Приметы и поверия как искажение религиозных верований людей.

Главная/Статьи/Приметы и поверия как искажение религиозных верований людей.

Приметы и поверия как искажение религиозных верований людей.
… Поле деятельности человека охватывает широкий спектр его взаимоотношений с другими людьми. Оно каждый день или каждое особое время расширяется в связи с новыми знакомствами, новыми событиями в его жизни, воплощаясь в получении определенных эмоций, накоплении жизненного опыта. Все это налагает на человека особую ответственность, которую невозможно естественно избежать, но при этом уже в далекой древности люди осознавали свое личностное «одиночество», в котором проявлялся страх перед природой, который современному человеку вовсе не свойственен, страх перед неопознанным или еще непознанным, все это привело к необходимости принять в своем, еще неокончательно сформировавшемся сознании (какое сознание у древнейших людей?), что называется «на веру», то, что существует, что действительно ЕСТЬ, но что пока не поддавалось объяснению. Действительно сама этимология понятия «вера», восходящая к индоевропейской цивиллизации, «вар» говорит о древнейшем употреблении этого понятия, хотя и совершенно ясно, что древним людям не был свойственен осознанный акт веры, тем не менее, зачатки и истоки этого акта развились впоследствии в определенный церемониал, ритуальные и обрядовые действия, направленные на предмет веры. Это есть Богослужение, однако вера в Бога не «единственная» вера, так люди далекие от Бога могут верить и в сатану, и в какие-то обстоятельства их жизни, происходящие с ними. В этом смысле, мы под верой подразумеваем общее понятие, внутренней потребности человека, исходящей изнутри его естества «верить во что-то». Почему так важно разобраться с понятием веры в общем смысле, потому, что о религиозной вере, кажется уже знает всякий и каждый, с тем, чтобы затем было легче понять смысл и значения такого слова как «суеверие», этимологию которого мы также выявим и уточним по возможности.
Окружающая человека действительность, реальный мир с проявлениями которого он каждую минуту соприкасается, взаимодействуя с другими людьми, на опыте, постигая ту или иную истину, проникаясь ею, ставя научные эксперименты, участвуя каждый раз в коммуникации, без которой не может существовать социум. — словом эта действительность направляет сознание человека к тому, что «природа» разумна, что каждое действие, каждое событие, происходящее в жизни, заранее предопределено с одной стороны, и свободный выбор человека, внутренне (присущий) личности утверждает неписанную истину-» человек сам сотворец своей судьбы». Но предопределенность, свобода выбора, который стоит перед человеком, чуть ли не каждую секунду, не исключает влияние тех или иных обстоятельств, которые порой «выводят его из привычной колеи». Тогда он старается увидеть иную предопределенность, противоречащую… с одной стороны, если личность обладает религиозным сознанием- божественному закону и Промыслу Божию, с другой стороны, если личность не имеет религиозного сознания «привычному порядку вещей и явлений». Тогда, личность не находя осознания тем или иным событиям, их совершенно здраво мыслящей оценке, старается увидеть эти события, с другой совершенно позиции- с позиции символической. Если говорить о верованиях и вере, то верования как раз и подразумевают в человеке, определенную интенцию (направленность) на принятие свершившегося факта как есть, без должного включения разумной мысли человека. Во многом приметы и суеверия и рождаются, в связи с тем, что когда-то давно сложилось «поверие» …. Перед нами теперь возникает смысловая и логическая цепочка, которую также стоит объяснить как собственно по нашему мнению, человек приходит к суеверию. Итак, «поверие» — поверие, есть составной элемент всякого ВЕРОВАНИЯ, но не обязательно веры, хотя применительно к религиозной вере, поверия могут составлять пережитки или «продукты распада» древнейшей религии, древнейших верований и прочее. Но всегда это именно устойчивое, складывающееся веками определенное уверение себя в том, что то или иное событие в жизни, то или иное деяние, имеет символический характер, но непосредственно может не ОТРАЖАТЬ как это мы увидим в понимании «приметы», реальное , указывающее с помощью данного символического «смысла» действие. Значит, поверье может содержать в себе символическую информацию, не указывать прямо на то, что действие то или иное совершится, связанное с поверием.
