Святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан.

Главная/Статьи/Святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан.

Святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан.
Косма и Дамиан происходили из Азии и были родными братьями. Своим воспитанием они обязаны матери Феодотии. Овдовев, она посвяятила себя детям и научила их быть истинными христианами. Став взрослыми, Косма и Дамиан изучили вречебное искусство, чтобы приносить как можно больше пользы ближним. За это благое желание Господь даровал им такую силу, что все, кого лечили святые, будь то люди или животные, непременно выздоравливали. Они не брали никакого вознаграждения за врачевание, потому и были названы бессребниками. После смерти они были погребены в Феремане. Часть мощей этих святых находится на Афоне.
Во второй половине IV века стали известны росписи храмов, в которых изображались святые Косма и Дамиан. Так в Риме в церкви, освященной в честь их имен, в конхе апсиды изображены Косма и Дамиан предстоящие Господу Иисусу Христу, изображенному в темно синей мандорле, подчеркивающей непространственность Изображенного, Его надмировой уровень, — как бы сходящему из «таинственного мрака» (термин византийского богослова , основоположника исихазма Симеона Нового Богослова) к святым мученикам, предстоящим Ему и просящим за создателей храма. Фигуры изображены в неестественном свете и пропорции- очень крупными, но при этом как и положено выделяется фигура Иисуса Христа, одетого в золотые одежды, сообразно слову псалма «Одевается в свет, словно ризою». Бог Светов предстает как не просто Спаситель Мира, но и Вседержитель — Пантократор, которому подчиненое все мироздание, Который созиждит и содержит «все бытие». За фигурами святых мучеников Космы и Дамиана изображена процессия- в образе римского епископа — стоит сам подаятель храма, и его подчиненные — с одной стороны, со стороны святого Космы, который молится Господу Иисусу Христу за подаятелей и устроителей храма и стоит в начале процессии. Приближенные епископа, царедворцы стоят за святым Дамианом, который изображен с другой- правой стороны, предстоящим Господу Иисусу Христу. Обычно двух братьев изображали с одинаковыми лицами, тогда еще не было сформировано византийского иконографического канона, относящегося так или иначе к Фурнографиоту — афонскому монаху, впервые начертавшему в 12-13 веках краткие правила «иконописания святых и мучеников», изображение лиц, пропорций тела, самих ликов, и красок, которые используются при этом.
В тоже время примечательно, что данная иконография «процесси» распространяется в других византийских храмах, а также храмах , отнесенных к владычеству Теодориха и других королей.

2013-10-09T20:55:29+00:00 Октябрь 9th, 2013|Categories: Статьи|Tags: , , |Нет комментариев

Оставить комментарий