Salve Regina.

Salve Regina.
В V веке после Р.Х. пала под нашествием варваров могучая Римская Империя. На ее территории образовалась масса разрозненных племен. Еще в 441 году римский папа Лев IV, прозванный Великим вел переговоры с вождем гунном Аларихом , которые закончились удачно, Аларих покинул стены осажденной столицы «ойкумены» … то есть всего «мира», как тогда скромно считали римляне. Между тем, великая римская культура и традиции сформировывали постепенно на ее бывшей территории первые королевства, среди которых необходимо отметить королевство Франков, подаренное по преданию в дар королю Пипину самим римским папой, какое было завещано ему по так называемому «Константинову дару» , (Constantini Vitae- Жизнь Константина, яко бы там впервые сообщается о «Константиновом даре» — то есть территории, которую в те далекие времена «осваивали» вестготы, ) и вот сын Пипина Короткого — первый король второй династии Каролингов — Карл Великий (умер приблизительно в 790 году) отвоевал эти земли у вестготов. Так образовалось первое в истории Папское государство просуществовавшее без малого с 714 приблизительно по 1840-е гг. вплоть до революции в Италии, а также попытки будущего авантюриста Наполеона III совершить революцию во Франции… Папское государство полностью восприняло культуру и традиции Римской Империи, органически сочетая ее с теократическим правлением. Об этой культуре по-возможности с позиции понимания католицизмом красоты и прекрасного и пойдет речь в данной статье…
В 455 году, когда Рим пал, и слова поэта Вергилия о том, что он будет «стоять вечно» были чем-то фантастическим в те времена никто не полагал, что история этой некогда великой империи продолжится и после падения Рима античного и Рима эллинистического , но Промыслом Божиим суждено было на бывшей его территории сойтись сразу нескольким племенам *они конечно сошлись Промыслом Божиим, но с точки зрения исторической науки это «событие» вошло в историю как Великое Переселение народов , бывшее с конца V столетия вплоть до конца VII, начала VIII века). Первоначальная культура вестготов, гуннов, западных готов и не отличалась религиозностью, достаточно сказать, что только при папе Григории Великом в 540 году сюда посылаются латинские миссионеры , и прежде всего на земли Германии, где остатки этих племен все еще продолжали существовать и в частности блаженный Бонифаций просветил их «христовой верой»… Начинается создаваться своего рода первые королевства, сначала галлов (которые были еще при Константине Великом, но когда к ним проникла арианская ересь стали убежденными арианами ) , позже от их имени произойдет пожалуй первая великая страна западной Европы после Франкского королевства — Галлия , … Культура Галлии в эстетическом плане восходила к довольно грубым языческим культам, прежде всего связанным с галлами усвоившими полуарианством *это означало , что они исповедовали двоеверие несмотря на крещение принятое от еретиков ариан галлы фактически вплоть до VIII столетия оставались по большому счету язычниками. Англы и саксы — изначально племена немецкого происхождения , которое потом соединились и стали образовывать одно племя= англосаксов (на средневековых картах мы можем без труда найти Англосаксонию) … Поэтому и галлы и англосаксы до принятия ими христианства не имели своей сколько нибудь значительной культуры, хотя многие древние традиции этих народов до сих пор восходят к язычеству как таковому …
Первым ученым и создателем трактата по эстетике своего рода был поэт, философ, мыслитель Северин Боэций , его трактат (О музыке) стал вершиной раннесредневековой систематизации греческих авторов вместе с Коссиодором, который был приверженцем ново платонической философии. И Северин Боэций и Коссиодор принадлежали к римской и раннесредневековой культурной традиции одновременно. Северин Боэций нам инетерсен здесь тем, что он переосмысляет древние трактаты о музыке как таковый — то есть говорит о нотах и вводит первое нотописание (до 18 века нотная грамота становится известной в Западной Европе еще в эпоху Раннего Средневековья, в 18 веке квадратно-нотное нотописание было заменено в России линейным нотописанием ), и говорит в духе Платона о гармонии нот, (garmonia), то есть музыка предстает как гармония сочетания семи нот, при чем разного сочетания. В этом смысле гармония согласно Северину являет красоту звучания, ибо звучание есть музыкальная гармония, единство и благозвучие… Позже когда появляется григорианское пение (в 13 столетии оно было уже известно в ряде общежительных монастырей в Италии, Испании и других странах Средневековой Европы) оно является верхом ангельского песнопения, ибо заставляет не возноситься душе, а всячески думать о своем спасении, в смирении музыке и пения грегорианского происходит и «смирение чувств иноков, некое прискобное памятствование о часе смерти» … Именно это понимание скорби, смирения, и темноты «человеческой» как недостоинства перед Богом станет основой раннесредневековой эстетики, прекрасен тот кто себя всячески смиряет и память о смерти у которого остается до конца земной жизни…. Средневековые гравюры, в действительности относящиеся к эпохи Возрождения ранней (Альбрехт Дюрер, Йоган Борхе, и другие ) являются «певцами» эстетики аллегорий и символов, к которым должны «прислушиваться», ибо они в сущности символизируют и означают некие сакральные понятие (сравните Меланхолия Альбрехта Дюрера)» Время» (конец 14-начала 15 века, неизвестная гравюра) , Мистицизм манит и завлекает светского человека, который еще не открыл в себе человека как личность, но пока является всецело центром мироздания, которое сотворено Богом. В этой связи ранние творения средневековых художников, граверов , скульпторов всецело подчинены трактовке смирения, наступления последнего времени и чаяния конца жизни.это мрачные произведения, дышащие предчувствием адских мук ( а не райского благоденствия или скажем бодрствования как в православии), будущих мучений и прочее. Слово которое применимо к католической эстетики в этот период «прекрасно все то, что ужасает и заставляет человека впасть в страх перед неминуемой смертью»- поскольку возвышает человека к осознанию своих грехов, своей жизни)… Это время продлилось с 11 по 15 века, когда папа Николай VI блаженнейший «строитель» и устроитель Рима , после пожалуй Сикста V (при котором Рим благоукрашается и постепенно становится современным для жизни человека как личности), он перестаривает во всяком случае нет, только грезит обновлением в духе Возрождения «святая святых» Теократического государства- Базилики Святого Петра в Риме , при нем работает и Микелеанджело , который украшает рядом изумительных фресок несколько храмов Рима, Флоренции, даже Севильи позже. Но вершиной остается в это время Венецианское искусство, Венеция — страна гондольеров и множества культурных памятников без всяких прав доставшихся ей от былого величия Византийской Империи, Венецианские архивы хранят множество тайн по этому вопросу, но нас интересует эстетика в этот период. Микелеанджело , Салюттати, среди художников Тациан, Рафаэль, Ребрандт — все они воспивали величие античной красоты в человеке, причудливая мифология Древнего Рима, Древней Греции вновь оживает на их блистательных полотнах. «Сикстинская Мадонна» Рафаэля одна из вершин католического религиозного искусства, здесь и красота , и возносящаяся на облацах Мадонна символизирует Царицу Небесную, Орфей, Эвридика, Зевес и другие мифические герои , сон Венеры Ребрандта скажем, — все это превосходно контрастирует с величественной «поэзией «и воспеванием человека даже в религиозных сюжетах. Фра Анджелико прекрасно изобразил благовестие Девы Марии и сюжеты из ее жизни, здесь и грациозность и некая «радостная» грусть перед архангелом и полностью вверения себя Девы Марии Богу.

2013-10-09T20:55:30+00:00 Октябрь 9th, 2013|Categories: Статьи|Tags: , , , |Нет комментариев

Оставить комментарий