоположном понимании, так и ад, человек может посеять в собственной душе….
… Однажды прогуливаясь я зашел в один из книжных магазинов, меня привлекла одна книга, автор которой один из православных монахов написал целое «исследование» о «потусторонней жизни», о вечном воздаянии грешникам и вечном блаженстве праведников. Несмотря на то, что там очень много ссылок и объяснений давалось из святоотеческой литературы, первою моею мыслью было приобрести эту книгу: «Вот бы хорошо ее прочитать», но потом, тщательно взвесив «за » и «против», я все-таки остановился на том, что вот до чего дошли, уже исследования пишут о потусторонней жизни, и подумал, откуда вообще многое известно им стало??? Поэтому, я упаси Бог никого не осуждаю, читатель статьи имеет полное право со мной не согласится, но если ему мое мнение будет интересно, вдруг (?) — то мне кажется, были и еще наверное единицы остаются тех людей, которые признаны святыми отцами Церкви, подвижниками благочестия, какие в свою очередь прошли тяжелую, полную духовных испытаний, жизнь и которые были- как венца от Бога удостоены «тайно зрения», видения будущего и посмертной участи каждого.
Действительно, сейчас пожалуй только «ленивый» не интересуется вопросами религии, тайн, мистики (*обычно не просвещенный и не освященный в этом смысле человек, все как-то «объединяет» в одно целое), читают книги как найти счастье, как быть счастливыми в этой жизни, «притянуть удачу» и прочее и прочее. Но мне бы хотелось, в рамках собственного размышления, (*** что как человеку все-таки религиозному кажется мы можем только делать, но отнюдь не писать большие «исследования» как ТАМ, когда ни автор, порой, ни даже его духовное положение не дает просто право говорить , что «вот ТАМ вот так, и все и это однозначно и достоверно»). остановиться на причинах нашего неверия, не именно религиозного, как известно мы переживаем с Божией Помощью, духовное обновление, но именно неверия в то, что есть то, что СОКРЫТО от человека Богом. И каждый раз человек пытается «заглянуть» такова его природа греховная, — «заглянуть» за «завесу тайны». Но здесь такой автор вроде пишет, нельзя же назвать греховным его — нельзя, однако дело все в том, что нам нужно обратиться к Священному Писанию, что сказано там, и читаем о «знамениях», которые просили фарисеи, в подтверждении того, что Он Сын Божий: «Народ прелюбодейный и лукавый ищет знамения, но знамение не дастся ему» . Так и здесь, мы ищем свидетельств, порой играем, и кстати телевизионщики играют с бесовщиной, а игра это опасна, тем, что они де думают говорят о Боге, а может это и дьявол так раскрывает себя, что вот бурили скважину где-то в России и услышали далеко под землей стенания и вопль.
Во-первых, нигде в Священном Писании не говорится об аде, как материальном месте. Изначально, если мы посмотрим сначала иудейское богословие, святых отцов Церкви, то увидим, что в первом- говорится об аде как Шеоле, где души грешников и души праведников «спят», то есть погружены в сон, существуя как бы во мраке; во втором- ад, это то, место, где нет Бога, это максимальная удаленность от Бога, мы видим это в арамейском диалекте слов Господа Иисуса Христа, сказанных Им на Кресте: Или Или «Мой Бог, Мой Бог» (ранее отсюда и именование пророка Илии), вскую или по русски «зачем ты покинул Меня». И наступила «тьма по всей земле», мрак обуял землю, это ведь тоже не случайно, это именно великий символ Богооставленности, но не просто символ, это все было реально, мы в этом не сомневаемся нисколько. Сообразно с этим и святые отцы говорили, об аде как Богооставленности,» Бог оставил это место» — часто мы говорим, то есть оно никому не нужно, это есть полнейшее одиночество, оставленность и человека, который «отпал» от Бога по причине греха своего, как грех и наши страсти удаляют нас от Бога, так и Бог будучи настоящим Человеком и настоящим Богом, Богочеловеком испытывает те же духовные страдания, Богооставленности, богооставленности Своим Отцом, сходит во ад, и первым делом как раз и освобождает Адама и Еву из Шеола, на многих иконах это буквально представлено, когда Спаситель падает руку Адаму, и как бы «вытаскивает» их от плена адова. Совершается величайшее деяние, вновь космологически прообразующее соединение в Господе Иисусе Христе всех людей с миром ангельским, а не только земным.
