Терновый венец мученичества и подвижничества в Советской России.

Главная/Статьи/Терновый венец мученичества и подвижничества в Советской России.

«Терновый венец» мученичества и подвижничества в Советской России.
…Первым новомучеником в России после октябрьского переворота 1917 года стал митрополит Петроградский Иоанн, который, впрочем недолго занимал эту кафедру. Как и Киевский митрополит Вениамин, пострадавший также сразу после октябрьской революции, Иоанн был убит, меcто захоронения его тела не было известно. Нужно сказать, что исторические судьбы многих церковно и священнослужителей в эту пору «лихолетья» и «смуты» были во многом схожи. После октябрьского переворота 1917 года начинаются «чистки» в рядах священнослужителей. Церковь намеренно запугивают многочисленными расправами, которые каснулись особенно монашествующих. Все дело в том, что согласно декрету СНК от 1919 года, на два года позже , уже в пореволюционное время, начиналось изьятие церковных ценностей, предварительно проведенная их ревизия, но особенно много мучеников, среди монашествующих, было в связи с осквернением и вскрытием мощей святых угодников Божьих, среди которых осквернению подверглись мощи преподобного Сергия Радонежского, хранившиеся в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. В 1920-1921 годах в защиту мощей и против их вскрытия выступили с воззванием к новой власти члены Святейшего Синода, среди которых был и будущий патриарх, а в ту пору активный член Святейшего Синода Алексий (Симанский). Однако вскрытие мощей продолжалось, их свозили в Исаакиевский собор в ту пору Петрограда, который стал музеем атеизма на долгие годы.В годы страшного голода, постигшего Россию, в 1923 году под предлогом помощи голодающим, новая власть стала изымать церковные ценности. Мало кто знает, что это белое пятно в советских архивах до сих пор не раскрыто, все дело в том, что под предлогом помощи голодающим, наши знаменитые иконы, святыни свозились заграницу, и продавались там за ничтожные суммы денег, большая часть из ценностей которых осела и до сих пор еще есть во многих частных коллекциях любителей антиквариата и » ценителей» церковных ценностей, икон и прочее. В тоже время арестовывают и многих членов Святейшего Синода, среди них в Казахскую ССР был сослан и митрополит Алексий (Симанский), который в ссылке пробыл почти пять лет, вернувшись оттуда только в 1927 году.
Под прикрытием помощи голодающим, была развернута невиданная компания не только по изъятию церковных ценностей, травле священнослужителей и во многом их физическому устранению, но и обвинению Церкви в том, что она намеренно скрывает свои ценности, в то время как большевики ни в чем из еды не нуждались, в годы голода по всей стране. Но при этом, стало известно, что многие монастыри были, если не разрушены, то обескровлены, братия физически уничтожалась, ссылалась, женские монастыри также подвергались насилию и прочее. Сам факт официального бесчинства «красного террора» был лично озвучен в одном документе, который к 1943 году, — году перелома фактически в Великой Отечественной Войне рассматривал сам Сталин- там было написано, что из более чем 1000 священников, церковнослужителей осталось в живых лишь 10, 8 из которых присутствовали лично на встречи с Иосифом Виссарионовичем. Все это заставило впоследствии зарубежную общественную и литературную мысль, представленную Англиканской Церковью и Римо-Католической, осудить массовые репрессии в Советской России уже к 1930-м годам, когда французские социологические исследователи провели статистику, согласно которой культ личности будет только усиливатся в Советской России. Все это вызывало опасение у зарубежной общественности, если Румынскую и в частности Албанскую Церковь, репрессии коснулись в 60-е годы, при режиме Чаушеску (в Румынии) , то в Советах они были гораздо ранее и намного страшнее. Но дело конечно в исторической правде, которая многими оспаривается, не в событиях даже в польской Катыни, которые тоже были до времени скрыты от глаз посторонних, а в том, что в России в это время явилось невиданное число новомучеников, впоследствии канонизированных Русской Православной Церковью в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Освященном соборе, — такого в истории РПЦ не было пожалуй никогда, с этим событием могло сравнится лишь событие 1549-1550 гг, вошедшее в историю России и Русской Церкви как » Макариевские соборы». , при митрополите Макарии было очень много святых канонизировано, но вряд ли они составляли часть, хоть от того числа святых, заявленных к общероссийской общецерковной канонизации в ликах преподобномучеников, мучеников, священномучеников, страстотерпцев, просиявших подвигами, непоколебимой верою в годы богоборчества.