В отличии от «поверия» — «примета», — прямо указывает на то, что она обозначает символически. То есть рассмотрим пример, «женщина с пустым ведром» — люди верящие (но не путать с верующими) в приметы, утверждают, что встреча с ней приведет к каким-то неприятностям, может смущению, то есть непосредственно показывает на действие, которое яко бы будет. Но главное, что приметы всегда показывают и указывают не на конкретное действие, а на действие в общем смысле этого понятия, содержание же его может быть неизвестно вовсе. Или также увидеть «черного кота переходящего дорогу» — тоже к неприятностям. «Дарить ножи» — нельзя, платки и прочее и прочее. Фактически, мы будем здесь категоричны, но это ТАК, — суммируя верование в приметы стоит сказать, что они все исключительно имеют своим истоком, именно народный быт, и приметы в отличии от поверий, которые могут быть даже связаны совершенно не с религиозными обстоятельствами — а даже противо религиозными — магические поверия и так далее, раскрывают символически ту или иную бытовую деятельность, это приметы «быта». и поэтому к сожалению люди в них верящие могут быть названы русскими фэншуистами, сравните очень хорошие и обстоятельные статьи православных писателей и священников на портале «Суеверие. нет» , где подробно рассказано, о языческих корнях Фэншуй, и фактически раскрыт весь абсурд «действий, связанных с перестановкой предметов, для «гармонизации» жизни внутри помещения, дома и прочее». Поэтому человеку, верящему в приметы и их действенность, Фэншуй вовсе не нужен, однако и у того учения, философской даже школы, которая сложилась в эпоху Средневекового Китая, и у верящих в приметы корни одинаковые- язычество.
Но как же действенными могут быть приметы, которые связанны непосредственно с наблюдением живой природы, скажем у славян и других народов, по которым наши предки ориентировались в ведении сельского хозяйства, покоса, жатвы, собирании урожая и так далее??? Как же эти приметы действенны, а значит бытовые приметы почему не должны быть также действенными???? Эти вопросы отсылают нас к феномену, да именно феномену, который далеко еще не изучен, — народной культуры. Народная культура связывается с традиционностью, поэтому есть устойчивое, сложившееся в науке понятие «народной традиции». Смысл понятия культура, мы рассмотрели в статье «Взаимосвязь религии и культуры», лишь вспомним, что означает этот термин, первоначально «культ», — то есть определенную систему верований, которые могут как сложиться, так и не сложиться в религиозный культ. Таким образом, культура имеет религиозное содержание своего понятия, окультуривать, значит «возделывать», а отсюда оно уже напрямую зависит от …….. сельского хозяйства, так, что наши предки именно соотносили это понятие с двумя его смыслами- культа как системы верований, и культа как непосредственно производного от него понятия «окультуривание». «Народная»- данное слово, относится к тому, что культура или культ принадлежит народу, необходимо с ним связан, и складывается из существенных оснований- традиционности, — передачи (трансляции) определенной формы мировоззрения, сложившейся в результате усвоения и освоения бытовой, социальной, хозяйственной, культурной, религиозной сторон жизни, воплотившихся в единую систему вековых устоев того или иного народа, той или иной нации. Ценности- признания, за народной культурой непреходящего единства, важности- сформировавшихся в результате также утверждения о хранящейся в народной культуре мудрости.