В этом смысле мы понимаем, что уже древние отцы Церкви говорили об апокатастазисе, — то есть о возвращении искуплении и людей и бесов и демонов и падших ангелов и даже дьявола и обретения ими через Жертву Крестную рая. Однако, учение святителя Григория Нисского, не было признанно всеми восточными отцами, а было в дальнейшем осуждено в лице Оригена Христианина, в учении о «предсуществовании душ» в 553 году после Р.Х.
Таким образом, освобождение от «адова плена» , воскресение умерших для Страшного Суда, чаяния на всеобщее воскресение мертвых — все это есть древнейшие, засвидетельствованные многими религиями древности, верованиями, мифологическим сознанием- словом засвидетельствованные ВЕЧНОСТЬЮ, реальные события, которые нас всех ждут.
Но, ад это противодуховное измерение также, как и рай — духовное измерение нашей души. Сам человек уже на земле, может устроить себе и ад и рай, смотря как он живет, что ставит во главу угла своей жизни, какие ценности, стремления, какие блага или наоборот какие «худые» плоды он взращивает в сердце своем. Это сообразуется с церковным учением, что Царство Божие обретается на земле, но полнота обретения его в вечности есть. Так и человек, народ, нация, цивилизация всегда испокон веку, стремятся к счастью, благоденствию , словом земному добру, а душа стремится к Богу. Но есть и обратное «стремление», есть стремление ко греху, страстям, пробуждению в себе звериного начала, ко всякому злу, насилию, — это есть уподобление постепенно демонам, которые «тянут» человека с момента грехопадения Адама и Евы к «себе», в преисподнюю. — то есть его душу. Так, если в первом случае, обретается земное благоденствия, направленность здесь к добру, является главной для человека ценностью, к которой он стремится, в деянии которого совершенствуется. То, в другом случае, человек просто теряет личностность свою, отрицает свою личность и уподобляется «духам злобы поднебесной», если нет главного в его жизни, к которому он, кстати может идти всю его СОЗНАТЕЛЬНУЮ жизнь — ИСПРАВЛЕНИЯ,ПОКАЯНИЯ. Нам дан от Бога величайший дар- способность распорядится своей метафизической свободой, определения добра и зла, для того, чтобы изменить в лучшую сторону свою жизнь, а от дьявола, прельстившего Адама и Еву, стало червием то, что человек с того времени и во зле «мог пребывать», и порою пребывает. Заканчивая свою статью, хочется привести слова действительно тайновидца, далеко может и не святого человека, но, которому открылось пророчество от Бога — Ф.М. Достоевского: «Здесь добро со злом борются, а поле битвы — душа человека». И не нужны никакие исследования, чтобы понять, что от это извечной, НО не вечной, битвы добра и зла и зависит посмертная участь каждого, живущего на земле. Вот, что и сообщается в Священном Писании, что «мы изменимся, и будем как бы на облаках» апостол Павел говорит в Послании Втором к Фессалоникийцам, остальное нам знать не дано, а дано, БЫЛО, ЕСТЬ И ОСТАЕТСЯ избранникам Божьим- святым отцам Церкви, пророкам, и людям, прдизбранным от Бога (критерий избранности- У БОГА только есть).
В конце этой статьи постараюсь, чтобы не быть, голословным привести, высказывания святых отцов Церкви о преимущественно: рае, блаженной жизни, покаянии, любви, грехе, и только одно, это принципиально важно, только одно приведу об аде. Почему так? Неужели святые отцы Церкви никто вообще об аде не писал? Многие писали, но, исторически так сложилось, что на Востоке в христианской восточной традиции развилась ангелология, и соответственно учение об их «место пребывании», рае, словом будущей жизни, которая ожидает только праведников, а на христианском, преимущественно латинском Западе- демонология (соответственно больше мы » у их святых отцов» (*** не признанных нами или находящихся в ранге» блаженных»).
Во-первых, восточные отцы не были признаны после Великого раскола 1054 года Рим-Католической Церковью впоследствии (это и Григорий Синаит (10 век), и Григорий Палама и Николай Кавасила (XIV в.) и многие другие, естественно латиняне не признали защитника веры христианской от их самих и Флорентийской унии святого Марка Ефесского). Потому, надеюсь, что кому-то эти строки из святых отцов Церкви если не понадобятся, то может человек этот о чем-то задумается.