Параллельно с событиями, к которым мы возвращаемся, связанными с массовыми гонениями на Церковь, шли события и отделения Украинской Церкви от полноты Русской Православной Церкви. В 1918 году на Украине состоялся собор, на котором в повестке дня обсуждался один из существеннейших вопросов дальнейшей жизни Украинской Церкви- это принятия абсолютной самостоятельности от Русской Православной Церкви, представленной Московским Патриархатом, либо все таки приятие автономии- самостоятельной юрисдикции, но каноническая связь которой с Московским Патриархатом оставалась. В это же самое время обсуждения данного жизненно- важного вопроса, часть священнослужителей, представленных на соборе, выступила за полную автокефалию, полную самостоятельность. Историки, во многом интерпретировали это, как попытку отделения Украинской Церкви, причем той ее части, которая намеренно ушла в раскол, организован какой был идейным вдохновителем первых униатов, — раскольником Шептицким, от полноты Русской Провославной Церкви. Протоиерей, участник Собора, Василий Зеньковский выступил против полного отделения Украинской Церкви от Русской Церкви, но в тоже время считал возможным и необходимым признания автономной Украинской Церкви, зависимой канонически от Московского Патриархата. Полагая, что удар был нанесен по цельности и единству Церкви в ту пору, недавно, ставший патриархом под каноноды обстрела Кремля — Тихон (Белавин), выразил недовольство и несогласие с решением Собора, на котором численный перевес был в пользу раскольников, считая , что данное решение прямо противоречит и ведет к каноническому разрыву связей Украинской Церкви и Московского Патриархата. Шептицкий, организовал первую униатской церковь на Украине, при нем было много раскольников, ушедших от полноты Церкви и не принимавших каноническую юрисдикцию над Украинской Церковью Московского Патриархата. Шептицкий, вместе со своими приближенными созывает очередной, но СВОЙ собор- самосозванный и самозванный собор, на котором принимается решение о полном отделении от Московского Патриархата. Установленная здесь, силою оружия власть большевиков полностью поддержала Шептицкого, и его приближенных, понимая, что для «идейного подрыва основ Церкви», необходима безжалостная и молниеносная стратегия с целью организовать внутри структуры Русской Церкви как можно больше расколов. Но не суждено было все таки окончательно утвердить здесь униатский «закон», поскольку грянувшая Гражданская война спутала многие карты большевикам, в 1919 году здесь происходят бои с белогвардейцами, Киев переходит из стороны в сторону, на время устанавливают здесь свою власть белогвардейцы, Шептицкий признается раскольником и на время же изгоняется, запрещается в служении, но в июле 1919 года обстановка резко меняется, белогвардейские части спешно эвакуируются с территории Украины, к тому, же она уже почти вся подпадает под власть большевиков, это означало только одно- гонение на официальную Церковь в Украине- что и не приминуло быть. Параллельно с этими события в 1923 году, еще не взорванном в тридцатые годы Храме Христа Спасителя, происходит собор новой Церкви, полностью поддерживавшей советскую власть, это был первый, но и последний, по таким масштабам ,собор Обновленческой Церкви, на нем признали выборность архиереев, не из числа монашествующих, возможность и согласие вступать священнослужителям в партии различные политические и, в тоже время,»молитву за новую власть», молились за Ленина и за многих большевиков. Шептицкий тем временем переходит в лагерь обновленцев, вплоть до конца 20-х годов большевики поддерживали «обновленческий раскол» в Церкви, многие храмы по областям захватывались обновленцами, униатский раскол тоже активно поддерживался большевиками, но поняв, что с Церковью внутренне расколов ее «нельзя справиться». тактика меняется и уже большевики не поддерживают обновленцев, те медленно, но верно, сдают свои позиции и уходят на второй план. Уже к концу 20-х годов на территории России практически не остается обновленцев, часть из них, как тульский протоиерей Введенский через покаяние и исповедь, вновь приходят в лоно Православной Церкви и принимаются ей, часть эмигрирует зарубеж. Шептицкий лишь ко второй половине 30-х годов эмигрировал в Америку, где горячо был принят и встречен как «герой», прожил более чем длинную жизнь (умер на 80 году жизни или даже позже , о нем сообщает профессор Дмитрий Поспеловский (Университет Онтарио, Канада)) и умер своей смертью.
Но раскол, учиненный большевиками на Украине, проживет еще долго и особенно вновь проявится на Украине в 90-е годы XX столетия. И явит уже новых новомучеников…

2013-10-09T20:55:29+00:00 Октябрь 9th, 2013|Categories: Статьи|Tags: , , |Нет комментариев

Оставить комментарий