Принцип «соборности» А.С.Хомякова.

Главная/Статьи/Принцип «соборности» А.С.Хомякова.

Принцип «соборности» А.С.Хомякова.
Только православие восприняло и сохранило, по мысли славянофилов, вечную истину раннего христианства во всей ее полноте, а именно идею тождества единства и свободы (свободы в единстве и единства в свободе). Ими было включено в историософию важнейшее понятие, характеризующее русское свое¬образие, которое вошло в содержание русской идеи — «соборность».Разработка понятия «соборность» принадлежит Алексею Степановичу Хомякову Соборность понималась славянофилами, прежде всего как церковная соборность, свободное единство верующих в деле совместного понимания ими правды православия и совместного отыскания пути к спасению. Но это не просто единство верующих, но «единство в согласии». Свободное единство православных верующих должно основываться на бескорыстной любви к Христу, как носителю совершенной истины и праведности. Соборность проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека: в церкви, в семье, в обществе. Она есть итог взаимодействия свободного человеческого начала («свободы воли человека») и божественного начала человека («благодати»). Идеалом соборности является Собор Ипостасей Святой Троицы, При этом Православная Церковь является наиболее соборной реальностью, ведущая Россию к соборной цельности духа. «Цельность духа — это вопрос о внутреннем устроении жизни, о постоянном поиске, того внутреннего корня разумения, где все отдельные силы сливаются в одно живое и цельное зрение ума» (И.В.Киреевский). Церковь нельзя представлять чем-то внешним человеку, как охватывающее его единство, она есть, скорее, пронизывающая его жизнь. «Церковь не авторитет, говорю я, а истина и в то же время жизнь христианина, внутренняя жизнь его; ибо Бог, Христос, Церковь живут в нем жизнью более действительною, чем сердце, бьющееся в груди его, или кровь, текущая в его жилах… И хотя существуют разные названия у местных Церквей: Греческая, Сирийская и так далее, это не предполагает, что и Церкви разные, но говорит о том, что названия и места где они находятся разные, а Церковь является единой. Это единство Церкви проявляется в единстве Церковного учения, где полнота его принадлежит всей Церкви, а не отдельным христианским общинам, в единстве Священного Писания и Священного Предания, также в единстве основных таинств: крещения, евхаристии, рукоположения, миропомазания, брака, покаяния, елеосвящения; в единстве молитвы, славословия Богу.

Оставить комментарий