……………………………………………………………………………………………………………………
Мысли святых отцов Церкви о рае, аде, грехе, покаянии, воскресении мертвых.
Среди аскетов, отцов преимущественно, писавших для монашествующих стоит назвать имя преподобного Ефрема Сирина (это VI век), у него есть довольно замечательные строки о рае, описание райских «мест» и в том числе, множество советов, поучений, о том, как удостоится блаженной жизни. Но, прежде чем, непосредственно обратится к высказыванием этого святого отца Церкви, заметим, что все святые отцы говорят об Искуплении Кровью Крестной Жертвы Спасителя, это «есть дверь» через которую проходит каждый человек рано или поздно в своей жизни, принимающий Господа Иисуса Христа, ад — это в душе и сердце (мы найдем единственное высказывание у преп Макария Египетского, но это тоже важно, поскольку преп. Макарий «сердечный богослов», у него центральным во спасении является в человеке — сердце).
Вообще, одну из книг преподобного Ефрема Сирина предваряет очень важное слово «О любви», без обретения и стяжания главной в христианстве добродетели, нельзя достичь Царства Небесного и начала его на земле. Преподобный Ефрем Сирин так говорит о любви:
I. «Любовию из ангелов и человеков соделано единое стадо. Любовию все домостроется ко спасению. Смерть упразднена, ад низложен, Адам воззван, Ева освобождена. Любовию клятва разрешена» (* то есть разрушена), рай отверст, явлена жизнь, обещано небесное царство» (С. 8- см. ссылки на собрания творений в конце статьи)
«Еще говорю и не перестану говорить: блажен человек, который пренебрег все земное и тленное и приобрел любовь. Мзда его возрастает с каждым днем, мзда и венец ему готовы, ему даровано небесное царство. Его ублажают все Ангелы, его хвалят все Силы небесные (**подробнее смотрите у Псевдо-Дионисия Ареопагита в его трудах «О Небесной иерархии» — Ангелы, Силы, Власти, Престолы, Господства, Архангелы, Серафимы, Херувимы, — иерархия небесная, смотрите также по ангелологии у того же святого, мистическое откровения о херувимах шестикрылых, много лицах, так что преп. Ефрем Сирин называет их «всевидящими» , но это скрыто от нас см подробнее византийскую ангелологию), его с радостью приимут лики Архангелов. Перед ним с готовностью отверзутся небесные врата, и с дерзновением вниидет он, и станет перед престолом Божиим, увенчается десницею Божиею, и с Богом будет царствовать безконечные веки» (С. 9-10)
(*** В Древней Церкви сохранилось предание от достопочтенных отцов, мужей апостольских, о том, что после кончины мира и Страшном Суде, будет тысячелетнее царство праведников, а потом вновь сатана будет править и повержен станет Спасителем, это кстати древнейшее упоминания, к которому даже единого мнения среди достопочтенных отцов не было, так что мы то знаем об этом? Подробнее естественно сказано в Священном Писании, Апокалипсисе апостола и евангелиста Иоанна Богослова, см. также Иринея Лионского, Ипполита Римского, жившего в гонения Септимия Севера ( первая половина III века после Р. Х. и особенно его труд «Об Антихристе», написанный в преддверии этих гонений на христиан).
В своем слове «О блаженных обителях» преп. Ефрем Сирин говорит о будущей славе праведников в Царстве Небесном:
II. » Как лучами солнца чувственного наслаждается всякий, по мере чистоты зрительной и впечатления, и как от одного светильника, освещающего один дом, каждый луч бывает различен, между тем как свет не делится на многие светильники, так в будущий век все праведные водворятся нераздельно, в единой радости» …
«Но каждый в своей мере озаряется единым мысленным Солнцем, и по степени достоинства почерпает радость и веселие, как бы в одном воздухе и месте, седалище, созерцании и образе» . «И никто не видит меры и высшего и низшего, чтобы смотря на превосходящую благодать другого и на свое лишение не иметь в этом для себя причины к скорби и беспокойству» (**** Таким образом, здесь утверждается то единое и соборное мнение святых отцов Церкви, что каждый праведник, удостоившийся «райских обителей» пребывает в таком духовном свете, то есть свете благодати Божией, которую получил на земле, которую снискал от земных дел своих, для нас это крайне важно, поскольку здесь и говорится о мистическом смысле последнего радостного восклицания апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «И увидел я новое небо и новую землю», это означает очевидно, что и в раю будет такая же иерархия, но ДУХОВНАЯ , об этом фактически не акцентируя внимания на земном смысле своих слов, и говорит преп. Ефрем Сирин, далее мы видим, что наша мысль возможно в этом правильная, в следующих его словах):
«Да не будет сего там, где нет ни печали, ни воздыхания, но всякий, по данной ему благодати, в своей мере веселится внутренно, а по внешности у всех одно созерцание и одна радость!» (С. 19-20).