I. Этимология понятия «суеверие» …
Понятие «суеверие » происходит от старославянского слова «всуе»- то есть верить по простому, в то, что либо не имеет сколь бы то ни было полезного своего содержания, либо имеет, но это содержание для самой веры человека бесполезно. «Всуе верить» — а именно так переводится это понятия «суеверие» предпрасполагает человека к поиску в привычных вещах, событиях, казалось бы совершенно простых явлениях некоего скрытого смысла и содержания. На языке психологическом и языке философском это можно назвать с определенной долей вероятности- гипостазированием. От древнегреч. hypostasis — образ, ипостась, то есть то, что отсылает нас к некоей «действительности». Впервые об гипостазирование говорил в своих «Речах о религии» Людвиг Фейербах, полагавший, что в процессе нашего мироощущения, которое складывается в сознании человека, происходит неполный охват представляющейся реальности, и в виду определенного скажем так количества информации, которую может принять человек, осмыслить ее, то, что не принимается подвергает гипостазированию и яко бы предстает в определенных фантастических,» причудливых образах»- как он называет их, рождает яко бы веру человека. При ближайшем рассмотрении, анализе этого утверждения Людвига Фейербаха, получается, что его теория о происхождении религии связывается с теорией, но так выглядит и учением основанных на психоанализе Зигмунда Фрейда, веры как «массового психоза». Но, не случайно, затрагивая и стараясь подробно описать сам путь формирования религиозного мировоззрения тесно переплетенного с народной культурою, мы во многом постарались показать принцип прототипичности религиозного мировоззрения, народных традиций, и народных культур, источником которых именно послужил распад прамонотеистической, если брать в широком аспекте этой проблематике, религии…
А это означало бы и означает, должно быть, то, что и феномен суеверий, примет, имеет в сознании человека такую же прототипичность, стало быть говорит о том, что приметы и поверия, суеверия являлись за много тысячелетий до нашего времени, именно продуктами распада некоего прамонотеистического назовем его так религиозного мировоззрения. Обращаясь от историии религии к казалось бы имеющему смысл свой утверждению Людвига Фейербаха, стоит отметить тот факт, что далеко не все в нашем сознании именно подлежит гипостазированию. Гипостазирование — довольно сложная, как уже отмечалось, религиозно-философская и психологическая категория с одной стороны, с другой стороны действительный процесс в нашем сознании, но далеко еще не полагающий в нем определенные границы, за которыми яко бы формируются религиозные «феномены», то есть феномены, связанные с проблематикой веры и знания. Именно предположительно, на каком-то историческом или может быть даже внеисторическом этапе существования человеческой цивиллизации, произошло гипостазирование приведшее….. к образованию широкого спектра, скажем так, своеобразно- суеверий, примет, поверий, тесно переплетенных с народною культурою. Почему, возможно отделять суеверия, приметы, поверия от народной культуры? Потому, что исторически и с религиозных позиций, с позиции богословия важно сказать о том, что первые появляются на заре человечества как продукты распада религиозного единого мировоззрения, от ее «ВСТРЕЧИ» с другими этнокультурными и религиозными образованиями, которые мы называем в некоторой степени — верованиями.
Суеверность — такая свойственная во всяком случае практически всем людям черта характера, которая с другой довольно необычной для читающих эти строки людей является в некотором роде даже признаков психологического здравия личности. Почему так, а не иначе? Как мы ранее выяснили, суеверия, поверия и приметы являются продуктами распада религиозной некоей единой системы, скажем так, и суеверия, поверия встречаются практически у всех народов мира, это, образно говоря, те «руины» , какие остались в памяти народов, некогда бывших единой працивиллизацией.
…………………………………………………………………………………………………………………..
* (Стоит отметить тот факт, что мы здесь никого не агитируем в плане пересмотра каких-то известных науки исторической хронологических или фактологических свидетельств древности цивиллизаций, особенно древневосточных, а просто высказываем свою точку зрения, — пишущий естественно, не навязывает ее, и здесь как могут с ним согласиться, так и могут решительно отрицать это, каждый человек имеет право на свободу своего мнения и слова. если оно не противоречит общепринятым нормам и законам).
…………………………………………………………………………………………………………………….
Но, действительно, утверждая, выше сказанное, можно ведь не только не согласиться с этим, но и опровергнуть это, подвергнуть критике. Все, что подвергается критик, является вместе с тем, поиском некоей истины, какая всегда посредине бывает… спорящих и дисскутирующих сторон полемике. … Да, …. итак, …………………………………………………………………………………………………………………….
