Собор Радонежских святых. Житие преподобного Сергия Радонежского.

Главная/Статьи/Собор Радонежских святых. Житие преподобного Сергия Радонежского.

Собор Радонежских святых. Житие преподобного Сергия Радонежского.
В истории аскетизма прежде всего, имя Сергия Радонежского вошло в список выдающихся печальников и отшельников, положивших начало на Руси византийской традиции исихазма. С точки зрения аскетики, преподобный Сергий, прославленный в лике святых, принес на Русь «умную молитву», как и его духовный «сын» и «воспитанник»митрополит Московский Алексий, занявший и поставленный на митрополичью кафедру Феогностом, преподобный Сергий во всем помогал и давал «совет» совему духовному «сыну». Значение преподобного Сергия в истории не только аскетики, но всей православной русской традиции неоценимо. Он является не только первым устроителем известной всему миру Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, но и духовным «отцом» , наставником и непосредственным помощником в деле победы на Куликовом поле. Его благословением и молитвами, помощью Божией был одержана величайшая победа в истории Руси да и России, без которой трудно было бы представить ни Великую Отечественную войну 1812 года, ни другие войны… Именно на Куликовом поле фактически была одержана решающая победа, помогшая встать некогда Великой Руси из «пепелища» и вновь продолжать возрождение своей великорусской традиции…………………………………………………………………………………………………
1. Нежданная радость.
Близ Ростова Великого в 1314 году родился будущий подвижник благочестия, «великий печальник земли Русской» от благочестивых родителей Кирилла и Марии младенец, прозванный Варфоломеем. Каждый раз посещала благочестивая и Богобоязненная Мария Церковь и уже нося во чреве младенца слушала со всем вниманием и со всею кротостью Богослужебные песнопения. Бог дивным образом уже во чреве матери показал, что родившееся от нее дитя, будет избрано Им для несения своего жизненного и духовного подвига- служения людям, молитвой о них и непрестанным памятованием о судьбах Руси. Во время исполнения Херувимской песни , когда священник провозгласил «Святая Святым» дитя в утробе матери трижды вскричало. Когда же суждено было появится дитя на свет, то мать его молилась Богу о ниспослании заступничества и помощи в родах. По рождении младенца, как уже было сказано дали имя ему Варфоломей. С отрочества и юных лет отдали Варфоломея на учение книжное, которое тяжело давалось ему. Тогда, будучи благочестивым, чистым ребенком отрок Варфоломей молился Богу о ниспослании ему разумения в учении и постижении наук книжных, Дивный свет открылся ему, ибо услышана была молитва Варфоломея. И свет этот проявился в благодатной встречи старца, черноризца, который подозвал его к себе и дал ему в концы беседы просфору. По сказанию писателя жития преподобного Сергия Радонежского — игумена Никона, старец благословил его на стяжание даров Святого Духа и благодати Божией для уразумения наук, понимания в учении. Еще при Иване Калите, по словам профессора Казанской Духовной Академии Петра Васильевича Знаменского семья пересилилась в московский город Радонеж, где отрок Варфоломей докончил свое учение. Но внезапно Варфоломея и старшего брата по имени Стефан настигло горе- умерли их родители. Тогда они решили вместе с братом (Варфоломей и Стефан) уйти в уединенные места в радонежских лесах, где скрывались в молитве, дабы обрести безмолвие перед Господом. Здесь в совершенно безлюдном месте, в дремучих лесах подвизался будущий инок Варфоломей в стяжании даров смирения, молчания, и непрестанной молитве. Так начинался духовный путь отрока Варфоломея.
2. Устройство кельи и деревянной церкви. Совет с братом и помощь Божия в названии будущей обители.
После некоторого времени, проведенного в безмолвии Варфоломей, вместе с братом Стефаном устроили на месте будущей Лавры келью и церковь. По преданию, прежде устройства Церкви был совет между Варфоломеем и братом его Стефаном, как назвать ее, в честь какого святого. По слову Никона Радонежского, преподобного составителя жития Сергия, брат Стефан вспомнил то дивное событие, когда в храме при пении Херувимской песни еще не родившийся ребенок трижды прокричал в утробе матери. «То было Божие знамение к тебе, и старец (черноризец) тоже говорил, что ты и жизнь твоя будет посвящена Святой Троице. Да исполнится воля Божия. Назовем и освятим церковь сию в честь Пресвятой Троицы»… Варфоломей и Стефан пребывали в полном единодушии. И вот, дабы освятить сию Церковь по неизреченным глаголам Божиим узнал об этом предприятии в ту пору митрополит Московский Феогност, который сам прибыл на место то и освятил Церковь в имя Святой Живоначальной Троицы. Позже брат Стефан покинул его и ушел подвизаться в Московский Богоявленский монастырь. Профессор П,В. Знаменский пишет: «Молва о святости отшельника привлекла к нему учеников. Около его кельи и храма поставлено было несколько избушек, в которых поселились до 12 иноков. Св. Сергий трудился на братию, как купленный раб, строил келии, рубил дрова, молол жито в жерновах, пек хлебы, шил одежды, носил воду, а ночь проводил без сна в молитве, питался только хлебом и водой» *вот пример истинного подвижничества, мы такое не можем встретить, впрочем только у тех, у кого великая схима ….Да, постригся он в монашество с именем Сергий, постриг его игумен Митрофан. Так продолжилось послушание юного инока Сергия.
