Усекновение головы Иоанна Предтечи

Главная/Статьи/Усекновение головы Иоанна Предтечи

Усекновение головы Иоанна Предтечи
Иоанн Креститель был одним из величайших пророков, который занимает срединной положение между великими пророками Ветхого Завета и благодати явленной в Новом Завете Господа нашего Иисуса Христа. Подготавливая народ к принятию крещения в реках Иордана, этот пустынножитель и печальник земли Иудейской многое время провел в отшельничестве, питаясь акридами. Современные авторы, такие как исследователи Кумранских свитков , найденных в Кумране в Египте и Сирии во многом полагали, что Иоанн Креститель был учеником знаменитой ко времени Первого Пришествия Господа Иисуса Христа секты есеев, и их Великого Учителя или равви, как эта иудейская секта, по праву ставшая прообразом анахоретства египетского (пустынножительства в пустынях Египта, коптской традиции Тавеннисиотского монастыря святого Пахомия Великого) стала называться в востоковедении и исторической науке. Профессор Амусин в знаменитой книге, посвященной Рукописям Мертвого моря с одноименным названием полагал в частности, что образ проповеди Иоанна был схожь с проповедью есеев, место пребывания его в пустыни, отшельничество и мудрость явленная ему от Бога тоже во многом была распространена среди есеев, надо сказать, что Иоанн Креститель был пророком Божиим и отнюдь не отрицал брака, как это было в секте ессеев , наоборот во время обличения царя Ирода Антипы Иоанн Креститель говорил, что ему как царю Иудейскому подобает жить с законной женой, а не с сожительницей — женой своего брата Филиппа.
Церковная традиция сообщает , что Иоанн Креститель родился в семье священников Захариия и Елизаветы, которая происходила от царя Давида. Его родиной является юг Палестины. По материнской линии Иоанн Креститель являлся родственником Иисусу Христу, но родился на 6 месяцев раньше него. Вот как описывается это событие у евангелистов:
1. Мф. Примечательно, что писавший для евреев Матфей не упоминает о непосредственном рождении Иоанна Крестителя, но говорит о его проповеди: «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямым сделайте стези Ему (Ис.40, 3)[Мф, 3, 1-2]. Но сразу непонятно, что значит у евангелиста в те дни, предшествующее повествование о бегстве святого семейства в Египет и возвращении по окровению Божию назад в Иерусалим, — вот какие события имеются ввиду у Матфея, происходившие в «эти дни».Но, что означает наименовани «глас вопиющего в пустыне»- так называл себя сам пророк Иоанн Предтеча. Пртоиерей Александр Мень видит в этом названии сокровенную историю, относящуюся к событиям Ветхого Завета. Вот, что он пишет:» Иоанн называл себя «гласом вопиющего» , что само по себе говорило о многом.» Далее он рассказывает, что имеется ввиду под этим «многим»: «Пять веков назад, когда кончились изгнания и иудеи смогли вернуться из Вавилона, великий учитель веры Исайя Второй* сложил гимн о Богоявлении. В нем описано пасхальное шествие через бесплодную пустыню, которая расцветает перед лицом Господним, превращаясь в сад. Впереди- глашатай (то есть вестник)(мое примечение). Он призывает расчистить путь Идущему»**. Именно это уточнение под Ис.40, 3 и стоит в Священном Писании Нового Завета. Приведем его полностью: «Глас вопиющего в пустыне:приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему;всякий идол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся, и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это»*** Пути неровные станут гладкими, имеется ввиду путь человека, идущего по жизни с грехом, «гладкие» у Исайи через покаяние , которое возвещал Иоанн Предтеча многие смогут узреть Бога воочию и стать Его учениками. В этом смысле интересно, что Матфей говорит о том,что сбылось предсказанное у пророков и пришли дни этому, отсюда «в это время» есть как раз и приход данного времени, в которое сбудется реченное через пророков о пришествии Избавителя и прежде «пришествии Илии» или явлении Илии, которого ждали многие законники и фарисеи. Пришел Иоанн Креститель. Православные писатели говорят о том, что Бог спас его, поскольку он должен был быть в числе тех Вифлиемских младенцев избиение которых произошло при Ироде.