Далее, мысль, обращенная преп. Ефремом Сирином к общему состоянию всех людей , удостоившихся рая, переходит снова к «описанию» его в следующем слове «О блаженных местах» :
III. «… Там на блаженной земле кротких, где все тихо и безмятежно, где все светло и богоугодно, где нет ни обидчика, ни притесненного, где нет греха и огорчения, где свет неприступный и радость неизглаголанная, где нет ни труда, ни слез, где нет ни заботы, ни попечения, ни сетования, где (это очень важно ! и впервые встречаем эти слова в Священном Писании)- где нет ни мужеска полу, ни женска, где нет ни диавола, ни смерти, ни поста, ни печали, (*****Пост это радость у христиан, однако здесь преп. Ефрем Сирин казалось бы ставит эти слова рядом «Пост да вменится в печаль», древнее высказывание, то есть «печаль о грехах , сокрушение в них», с одной стороны внутреннее, а не внешнее : «И когда поститесь вы, не будьте как фарисеи, которые натянут на себя унылые лица когда постятся») (вообще буквально смысл здесь иной — маска), ни вражды, ни ревности….. но в высочайшей степени есть веселие, где вода успокоения и….. виноград, возделываемый Богом всяческих, на той блаженной земле, которая приносит прекрасные плоды, произрастает древо жизни, орошается источниками духовных дарований, на которой растет истинный виноград, которого делателем, как слышим, есть Дух» (С. 21).
IV. » И если бы Бог, сотворивший нас и восприявший на Себя плоть нашу, не благоволил видимым образом ходить по земле и Своими благословенными и святыми стопами освятить землю: то, думаю, самая земля осквернилась бы множеством беззаконий моих» ( О смирении святых отцов Церкви многое уже сказано, вот так — всегда осознавали свою падшесть во грехах и страстях перед Богом, и ничего де не имели).
Еще мне понравилось высказывание преп. Ефрема Сирина о женщинах, хоть отступлю от темы, но приведу его здесь: «Псалом — самое приличное убранство женщины».
Много высказываний о покаянии, рае, грехопадении есть у святителя Кирилла Иерусалимского, жившего также примерно между VI-VII веками после Р.Х. Так, он приводит и истолковывает слова пророка Божия Иезекиля, о падшести Денницы и его низвержении на землю, то есть фактически об аде, но мы увидим вообще интересное высказывание, которое я здесь приводить не буду о создании Богом не только рая, но и ада, хотя ничего удивительного в этом высказывании нет, тем не менее, обратимся к словам пророка Иезекиля и толковании их святителем Кириллом Иерусалимским:
I. ( на старославянском языке): «Вознессяся сердце твое в доброте твоей множества ради грехов твоих и за грехи уязвлен ты, и на землю повериохъ». Согласно сим говорит Господь в Евангелии: «Видехъ сатану, яко молнию с небес спадоша (Лук. 10, 18)». Видишь сходство Ветхого Завета с Новым. Он, ниспадши, вместе с собою увлек многих; он возбуждает похоти в тех, кои повинуются ему. От него прелюбодеяния, блуд и всякое другое зло. Через него праотец наш Адам пал и вместо рая, приносившего без возделывания дивные плоды получил землю, «произрастившую терния» (****** Здесь мысль святого отца Церкви конечно не сходится с другими, хоть и не святыми отцами, так у Блаженного Августина встречаем, что возделывание рая — являлось возделыванием душ первых людей, этой мысли придерживался и Феодорит Кирский, однако стоит заметить, что святитель Кирилл Иерусалимский говорит здесь именно и виновнике зла- дьяволе, и проводит идею, заключающуюся в том, что ад был создан Богом как место падших ангелов, — ставших демонами и бесами, по причине того, что они уже не могли иметь ничего общего с Богом, выражение, которое мы встречаем у всех святых отцов Церкви, толкующих это место неканонической книги «падоша на землю», не стоит понимать буквально, значит не на землю непосредственно, а то между воздушное пространство между небом и землей, куда иудейские уже богословы помещали сам ад, и «царство Вельзевула» , у апостола Павла также есть именование их «духов злобы поднебесной», таким образом