3. Послушание…
Пребывая одно время в уединении, безмолвии в густых и непроходимых лесах скрываясь о мира в скором времени слава о новом подвижнике расходится по всем городам и весям. Он ежедневно в самый утренний час, еще братия не пришла в храм на общую молитву, а он тут как тут. Молится, внимательно слушает чтения Священного Писания во время Божественной литургии, смиренно внимает гласу Божию, пребывая и в келии своей в непрерывном разумении и чтении священных книг. Его скромный достаток, который был всегда на потребу монастырю он первоначально добывал деланием свеч, варил кутию, а особенно любил делать просфоры. Так преподобный Никон сообщает нам, что еще во время жизни своей с родителями Варфоломей делал просфоры, часть того довольствования мизерного отдавал бездомным и нищим, а часть приносил назад в храм, таким образом ничего не оставляя себе.
В скором времени близ храма во имя Святой Живоначальной Троицы составилась малая киновия (общежительный монастырь) , но у них не было игумена и братия хотела видеть на этом ответственном месте инока Сергия. Сергий же долго не хотел давать своего согласия, привыкнув к уединенной, безмолвной жизни, ни стяжав себе никаких мест, постов и так далее. Однако «силой» по словам проф. П.В. Знаменского его возвели во игумены: Всероссийским митрополит Афанасий призвал Сергия в Переславль, где и рукоположил его сначала во диакона, а на другой день во пресвитера и потом во игумена. Но всю работу, которая связана была с иночеством, нисколько не возвышаясь над братией, быв единодушным и равным с братией игумен Сергий продолжил, и особенно любил чтение Священного Писания, которое давало ему мудрости и уразумения Божьего гласа, который однажды открылся ему…
Однажды поздно вечером, вознося молитвы о своих духовных чадах в это время услышал голос, зовущий его: «Сергий!»
Преподобный сильно изумился этому явлению и отворив окно увидел большое сияние с неба. Голос повторился второй раз: «[size=14]
Сергий! Ты молишься о своих чадах и моление твое услышано: посмотри- видишь число иноков, собирающихся под твое руководство во имя Пресвятой Троицы». Оглянувшись, святой увидел множество прекрасных птиц, сидевших в монастыре и вокруг него и певших несказанно сладко. И опять услышал голос: «Там умножится число твоих учеников, подобно сим птицам; и после тебя оно не оскудеет и не умалится, и все пожелавшие следовать твоим стопам чудесно и многоразлично будут украшены за их добродетели».
«Игуменство Серигия, начавшееся с 1354 года, было во многом сходно с игуменством преп. Феодосия (Киево-Печерского): та же строгость жизни, неутомимость в трудах, бессонные ночи, обход братских келий, обличения праздных, тихие, кроткие речи… Новая обитель была очень бедна: не доставало ладана и вина для богослужения, в церкви служили с лучиной, книги писали на бересте, братия голодала по 2-3 дня без хлеба. Однажды для утоления голода сам игумен нанялся построить сени в келье одного брата за куски (!!!!) (гнилого хлеба) *вот верх благочестия и нестяжания, негодного к употреблению».
Несмотря на крайнюю бедность в монастыре игумен Сергий основывал монастыри и в других городах. Так он основал монастырь в городе Киржач. А ученики его основали множество монастырей… Так наступало время, когда преподобному Сергию Радонежскому пришлось стать не только духовным наставником, любящим «отцом», но и прославленным подвижником земли Русской и печальником за веру.
4.» Пагуба» нависла над Русью.
После того, как в 1375-1377 годах произошел раскол в Золотой Орде, в ходе которого были убиты претенденты на место хана- Джучи-хану переломали хребет , после того, как шаманизм монголо-татар был окончательно «поборен» исламом во главе Золотой Орды встал новый молодой, дерзкий и жестокий хан Мамай. Консолидация русских княжеств вокруг Москвы не могла понравиться золотордынцам, поскольку в их глазах означала укрепления «русского волка» и выход из подчинения Золотой Орде, а соответственно и полное прекращение выплат дани, которая началась еще при Иване Калите, Все это во-первых могло сподвигнуть монголо-татарские войска на новый разрушительный поход на Русь , во-вторых, провести новое карательное и разорительное нашествие с целью усмирения Руси. Но, исторически Золотая Орда переживала не лучшие времена, междоусобицы среди различных кланов, часто жестокие убийства внутри Орды постепенно способствовали разъединению внутри сдерживающих сил, поэтому на Курултае было решено обратиться за помощью к Хазарскому каганату и в частности крымским татарам. Дело в том, что доподлинно неизвестно, что сподвигло Мамая на поход против Руси, поскольку старейшины предрекали ему погибель, однако взволнованный вихрем «побед» его могущественных предшественников — Бату-хана, Чингисхана и других, кроме слабого Джучи, которого он приговорил к смерти самолично … он ничего не боялся…..