Далее святой евангелист говорит о том, какую одежду имел Иоанн при выходе на проповедь, показывая тем, самым его аскетичность и то, что он явится первым молитвенником, который на себе понесет «ангельский чин». Эта паралель чрезвычайно важна, так как и в Древней Руси и в Византии в сущности монахов и особенно отшельников называли, теми, кто ведет ангельскую жизнь, эти упоминания мы встречаем у наших древних отцов в Корпусе Макария Египетского, у Евагрия Понтийского и у многих других блаженных, преподобных и святых отцов наших. Так у Макария встречает о сущности христианства: «Поэтому христианство не есть что-нибудь маловажное, оно- великая тайна. .. Тайна христианства необычайна для мира сего. Видимая слава и богатство царя суть нечто земное, тленное, преходящее, а то царство и то богатство Божественны, небесны, славны, никогда не преходят, никогда не прекращаются. Ибо в Небесной Церкви соцарствуют с небесным Царем, и как Сам Он перворожден из мертвых (Кол.1,18), так и соцарствующие с Ним первородны» И еще говорит Иоанн существенное в историческом и богословском плане для нашего повествования ранее: «Так и Господь обрел душу, уязвленную и сокрушенную, дал ей врачество, совлек с нее очерненные одежды и срамоту порока, облек ее в ризы царские, небесные, Божественные, «»»светоносные»»» и славные, возложил на нее венец и приобщил ее к царской трапезе на радость и веселье»**** Интересно, что уже упоминаемые нами ессеи носили название «сынов света» , Жившие у Мертвого моря, что именно возвещение прихода Спасителя в мир выпадет на их долю. Что именно ессеи возвестят миру о пришествии из «их среды» глашатая. «История мира, по их мнению, не удалась, и все, кроме них, обречены. Они жили за стенами поселков, пунктуально соблюдая обряды и веря, что только с ними будет заключен Новый Завет, предсказанный пророком Иеремией» **. Примечательно, что судьба ессейской общины была плачевной их Учитель был убит, а сами они как могли защищались от войск во главе с самим цезарем Титом Флавием Веспасианом , который разрушим старый город Иерусалим в 75 году после Р.Х. Об этом в частности сообщает в своих» Иудейских войнах» еврейский историк Иосиф Флавий. Отсюда важным становится, что наименование , сохранившееся в одном из древнерусских списков икон Иоанна Крестителя «Ангел Пустыни»***** , имеет ввиду ангельское житией Иоанна, не принадлежность его прямую к мистической секте «сынов света»- ессеев. Перейдем к тому, что еще нам сообщают апостолы евангелисты Марк, Лука и Иоанн.
2. Мк. Вот здесь мы и видим историческое событие, вернее название , которое досталось потом и перешло одной из наших икон. Евангелие от Марка начинается словами: «Как написано у пророков: «вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою»******. Как и Матфей Марк нам повествует о крещении и покаянии народа Иудейского и Иерусалимского, и говорил Иоанн: «Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Там же) Понятно, что пригтовление ко крещению в водах Иордана было символическим и в тоже время реальным крещением- подготовление ко крещению Спасителем народа иудейского и иерусалимского и затем других народов Как тело омывает душу, так и крещение Иоанново подготавливало людей к новой жизни. Приступили к нему на берегу реки Иордана и фарисеи с саддукеями, тогда увидя их Иоанн сказал «Отрдье змеиное! Кто указал вам бежать от будущего гнева? Не думайте говорить сами себе: «Отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что может Бог из камней сих воздвигнуть Себе детей Авраама».
3. Лк. Лука сообщает нам хронологические данные, когда именно Иоанн вышел из пустыни с проповедью покаяния: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четверовластником в Галилее, Филипп, брат его, четверовластником в Итумрее и Трахониотской области, а Лисаний четверовластником в Авилинее, … был глагол Божий Иоанну, сыну Захарии, в пустыне»(Лк. 3, 1-2).Это был призыв на проповедь, Лука сообщает нам и смысл этой проповеди, в отличии от Матфея и Марка: во-первых, призыв к милссердию над нищими- поделиться одеждой своей у кого ее две, во-вторых, ничего не требовать мытырям более определенного им, в-третьих, не обижать , не клевещите воины,…А что же сказано у Иоанна?
4. Ин. Кратко повествует о крещении Иоанна Крестителя в Вифаваре, близ Иордана, но здесь важные и существенные слова, которые говорит Иоанн Креститель: «Я крещу в воде: но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете». То есть среди крещаемый мог быть и сам Спаситель, очень инетерсно, что именно Иоанн Богослов сообщает нам эти слова, о чем другие евангелисты умалчивают, полагаясь на Иоанна Богослова. Иоанн , когда является ко крещающимся Сам Христос исповедует перед Ним и называет его «Агнцем Божиим» (Agnus Dei) , «Который берет грехи мира на Себя. Сей есть, о Котором я сказал: «за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому, что Он был прежде меня» . Это место тоже интересно, поскольку в нем заложен догматический смысл Боговоплощения, Слово стало Богом… отсюда данные слова Иаонна Предтечи полностью совпадают с началом Иоаннова евангелия,
Все это согласуется с другими евангелистами , вернее все четыре евангелиста дополняют друг друга показывая нам стройное повествование евангельских событий.