поздние католические предания о аде как подземном царстве, восходящие к том числе к древним мифологиям «царство греческого бога преисподней Аида» и так далее, есть устоявшееся представление, перешедшее еще ранее у нас на иконы «Сошествие во ад» , но ни один святой отец Церкви на самом деле не говорит об аде непосредственно, как локализованном пространстве или где он находится это уже наши поздние выдумки и именно домыслы). Кирилл Иерусалимский говорит, что необходимо заботится о своем спасении, чтобы уберечь свою душу от зла, бесовского и демонского искушений. Его мысль о покаянии и трезвении выражена следующими словами:
II. «Кто не уповает спастися, тот без опасения умножает грехи свои; а кто надеется получить исцеление, тот без затруднения наконец остерегает себя от оных». «Итак, природа наша может принять спасение, требуется только наше произволение».
III. «Посему то Бог, дабы не погубит нас по неизреченному своему человеколюбию, для покровения Божества Своего распростер небо. Это не мои слова, но Пророк сказал: аще отверзеши небеса, трепет приимут от Тебя горы, и растают» (Исаии 64, 1) » (узрише подобие Славы Бога, но не Саму Славу) (С. 111-112). Говоря о воскресении мертвых, святитель Кирилл Иерусалимский приводит аллегорию, пробуждения природы после зимы и деревьев особенно:
IV. «Зимнее время теперь, как ты видишь; дерева стоят, будто мертвые: ибо где листья, смоковничные? Где кисти винограда? Впрочем мертвы они зимою, а весною зеленеют и когда придет время, тогда как бы самая мертвенность сообщает им жизнь» .
Теперь необходимо привести слова святителя Кирилла Иерусалимского в его беседе «О рае» , которые интересны:
V. «Блажен, кто вожделевает рая, его вожделевает и рай; с радостию приемлет во врата свои, заключает в объятия свои: услаждает песнопениями на лоне своем; разверзает ему недра свои и покоит в них. Но отвращается и убегает он от него, кто сам отвращается от рая; потому что райская дверь есть дверь испытующая, хотя и любит людей». ( О рае, С. 258).
Совершенно другой слог, те же сравнения, но более интеллектуальный, мы найдем в творениях отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского
Будучи ученым человеком, эрудированным по тем далеким времена богословом (конец IV-V в.), Иоанн Хризостом был назван так за дар блистательного владения словом, если поучения и творения преп. Ефрема Сирина, были в основном направлены к монашествующим, содержали в себе аскетический дух, мистико-созерцательный, то у святителя Иоанна Златоуста это всегда пространные, объемные довольно духовные поучения, направленные к народу- это беседа пастыря одной из не древних, но тем не мене в истории Древней Церкви, значимой Константинопольской кафедры со своей паствой, потому другой тон, больше объяснений, сравнений, больше именно толкования, экзегетике Священного Писания и особенно посланий апостола Павла.
В Слове пятом в одном из своих творений святитель Иоанн Златоуст говорит о воскресении мертвых, здесь тоже довольно интересное сравнение:
I. » Также, если у кого статуя испортилась от ржавчины и от времени, и многие части ее отвалились, то он разбив ее бросает в горнило и тщательно переплавив, делает ее лучшею » (******* Пророк Иезекиль также говорит: «Придет время и перекуют мечи на орала и будут возделывать землю»). И как разрушение такой статуи в горниле не есть уничтожение ее, но возобновление, так и смерть наших не есть уничтожение, но обновление их» (С. 840). В «Похвальных беседах на праздники Господа нашего Иисуса Христа» в X беседе «О воскресении мертвых» Иоанн Златоуст говорит:
II. «Но эти блага (земные- прим. мое), скажешь, на опыте, а те (небесные) в надежде, эти явны, а те не видны, однако явственнее видимых. Что я говорю: явственнее?- их ты можешь видеть лучше, нежели эти; потому что эти проходят; а те всегда пребывают. Поэтому он (апостол Павел) и присовокупил: не смотряющим нам видимых, но невидимых, видимыя бо времена, невидимыя же вечна» (С. 473).
