Суеверие и обряд. Связь традиции с народной культурой

Главная/Статьи/Суеверие и обряд. Связь традиции с народной культурой

Суеверие и обряд. Связь традиции с народной культурой
Суеверие можно представить как ошибочное мнение или воззрения на то или иное обстоятельство в жизни человека, когда человек ищет специально символы и знаки в окружающем его мире. Он в сущности суеверен тогда, когда традиция исчерпывает себя и превращается в некий обряд, а обряд в символическое или аллегорически воспринимаемое деяние, явление, событие.
Некоторые люди говорят, встречая на своем жизненном пути те или иные символы или те или иные знаки:» О, это наверно знак или знаки судьбы». Но в сущности нельзя отрицать, что сама человеческая жизнь глубоко символична и знаковая, однако же не стоит и вдаваться в другую крайность, заключающуюся в том, чтобы искать везде знаки, символы и так далее. Действительно, в психологическом аспекте суеверие может быть стимулом к появлению у человека навязчивой идеи, когда жизнь приобретает именно для него только символически-странный оттенок, явлений, событий и деяний. То есть человек и рад бы от нее избавиться, но он настолько настроил себя и свое «сознание» на именно такое «навязчивое» восприятие мира, что уже сам не может ничего поделать. Отсюда важным следствием является, то, что кто о чем думает, то в того и вживается. Чем чаще человек думает об этом, чем больше его это завлекает, волнует и даже наконец затягивает. Грань между суеверием и навязчивой идеей, в которую превратиться может суеверие очень тонка, практически незаметна. Суеверием могут быть и «народные приметы», которые человеком воспринимаются слишком прямолинейно. Словом все зависит от восприятие и осознания человека,- развито у него воображение, слишком близко ли он принимает такие «явления» к сердцу или он не обращает на них никакого внимания и насколько он внушаем.
Этимологическое происхождение слова «суеверие» естественно всем и каждому понятно, то есть «всуе верить», верить во что-то понапрасну и чаще всего не зная во что… Другими словами верить не предметно. С позиции религиоведения суеверие является продуктом распада того или иного религиозного мировоззрения, того или иного верования. Скажем языческое суеверие, связанное с языческими приметами «черная кошка перебежала дорогу» «повстречал или повстречала женщину с пустым ведром» и так далее… Однако с точки зрения народной культуры суеверия могут быть теми, что откладывается в народной памяти, приобретая через определенное время характер простонародной мудрости, не народной, но именно простонародной.
Теперь нужно сказать о том, что некоторые люди связывают обряды и суеверия, часто путая их и называя обряд суеверием. Обряд имеет конкретную направленность, это всегда деяние направленное и содержащее тот или иной культурно-религиозный смысл или псевдо религиозный, как например языческие обряды. Тогда как суеверие чаще всего относится именно к самой вере человека в то или иное обстоятельство, то или иное событие и даже явление. Однако с религиоведческой точки зрения, например языческие обряды тех или иных малых народностей, которые усвоили эти обряды в рамках сложившейся малой этнической культуры. Например, шаманизм хотя и не имеет отношение к суеверию, но является важным в понимании «общения человека с духами» самобытным верованием ряда народностей и народов. Шаман вызывающий духов над больным человеком совершающий обряд, вовсе не шарлатан, но культура этим малых народностей сложилась так, что для них он и лекарь и помощник, и своего рода посредник между человеком и «богами», миром духов. Или к примеру в ряде стран Африки колдуны мудрейшие люди, могущие навлечь на враждебное племя и порчу имущества, здоровье и особенно скота с одной стороны, а с другой стороны лекари, помощники и мудрейшие мужи для своего племени. Однако несмотря на суеверия, как полагает профессор Зубов и его румынский коллега Мирча Элиаде большинство племен африканских сохранили верование в Бога. Мирча Элиаде приводит такой пример, в Южной Африке существует племя, которое несмотря на свое полупервобытное существование верит в Бога. Когда кто-нибудь из людей заболевает, умирает, то они обращаются к своему колдуну, но колдун после недолгого времени, говорит, что никто из враждебных племен не насылал порчу и что помочь ничем не может, тогда они непосредственно обращаются к вожаку другого племени, но тот тоже отрицает причастность к этой напасти или болезни. Наконец колдун объявляет дни воздержания от пищи, сообщая, что может быть сами боги прогневались на этих несчастных людей, и после «дней очищения» узнав, что ничто не помогает вожак племени собирает его и выбирает людей, как правило мужчин, которым приказывает совершить определенный обряд, «избавления от болезни» , мужчины выходят из племени и начинают особый танец-обряд образуя собой круг, каждый из них имеет копье которым бьет себя до крови со словами» Та-пиди «, что означает воззвание к Богу,- «Посмотри, Ты наказал наше племя за непослушание Тебе наши боги не могут помочь нам и вот мы взываем к Тебе, искупляя свое непослушание собственной кровью», при чем буквально кровь брызжит из ран, окропляя символический круг. Данный обряд, несмотря на кажущуюся его дикость по словам Мирча Элиаде имеет важное значение, — люди пляшущие в круге символизируют собой «жертву» » мертвецов» , готовых вновь «ожить» к новой жизни, поскольку архетип напасти, болезни воспринимается племенем как либо попытка уничтожить его другими вражескими им племенами, либо наоборот как попытка, исправить свою жизнь, принеся себя или членов племени в символическую жертву, существенным по мысли религиоведов является и то, что обряды совершаются в круге , как символе вечности, окропление кровью символического круга означает искупление и покаяние.

2013-10-09T20:55:32+00:00 Октябрь 9th, 2013|Categories: Статьи|Tags: , |Нет комментариев

Оставить комментарий