По свидетельству апостола и евангелиста Иоанна , узнав,что Иоанн Предтеча назвал Господа Ииуса Христа «Агнцем Божиим» два человека из толпы захотели присоединиться к Нему- ими были апостолы Андрей Первозванный и Иаонн Богослов. Теперь нам совершенно ясно, почему Иоанн Богослов передает то, что нет у других евангелистов, ибо он был свидетелем — по гречески «истором» тех великих событий и Крещения Господня. «Крещение Ииуса Христа стало последним делом на земле Иоанна Предтечи»*******
Марк сообщает нам, что после проповеди «тут же» Иоанн Прдтеча был схвачен посланными от Ирода Антипы и ввержен в темницу. Среди народа Иоанн был очень любим, его почитали за пророка. Поэтому Ирод Антипа до времени не трогал его, боясь народного бунта и нестроений, которые могли были бы быть. Дворцовые интриги, распущенность Ирода Антипы заставляет Иоанна Крестителя обличать его при всех членов его семьи. Как известно из Священного Писания Ирод Антипа сожительствовал с женой брата своего Филиппа, будучи женат. И вот когда настал пир, по случаю дня рождения Ирода Антипы он пригласил к себе Саломию, дочь Иродиады и Филиппа, пренебрегая обычаями она вошла в легкой одежде танцовщицы и начала плясать; чем удивила и поразила Ирода, который ей в награду отдать захотел все, будучи отуманенный вином. Саломия вышлы в восторге от произведенного впечатления и спросила у матери своей: «чего просить? Та ни минуты не колебалась: самым драгоценным для нее подарком была смерть Иоанна Крестителя она приобретет все царство своего любовника и поэтому не колеблясь, ответила: головы Иоанна Крестителя. Стражник спустился в темицу и усечен был Иоанн, а его голова поднесена Саломеей на блюде.
Тело Иоанна Крестителя было погребено его последователями в самарянском городе Севастии. Один из исследователей, пришедших к вере пишет следующие строки об этом событии: «…чтобы над бездыханном телом Иоанна не надругались, ученики его унесли тело его за пределы Переи, туда, куда не простиралась власть Ирода Антипы, а именно в Севасту, находившуюся под властью Пилата. Севаста или Севастия- гарод, обстроенный при Ироде называвшегося Самарией. Здесь-то в пещере, где погребены были пророки Авдий и Елисей, положено было, как гласит предание, тело последнего Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна.» ********
Однако голова еще не была найдена. Ее обнаружили в скором времени и положили в сосуд, закопали на Елеонской горе. Но впоследствии ее обнаружил крестьянин, который откопал голову и хранил у себя как величайшее сокровище и христианскую реликвию, чтобы над святыней не надругались. Первое обретение главы пророка Иоанна произошло в царствование Константина Великого (313-337 годы). Не случайно, впрочем о смерти Иоанна Крестителя свидетельствует предворный историк императора Константина- Евсевий Памфил в своей «Церковной истории»:
«Святое Евангелие сообщает, что вскоре Ирод Младший обезглавил Иоанна Крестителя. Иосиф пишет о том же, называя по имени Иродиаду; на ней, жене брата, женился Ирод, разведясь со своей первой, законной женой (она была дочерью Ареты, царя Петреи). Ирод отобрал Иродиаду от живого мужа. (2) Она виновата в смерти Иоанна и в войне с Аретой, считавшим, что его дочь оскорблена. На этой войне, в одном из сражений, говорят, погибло все войско Ирода: это было ему наказанием за гибель Иоанна. (3) Тот же Иосиф признает, что Иоанн был человеком праведнейшим и крестил людей; свидетельство его согласуется с тем, что написано в Евангелиях. Рассказывает он, что Ирод по вине той же Иродиады лишился царства, вместе с ней отправлен в далекую ссылку и осужден жить в галльском городе Виенне. (4) Об этом написано в 18-й книге «Древностей», где об Иоанне сказано дословно так: «Некоторые из иудеев думают, что погубил Бог войска Ирода по всей справедливости, наказывая его за смерть Иоанна, называемого Крестителем. (5) Ирод убил его — человека достойного, убеждавшего иудеев упражняться в добродетели, быть справедливыми друг к другу и благочестивыми пред Богом и тогда уже приходить креститься. Он считал, что креститься стоит не для того, чтобы вымолить отпущение грехов, а ради чистоты телесной, когда душа еще раньше очищена праведностью. (6) Вокруг него собирались люди, воодушевленные его словами. Ирод же, боясь, как бы он, обладая такой силой убеждения, не поднял мятежа (казалось, что по его совету люди сделают все), решил, что гораздо лучше предупредить события и убить Иоанна, не дожидаясь мятежа, а не каяться потом, если случится переворот. Заподозренный Иродом, он в оковах был отправлен в Махерунт — об этой тюрьме мы говорили раньше — и там убит» (Иосиф Флавий еврейский историк эпохи эллинизма (конец 1 века до Р.Х- 1-2 века по Р.Х.), написавший книги «Иудейские древности» и «Иудейская война», Евсевий цитирует здесь его; Иродиада- законная жена Ирода)- (смотрите Евсевий, епископ Кесарийский, он же Евсевий Памфил. Церковная история, книга 1, 14 глава) .
