Потеря «разума» ради мира и человека, а также идеи и отвержение разума ради Бога- опыт русских юродивых.
Что значит проекция в будущее? Будущее каждый видит таким, как его сам он «творит» в своих мыслях и своих «снах». Что-то вроде «грез» наяву. Поэтому-то нельзя говорить о том, что «сон» когда-нибудь кончится. Вообще , здесь параллель можно провести с Гурджиевым- одиозная фигура в «философии» , однако не лишенная некоторой актуальности… В чем она заключается у него мир это майя — пустота в принципе в индийской философии, как то начинал эту тему с товарищем *(не равнодушным к Гурджиеву), так он мне сказал, что очень даже интересная философия. Но, если абстрагироваться от этой все излишней «интересности», то стоит сказать- они опасная философия, НО Гурджиев, если понимать его не с его собственных слов и «его собственного понимания» , последнее было бы проблематично, так как мы можем только делать удачные «копии» с мыслей великих людей или неудачные, другое дело истор , наблюдающий «жизнь» того или иного человека, историческое время и его связь с самим переживанием этого времени как «онтологии» было, или же мне известно было или из воспоминаний как это БЫЛО , а значит с позиции религиозной его непонятный тезис или что это такое скорее принцип некий был бы действительно верным, Во всяком случае не смотря на то, что наступает время когда, человек каждый раз «бежит» на ристалище и все мы так будем бегать из одного круга в другой, ибо время циклично и повторяемо, но не запоминается, запомнить время — значит было бы стать гением , скорее запоминается именно ОНТОЛОГИЯ или бытие в тот или иной исторический промежуток времени. Как было скажем в 30-х гг, какая была трава, как цвели цветы и как они благоухали, какая- была тогда атмосфера и так далее- эти воспоминания БЫЛИ суть незабываемы… А вот время само забвенно, оно и есть та Лета, которая безвозвратно уносит вдаль веков «время» как течения, А ЖИЗНЬ или онтология «истинности и реальности» суть всегда вспоминается КАК ЭТО БЫЛО, а не в какое время течения суток это было- мельчайшая подробность, но потому она и не запоминается.
… И вот Гурджиев говорил, что мир -это майя , но в философском плане наш мир действительно временен, значит и мы либо погрязнем в грехах (кому-то это ЯКО БЫ суждено) , либо восходить будем к Совершенству (КОМУ-ТО это яко бы суждено), Но нет ли разницы между ЯКО-БЫ и КОМУ-? Есть конечно, а она и заключается что как человек придумывает этот непозволительный ему элемент неуверенности в речи, так и КОМУ-ТО будет нужна наступит время эта неуверенность. Время то Бог дает не для того, что бежать на ристалище, но чтобы посвятить его КОМУ-ТО в свое время и в свое промежуток, даже больше — в свой день, час , в свое время года и в свой «путь»… чтобы он стал путем либо с КЕМ-ТО превратившемся из КОМУ-То, либо с Самим Богом…. … И вот осознание майи приводит к тому, что все в мире в философском смысле не подлинно, что всегда время бежит впереди самой экзистенции — сущности и что это непозволительно больно, когда такое случается, поскольку Я не успеваю за СВОИМ временем и СВОИМ течением, значит человек не может быть и здесь и сейчас, но может быть где-то далеко от времени, либо наоборот подчиняет его своему «бегу» и тогда он полностью «дышит и проживает» реальность, НО НЕ ПЕРЕЖИВАЕТ ее…. ПЕРЕЖИТЬ РЕАЛЬНОСТЬ — значит стать новой реальностью, и вот в чем главная с религиозной точки зрения правильная позиция Гурджиева- значит понять несовершенство мира как майи и пытаться выкарабкаться всеми сила из этого несовершенства , стать не над МИРОМ, а над собой и приобрести мир, через то, чтобы понять его тленность и сновидное положение вечного сна и вечного «бега во сне»…. Какой-то прям «замок грез» а не мир.. Но в сущности, именно стать не в вне мира, а над миром и значит признать либо свою ГЕНИАЛЬНОСТЬ (но это говорится о гениях, которые посвятили своей стезе жизнь и прожили ее вне мира), либо понять , что УМ ТВОЙ УБЫВАЕТ с каждым разом и уже ничто не может помешать этому противодействию с миром и «борьбы» с ним ради идеи и ради призвания — быть вне мира- таков был удел трагический Фридриха Ницше, именно трагика и гениального РЕЛИГИОЗНОГО мыслителя …. А Гурджиев взял и признал все его окружающее «сном»… Сон ведь слаще и сохраняет ум, нежели противодействие и борьба дионисского начала назревающему вне мира ЭГОЦЕНТРИЗМУ СВЕРХчеловека «Так говорил Заратуштра» , и сверхсознания — в этой и «болезнь», что человек полностью ушедший от мира своим умом теряет его и становится помешанным на идее, идея властвует над ним он видит свою обреченность, но не может ничего с этим поделать и становится ОДЕРЖИМЫМ идеей пусть даже бредовой, ища Бога уйти от НЕГО и понять, что вне мира Ты стал вне Бога и стал чудовищным Сверхчеловеком- таков трагический финал философских исканий Фридриха Ницше, и тогда действительно «каждый в свою меру » «убивает» в себе Бога…. Вот тогда-то и наступает настоящий бездуховный «ад», поскольку самым страшным адом для человека здравомыслящего с позиции разума является потеря этого разума и отвержение его ради идеи и ради полной одержимости Предметом , который одолевает его и становится ДИКТАТОРОМ его судьбы — знать бы какую душу человек этот каждый раз продает, на карте ведь поставлен не его ум, не его разум. НО ЕГО ДУША … вот в чем третья трагедия