….Прототипичность этих разрозненных как правило «представлений», которые человек называет суеверием, свойственна его психологии, то есть искать какие-то неправдоподобные смыслы и содержания в привычных вещах. ОДНАКО, … суеверность- отличительная черта человека, все-таки верящего,*но не верующего ортодоксально скажем, в некие высшие силы, обстояния этого мира. В чем проявляется суеверность, возьмом гороскопы — это ведь типичное проявления нашего суеверия, согласно людям, которые относительно недавно начали составлять первые гороскопы, влияние звезд на наше сознание, подсознание, на наше здравие ими определяется как абсолютно достоверный и ДОКАЗАННЫЙ факт. Но с такою же разницею, только НАУЧНО доказанною, а не псевдонаучно обоснованную, всем известно влияние Луны на психически больных людей, или на географически особенности связанные с приливами и отливами… Или, к примеру влияние альфа Центавра на умственную деятельность людей- ВЫ МНЕ ВЕРИТЕ, ЧТО ЭТО ТАК? Некоторые скажут, о да… действительно влияет. А на самом деле как? На самом деле так, что наука не отрицает такого влияния звезд и прочее, но научно объяснить сколько бы то ни было она не в состоянии это, поэтому астрология является псевдонаучным знанием, но если наука «молчит» относительно, так скажем по этому поводу, то такая специфическая система знаний человечества о Боге как богословие прямо называет астрологию еще и псевдорелигией (!). Порой, вот и вы и я еду (да маленький пример) там по делам, и слышу, вот водолеи то-то к примеру опасайтесь, сего-то и прочее или тельцы, у вас день будет удачным и прочее, и говорят это маститые астрологи, которые в свое время предсказывали «каждый раз «, каждый год даже, конец света. И мне становится непонятным, как человеку можно так сказать не посвященному и слава Богу, в тонкости астрологической псевдонауки, узнать, А ТАК ЛИ ЭТО НА САМОМ ДЕЛЕ? Никак, только не прожив день и мысленно не сказав «добрые слова» об этих прогнозах, которые оказываются ничего и никогда не стоили…. Но, не удивляйтесь, эта статья о суеверии, и пишущий ее, не просто так ее задумал, а то, что в некотором роде суеверия пережил и он, но благодаря Божией воле отошел от этого.
Суеверия прочно осели в нашей жизни, гороскопы, предсказания концов света, экстрасенсорика, — заполонили умы, человека современного и ИЩУЩЕГО путь ко…спасению. В этом проявляется стойкая потребность человека в нечто большем, что во всяком случае, преодолевает его, что ему необходимо, как некое пусть и своего рода ,как иллюзия, но иллюзия ДОПОЛНЕНИЯ человеческой личности. Боязнь ни во что не верить, одолевает современного человека, так как она проявляется в том, что… он ищет в объективно открывающейся ему реальности это нечто, что преодолевало бы его насущность земную, и приверженность земным делам, скажем так. Но, путь религиозный, издавна предостерегал от того, чтобы искать какие-то сверхъестественные способности, предсказания по звездам, сотворенным БОГОМ, то есть имеющих тварное происхождение, а не божественное, от веры в колдоство, магию, ЯЗЫЧЕСКИЕ суеверия, и прочее…. Оберегал и предостерегал, потому, что в мире в котором уже не одно тысячелетие живет человек существует неписанный закон, согласно которому, чем больше человек развивается и прогрессирует, тем больше у него наступает тоска по религиозному мировидению, так скажем. Эту ТОСКУ он всячески старается заполнить внутри своей души * в которую он может и не верить вовсе, но в определенные моменты жизни чувствует, что как бы он в ее существование не верил, все-таки она есть; всем чем угодно- гаданием, верой в гороскопы, верой в суеверия, верой в то, что притягивает удачу- Фэншуй к примеру, как «игра бесов», по выражению одной из православных журналисток, верой в экстрасенсорику, собственно главное ВЕРИТЬ, так как это-то ГЛАВНОЕ во все времена являлось неотъемлемой от личности необходимостью, при чем необходимостью, заключающейся с позиции религиозного