Ирод Антипа, впоследствии постепенно стал сходить с ума: «С тех пор Антипу стал преследовать страх. Услышав об Иисусе, он уверял окружающих, что это восстал из мертвых казненный им праведник. Когда Арета IV пошел войной на Ирода и захватил Махерон, люди говорили, что Бог покарал тетрарха за убийство Иоанна».
Второе обретение честной главы пророка Божия Иоанна, связано с чудесным ее обнаружением двумя иноками, шедшими в Иерусалим, чтобы поклониться Гробу Господню. На пути они увидели Иоанна Предтечу, который явился им и указал им на том место, где была зарыта его голова. Иноки направились к нему и откопали голову. Вплоть до второй половины 10 века мощи святого пророка Иоанна Крестителя хранились в Византии, но впоследствии в 959 году при императоре Константине Порфирородном во время войны с Турцией мусульмане захватили город, но руку святого успели перевезти из Антиохии в Халкедон, а потом- в Константинополь. Здесь она продолжала находится до тех пор, пока турки не завладели городом. Сейчас рука святого находится на хранении в Петербурге, в церкви Нерукотворного Спаса.
Список использованной литературы и примечания:
* «Рукописи Мертвого моря», первые книги о находках в Кумране ставшие известными и научно-популярными советским читателям.
1.* Глава третья. Предтеча Иисус в Пустыне/Прот. Александр Мень. История религии в семи томах. В поисках пути, истины и жизни. Том VII. Сын Человеческий. С. 48. Исайя Второй- один из древних писателей книги пророка Исайи, ученые гебраисты выяснили, что книгу пророка Исайи писали как минимум 3 человека: сам пророк Исайя, Исайя Второй или Псевдо-Исайя и ученики пророка Исайи, или один из них.
2.** Там же. То есть Мессии- Господу Иисусу Христу.
3.*** Пророк Исайя. Глава 40, 3-5/Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Российское Библейское Общество. 2006.- С. 646.
4.**** Добротолюбие, исправленное и дополненное издание. Т 1. Святой Макарий Великий. Глава 4. Образование твердой решимости спасаться в Господе. 78 стих.- С. 32.
5.**пророк Иеремия- предсказавший Вавилонский плен избранному народу Божию и многие горести и бедствия. Один из великих пророков после Исайя. Главные пророческий книги: книга пророка Иеремии, неканонические книги- Послание Иеремии.
6.*****смотрите иконопись Ярославской иконописной школы, домонгольский период древнерусского церковного искусства- «Иоанн Предтеча в житии. Ангел пустыни. XIII век.
7.****** Евангелие от Марка. Святое благовествование. Глава 1, 2. Новый Завет и Псалтирь. ФРГ. Регенбоген/ Франкфурт-на-Майне.- С. 38.
8. ******* прот. Александр Мень. Сын Человеческий- там же, с. 49-50.
9.********Глава 19. Смерть Иоанна Крестителя. Возвращение Апостолов. Насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами. Хождение Иисуса по воде и спасение утопавшего Апостола Петра. Беседа о хлебе жизни. Оставление Иисуса многими учениками/ Гладков Б.И. Толкование на Евангелия «Христианская жизнь».- Клин, 2005. С. 462.
10. ********* Смотрите Евсевий Памфил Церковная история. Книга 1.

2013-10-09T20:55:31+00:00 Октябрь 9th, 2013|Categories: Статьи|Tags: , |Нет комментариев

Оставить комментарий