тех, кого не принимает мир- Фридриха Ницше, Винсента Ван Гога, Николая Федорова, — блаженной Ксении … Петербургской- этот конфуз не случаен… Ведь здесь и состоит антагонизм — есть люди, теряющие Бога во имя человека — Ницше, Ван Гог и многие другие- или во имя диавола — Врубель, Петров-Водкин , во имя эзотерики и оккультизма- Малевич, а есть всякий раз те, которые приобретали Бога потерей добровольной разума- «юродивые» и блаженная Ксения и Матрона Московская и Дуняша Тульская и многие другие юродивые … У них РАЙ в душе, несмотря на то, что они возлюбили Бога более чем свой разум, они приобрели ангельскую чистоту, а люди всякий раз их так и не понимали, либо наоборот чувствовали , что они посланники Божии в те исторические вехи, которые становятся связаны не только великими потрясениями — ВОВ , революция и многое другое, но и Промыслительно связывают людей с Богом. -вот их главная задача…. Почему у них рай в душе? Ибо сказано святыми отцами: «Кто хочет познать Бога- отвергнись себя и отвергни ум свой» … Это величайшая антиномия традиции подвижничества и продолжения юродства ради Христа- Василий Блаженный, Никола Салос, Ксения Петербургская, Матрона Московская, Дуняша Тульская и многих других…. Знать бы что в истории они всегда были маяками и звездами освящающими путь всем людям…………………………………………………………………………………………….знать бы, и ……………….думать, видеть, чувствовать, постигать.
P. S. «Кто отвергает посланников Божиих, тот отвергает Самого Бога» из разговора со священнослужителем, беседы с ним: «Церковь учит не тому как попасть в рай, но тому, как избежать ада».
«Возьмите иго Мое все труждающиеся и обремененные, ибо Я милосерден и найдете покой душам вашим»…. «Кто хочет следовать за Мной, отвергнись себя, ибо кто душу свою за Меня положит, то приобретет весь мир»….[/size]
Дополнение к статье:
Ряд книг для углубления агиографических описаний житий святых:
1. Исторический и вместе с тем агиографический труд профессора Георгия Федотова Святые Древней Руси. — книга скорее исторического плана, содержащая в себе подвиг русских святых и их жизнь в связи с тем историческим периодом в котором они жили.
2. Димитрий Ростовский. Жития святых- наиболее полный труд митрополита Ростовского Димитрия (17 век) содержащий в себе жизнеописания, деяния и подвиги русский и византийских святых. Неоцеимый труд в области агиографических подвигов святых Константинопольской Церкви и в целом по истории развития святости подвижничества в Византии.
3. Макарий, митрополит Московский. Четьи-Минеи- пожалуй наиболее полное собрание актов, деяний Соборов 1549-1552 гг. по канонизации русских святых, проводимых в царстование Ивана IV Грозного при митрополите Московском Макарии. Это правда церковный источник и относится с одной стороны к актам церковным, тем не менее есть и параллели в дореволюционном труде, профессора, доктора церковной истории
4. Николая Глубоковского. История канонизации святых в Русской Церкви. Переизданы в МДА.
5. Смотрите «Истории Церкви» митрополита Платона (Левшина), графа А.К. Толстого, поздних историков- Карташева. Очерки по истории Русской Церкви, современного историка, доктора церковной истории и канонического права протоиерея Владислава Цыпина. История Русской Православной Церкви (в двух томах). Однако очень глубоким является труд фундаментальный по истории Церкви и в том числе там дается ряд важных агиографических сведений, приводится список канонизации в разное время святых Русской Церкви — митрополита Макария (Булгаков), История Русской Церкви , последнее издание в 12 томах под патронажем «Православной энциклопедии «, издавались по благословению и непосредственному участию почившего патриарха Алексия II .
6. Редкая книга, которую можно предложить, но навряд ли найдете, во-первых дореволюционное издание, это еще вообщем-то не факт, во-вторых довольно редкий труд агиографический историка В. О. Ключевского, посвященный истории канонизации и установления канона святых Древней Руси= во многом фундаментальный труд, на основе которого составлял свою книгу Николай Глубоковский.
7. Современный труд относительно, предпринятый естественно современными исследователями, историками, правда «светскими» — Жизнеописания святых. IX-XX вв.
Книга хорошая достаточно, во-первых тем, что там приводится ряд списков житий святых, то есть на основании исследований историков , отыскании неизвестных до этого времени списков житий святых и подвижников Церкви реконструируется жизнь и подвиги святого, — один список жития святого например XIII века — предлагает одни исторические сведения, а другой поздний- например XIV века, когда уже было установлено празднование этому святому и соответственно местное почитание — имеет уже более подробное житие. Исторически и агиографическая значимость очевидна- вновь или ране открытые списки дополняются другими сведениями, ранее неизвестными из других списков. Так, например есть несколько списков жития митрополита Филарета (Московского) и других….. Чем известнее был человек и чем велики его были заслуги, а главное жизненный и исторический путь (например есть Соловецкий список жития митрополита священномученика Филиппа, и список жития уже описывающий жизнь митрополита Филиппа, когда он стал митрополитом Московским и так далее, скажем Житие и подвиги Поморских святых и так далее).
Оставить комментарий