Продолжая свою мысль в одной из бесед, а именно «Беседе о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих» Иоанн Златоуст пишет:
III. «Тамошнее похоже на засыхающие листья и мимотекущие тени, а даруемое здесь, подобно алмазу, даже и его тверже, потому что вечно, непоколебимо, и не подлежит никакой перемене, безбоязненно приходит к любящим его, свободно от брани и распри, от зависти и судилищ, от козней и клеветы» (С. 360).
«Бог создал два века, один настоящий, другой будущий, один чувственный, другой духовный, один доставляющий телесное успокоение, другой- не телесное (душевное), один на опыте, другой в надеждах, одному повелел быть поприщем, другому- местом награды, первому в удел назначил борьбу, труды и подвиги, второму- венцы, награды и воздаяния, один сделал морем, другой пристанью, один- краткий, другой нестареющим и бесконечным».
Преподобный Иоанн Лествичник (аскетический писатель VIII в.) в «Лествице» говорит «О небе на земле, или о богоподобном бесстрастии и о совершенстве и о воскресении душе прежде общего воскресения» следующие слова:
I. «И непорочность называется бесстрастием и справедливо, потому что она- начало общего воскресения и нетления тленных». Приведет также слова из «Духовных бесед» преп. Макария Египетского ( подвизавшегося в одной из египетских фиваидских пустынь в IV веке, одного из родоначальников монашества египетского)- «О свободе ума»:
II. «Господь приходит к душам вопиющим к Нему во аде, то есть- приходит во глубину сердца (довольно странно для нас, но в этом вся глубина преп. Макария как «сердечного богослова» ) и там, повелевая смерти, говорит: «отпусти заключенные души, взыскавшим Меня, Который могу избавить их». В завершении приведем высказывание преп. Макария Египетского о покаянии, эти слова очень красивые в духовном и душевном плане, вот они:
III. «Как земледелец, попечительный о собственной земле своей, сперва обновляет ее, и истребляет на ней терния, а потом ввергает в нее семена: так и ожидающему от Бога приять семя благодати надлежит сперва очистить землю сердца своего, чтобы падшее на нее семя Духа принесло совершенные и обильные плоды». Да будет у нас так!!!
Список использованной литературы:
1. Преп. Ефрем Сирин. Творения.- Т 3.- Изд-во.: Московского Патриархата,- 1994.- 431 с. (Писания Духовно-нравственные). О любви, О блаженных обителях, О блаженных местах
2. Преп. Ефрем Сирин. Творения.- Т 5.- Изд-во.: «Отчий дом».- 1995.- 522 с. 170 беседа. О рае.
3. Святитель Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные.- М.: Синодальная библиотека.- 1991.- 370 с. С. 20-21. О покаянии, О рае.
4. Иоанн Златоуст. Творения отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т 1 в двух книгах. Книга вторая.- СПб.: СПбДА, 1898.- 900 с. Слово пятое.
5. Святитель Иоанн Златоуст. Полное собрание творений в двенадцати томах. Том второй. Книга первая.- Изд-во.: «Православная книга».- М, 1993.- 520 с. Похвальные беседы на праздники Господа нашего Иисуса Христа. X. О воскресении мертвых, смотрите также интересную беседу: XLII. О судьбе и провидении шесть слов в книге:
6. Полное собрание творений святителя Иоанна Златоуста в двенадцати томах. Том второй. Книга вторая.- Изд-во.: «Православная книга», М.- 1994.- 980 с. Слово пятое. О судьбе и провидении.
7. Полное собрание творений святителя Иоанна Златоуста в двенадцати томах. Том третий. Книга первая.- Изд-во.: «Златоуст», М.- 1994.- 473 с. Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих.
8. Иоанн Лествечник. Лествица.- М.- 1991.- 220 с. 7 зачало.
9. Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы.- Изд-во.: Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.- 1994.- 480 с. Слово седьмое. О свободе ума, О покаянии.

2013-10-09T20:54:39+00:00 Октябрь 9th, 2013|Categories: Статьи|Tags: , , |Нет комментариев

Оставить комментарий