Вот как описываются события на Руси перед Куликовской битвой в одном из агиографических источников: «Во дни великого князя Дмитрия Ивановича, Господь попустил великую скорбь на предков наших. Князь ордынских татар- Мамай- подвиг всю великую Орду на землю Русскую, и ужасом была объята вся Русь. Князь же Дмитрий, имея великую веру к святому старцу Сергию, пришел к нему в обитель за благословением идти в поход против безбожных татаро-монголов. Преподобный благословил державного на ратный подвиг, вооружил его молитвой, дал двух иноков из своей братии: Пересвета и Осляблю и сказал ему, что с Божьей помощью одержит он победу и возвратиться с великими похвалами с поля брани».Так молитвами и помощью преподобного Сергия, мужеством и отвагой русских воинов была одержана победа на Куликовом поле, положившая начало освобождению России от Золотой Орды.
Самой высокой наградой и благодатным утешением было чудесное посещение, которого он удостоился. Однажды в глубокую ночь он пел акафист (** хвалебное песнопение Богу, Богородице, Господу Иисусу Христу и так далее), перед иконой Пресвятой Богородицы, и молился ей со слезами об обители и братии своей. Спустя немного времени как преподобный сотворил молитву, внезапно осенил его свет, паче солнечного; он узрел Преблагословенную Деву Марию, сопровождаемою апостолами Петром и Иоанном. Преподобный пал ниц на землю, но благословенная Матерь прикоснулась к нему и сказала: «Не бойся, избранниче Мой, Я пришла посетить тебя, ибо услышана бысть молитва твоя. Не скорби и о учениках твоих, о которых ты молишься; не только во дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу. Я неотступна буду от обители твоея, неоскудно подавая ей все потребное и покрывая ее нужду»…
Прожив много лет в большом воздержании среди неусыпных трудов, совершив множество славных чудес, преподобный достиг глубокой старости. Ему исполнилось уже семьдесят семь лет. За 6 месяцев до кончины, провидев свое отшествие к Богу. Он призвал братию к себе и поручил руководить ею своему ученику Никону. Преподобный отче Серии отошел ко Господу в 1392 году, 25 сентября.
Лишь через тридцать лет были явлены его нетленные мощи. Некий человек, имевший великую веру к преподобному и живший около обители его, часто приходил молиться на гробе его. Однажды в сонном видении явился ему преподобный Сергий и сказал: «Иди скажи игумену и братии, зачем они оставляют меня столько времени под землею, где тело мое утесняется водою?» Сообщил об этом видении игумену Никону, слух о нем распространился далеко и все люди стекались к обители. Лишь только собравшиеся открыли гроб преподобного, великое благоухание распространилось кругом. Тогда увидели дивное чудо: не только честное тело преп. Сергия сохранилось целым, но тление не коснулось даже и одеяния его; по обе стороны гроба стояла вода, но она не касалась не мощей преподобного, ни его одежды. С ликованием были положены святые мощи в новую раку. Сие обретение мощей преподобного Сергия последовало 5 июля 1428 года, в память чего и было установлено празднование.
5. Заступничество преподобного Сергия и охранение обители в годы Смуты.
Во время Смутное, когда польские и литовские интервенты вторглись в Россию и пытались навязать противную духу православия веру, уничтожая православные церкви, города и села подверглась осаде гетмана Литовского Ивана Сапеги и пана Лисовского и Троице-Сергиевая обитель, больше года шла осада крепких монастырских стен (с 1606-1607 годы) и всякий раз преподобный Сергий являлся защитникам монастыря и ободрял их на новые подвиги, вселяя веру, стойкость и духовное терпение перед скорбями постигшими их. Много видений преподобного Сергия после его прославления было по всей стране, и в годы войн, смут и лихолетий и в годы мира, господства духа, силы и могущества.
7. Послесловие….
«Моли святый отче Сергии Бога о нас, о ниспосылания нам ума, разума» (или в единственном числе)-мне.
Перед иконой святого отца нашего Сергия Радонежского молятся о ниспосылании терпения, ума и уразумения в учебе , прилежания в науках и стяжания дара понимания учения. По неизреченным глаголам преподобный отче Сергии предстоит Богу за всех людей и все, кто не просит у него заступничества, уразумения, — всегда он как и весь сонм святых угодников Божиих является ходатаем нашим перед Богом, перед Господом Иисусом Христом, Богородицей и перед Пресвятой Троицей. …………………………………………………………………………………………………………..
[size=13]Слава Богу за все….[/size]

2013-10-09T20:55:30+00:00 Октябрь 9th, 2013|Categories: Статьи|Tags: , |Нет комментариев

Оставить комментарий