сознания в духовной пищи…. Да и вот, мы останавились на астрологии. Обратимся к одному из известных мыслителей философов эпохи Позднего Средневековья Фомы Аквинскому, и его трактату «Против астрологов», не вдаваясь в содержание этого трактата, так как оно очень интересно, но его полемика она довольно может показаться несколько скучной, несведующему человеку, но к чему она приводит, сразу обозначим! К тому, что в результате рассмотрения астрологических предсказаний влияния звезд, планет и прочее он фокусирует внимание своих противников фактически, как богослов и философ одновременно на том, что они де приписывают этим звездам, планетам провиденциальную функцию( о providentia см. статью «Промысл Божий и providentia в православном и католическом богословии»). Таким образом, согласно Фоме Аквинскому, астрологи наделяют звезды предвидением событий, усваивая тварному Богом, одно из божественных свойств, таки как Всевидение. Религиозное значение этого утверждения средневекового богослова, состоит в том, что он прямо показывает астрологический обман, — творение не может, что либо предсказывать без участия Творца. Псевдорелигиозный смысл астрологии как распространенного суеверия, заключается еще и в том, что свидетельство этой псевдонауки прямо отрицает божественность творения, креационизм, что Бог сотворил мир из ничего. Так как, по логике астролога, звезды сохраняют в себе и планеты «определенные знания», которые «сообщают» человеку. Звезды наделяеются антропоморфическими признаками, то есть теми, которые переносятся от живой — в данном случае человеческой природы на неживую природу, но сотворенную. Теперь о влияния знаков Зодиака и прочее на человеческую жизнь, что особенно изучается астрологией. Мы не будем вдаваться в сложнейшие подробности как древнекитайских метафизических представлений, представлений Тибетских монахов и прочее, влияния конечно есть, НО оно не такое, как учит астролог. Астрология- древнее знание, но не древнейшее.
Одна из древнейших древнекитайских школ натурфилософии, учит о том, что звезды являются «помощниками» людей, они ведают прошлое, настоящее и будущее, и связаны с нашими представлениями о них. Все в космосе настолько взаимосвязанно, что одно проницает и проникает в другое и рождает или порождает это другое. Трансмутационные процессы, описанные в алхимических трактатах, как арабских, так и даосских алхимиков. связаны были также с определенными влияниями планет Солнечной системы и звезд. Химические элементы которых соответствовали той или иной «силе и мощи» планеты. Все это так или иначе привело к необходимости признания тесного единства, всех сфер бытия и космоса в целом один ЯКО БЫ гигантский метафизический организм, поэтому когда Меркатор составлял свои знаменитый карты, он также руководствовался этим принципом, положенным в основу древнейших учений и философий, о которых увы, мы маловато знаем…. Отсюда, и астрологические знания частично родились, но человек когда-то приписал им сверхъестественные возможности и начал верить в них, как в божество. Так родилась ныне малоинформативная для нас и малоизвестная Сеннаарская цивиллизация, по праву могущая быть названной «колыбелью современного человечества», не она, а ЗЕМЛЯ та… В Сеннааре, еще до Всемирого Потопа, поклонялись звездам, делали их фигурки, верили в их заступничество, помощь, и тайный смысл яко бы их существования…. Впервые, нам говорят о сабеизме — как поклонении звездам (это на самом деле древнейший источник астрологии как таковой), в книге Берешит, когда Авраам был призван Богом идти «В страну Египетскую», ибо там творили непотребное, поклонялись звездам и животным. Роберт Кольдевей в 1920-м году его экспедиция, и раскопки Вавилонской цивиллизации нашли остатки древнейшего, но не древнего города, о котором и упоминается в Библии- Ура Халдейского.

2013-10-10T17:43:26+00:00 Ноябрь 1st, 2012|Categories: Статьи|Tags: , |Нет комментариев

Оставить комментарий